Т а б л и ц а 2. 4
Наименование статей | Показатели, в %
| ||
| Банк № 1 | Банк № 2 | Банк № 3 |
1. Уставный капитал | 21,5 | 18,1 | 9,4 |
2. Резервный фонд | 5,3 | 4,4 | 3,2 |
3. Нераспределенная при- быль | 49,4 | 51,3 | 69,9
|
4. Прочие фонды | 14,1 | 20,4 | 15,2 |
5. Резервы | 9,7 | 5,8 | 2,3 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0
|
Структура собственного капитала коммерческого банка не однородна по качественному составу и изменяется в течение года в зависимости от качества активов и пассивов, использования собственной прибыли, политики банка по обеспечению его ликвидности.
Уставный капитал банка является частью его собственных средств, частью пассивов и является основополагающим фондом в составе собственного капитала банка.
Уставный капитал является обязательным условием образования банка как юридического лица. Величина уставного капитала регламентируется законодательными актами и нормативами Центрального банка России и является предметом соглашения Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) о минимальной величине уставного капитала вновь образуемого банка в размере 5млн евро.
Менеджмент собственного капитала банка начинается с менеджмента уставного капитала, являющегося гарантом экономической устойчивости банка. От величины и состава уставного капитала зависит вид получаемой лицензии на проведение банковских операций. Лицензия может быть Генеральной или внутренней. Внутренняя, в свою очередь, может быть простой или расширенной. Банк, обладающий Генеральной лицензией, имеет право проводить все виды операций как в рублевой, так и иностранной валюте, открывать филиалы за рубежом и корреспондентские счета в иностранных банках, приобретать акции банков-нерезидентов.
Уставный капиталбанка формируется путем выпуска и реализации собственных акций, которые могут быть привилегированными и обыкновенными.
Привилегированные акциидают право их владельцам на получение дивидендов в размере не менее заранее установленного твердого процента к номинальной стоимости акции, но не дают права голоса, то есть права участия в управлении акционерным коммерческим банком. Привилегированные акции должны составлять не более 25% уставного капитала банка.
Обыкновенные акциидают право голоса при решении вопросов на собрании акционеров и участия в распределении чистой прибыли после исполнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям.
Менеджмент уставного капитала начинается с формулирования учредительных документов и определения состава акционеров – собственников банка.
Исходя из этого, эмиссия акций может осуществляться:
путем частного размещения акций среди заранее известного ограниченного числа инвесторов и на ограниченную сумму;
путем открытого размещения с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии среди потенциально неограниченного числа инвесторов и на определенную сумму.
Выпуск акций для увеличения уставного капитала акционерного банка может осуществляться только после полной оплаты акционерами всех ранее выпущенных банком акций.
При регистрации и продаже акций банка, связанной с увеличением уставного капитала, банк должен подать документы в ЦБ РФ не позднее двух месяцев от даты принятия решения о выпуске акций. Следует проводить размещение акций как можно быстрее, чтобы сократить время нахождения средств на накопительном счете ЦБ РФ. Первый платеж за акции должен составлять не менее 50% от номинальной стоимости приобретаемых акций.
В проспекте эмиссии, составляемом на каждое увеличение уставного фонда, должна быть ссылка на решение собрания акционеров и указан общий размер увеличения уставного фонда, принятый на этом собрании.
В решении о выпуске акций необходимо указать:
объем выпуска;
тип выпускаемых акций;
количество акций с разбивкой по типам (обыкновенные, привилегированные);
номинальную стоимость акций;
порядок выплаты дивидендов;
срок и порядок подписки на акции;
порядок размещения и оплаты акций;
порядок распоряжения акциями;
права владельцев акций;
другие данные, связанные с выпуском акций.
Увеличение уставного капитала банка может осуществляться путем повышения номинальной стоимости акций, уже размещенных среди акционеров банка.
Кроме уставного капитала, коммерческим банком в процессе его деятельности формируются и другие фонды в составе собственного капитала для обеспечения устойчивости банка и его социального развития.
Резервный фондсоздается из чистой прибыли (после налогообложения) и предназначен для погашения непредвиденных убытков и обеспечения стабильности банка. Этот фонд создается всеми банками в обязательном порядке в соответствии с Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «О банках и банковской деятельности». Его предельный размер определяется в уставе банка на уровне от 25 до 100% величины уставного фонда.
При достижении предельного размера сформированный резервный фонд перечисляется в уставный (капитализируется) и его начисление начинается заново.
Специальные фонды(фонд экономического стимулирования, фонд развития банка и др.) формируются также в порядке распределения чистой прибыли и расходуются по назначению.
Следующая группа специальных фондов образуется за счет переоценки основных фондов, связанной с инфляцией; переоценки валютных средств, связанной с существующей разницей между национальной валютой и валютой других стран, «эмиссионный доход», полученный от продажи акций по цене выше их номинальной стоимости.
Создаются также специальные резервына покрытие кредитных рисков и обесценивание ценных бумаг.
Собственный капитал банка является основой его коммерческой деятельности, обеспечивает самостоятельность и гарантирует финансовую устойчивость банка.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128