Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
Недепозитные пассивы– это средства, которые банк получает в виде займов и путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке.
Недепозитные пассивы банка– это планируемые коммерческим банком займы и другие ресурсы, которые привлекаются в основном на короткий срок.
К ним относятся:
межбанковские кредиты – кредиты получаемые у других коммерческих банков;
кредиты, получаемые у Центрального банка России;
займы на рынке евродолларов;
выпуск коммерческих бумаг, облигаций и др.;
продажа ценных бумаг с обратным выкупом и др.
Межбанковские кредиты (МБК) широко используются коммерческими банками при недостаточности средств для своевременного обеспечения платежей по своим обязательствам. Основная причина кредитования банками друг друга – это разрыв в платежном обороте.
Межбанковские кредиты привлекаются, как правило, на срок от одного дня до трех суток.
Рынок межбанковских кредитов предполагает установление партнерских отношений между банками-корреспондентами, так как кредиты предоставляются в рамках так называемых «Генеральных соглашений о сотрудничестве» между этими банками. Регулярная работа банков- корреспондентов на рынке МБК приводит действительно к тесному сотрудничеству, взаимному доверию и партнерству между банками.
Рынок МБК мобилен и предполагает оперативное принятие решений контрагентами каждой сделки. Иногда корреспондентские счета используются коммерческими банками для блокирования средств банков-респондентов в качестве межбанковского кредита с последующим оформлением договора.
Рынок межбанковского кредитования характерен тем, что он свободен для входа и выхода в любой момент, когда это банку необходимо, и позволяет оперативно занимать и размещать деньги.
Банковский менеджмент к особенностям рынка МБК относит то, что:
участниками рынка являются все без исключения работающие банки, связанные между собой корреспондентскими отношениями;
рынок ориентирован на использование встречных платежей;
рынок МБК тесно связан с рынком финансовых активов;
рынок отличается высокой ликвидностью;
рынок пользуется только краткосрочными кредитами на 1 – 3 дня, более длительные МБК, как правило, не предоставляются;
рынок МБК характерен резкими изменениями процентных ставок от одного дня к другому, и даже в течение одного дня;
рынок действует на основе персональных договоров между коммерческими банками и не имеет специализированных бирж или торговых площадок.
Банковский менеджмент рынка межбанковского кредитования заключается в том, чтобы использовать его:
для обеспечения текущей платежеспособности банка. Рынок МБК является безотказным инструментом быстрого привлечения достаточно крупных ресурсов для решения сиюминутных задач. Однако этот рынок нельзя использовать только для «латания дыр», так как в этом случае банк попадает в порочный круг роста издержек на обслуживание долга, теряет имидж и становится в конечном счете неплатежеспособным;
для получения прибыли при реализации краткосрочных операций банка на рынке финансовых активов;
для привлечения МБК при одновременной перепродаже с определенной маркой;
для поддержания положительного имиджа банка. Банк, постоянно выступающий в роли кредитора или аккуратно рассчитывающийся на рынке МБК с партнерами, приобретает имидж надежного банка;
для установления партнерских отношений с другими банками, что способствует укреплению позиций банка на рынке МБК;
для сбора информации о деятельности банков – партнеров на рынке МБК.
В рамках «Генерального соглашения о сотрудничестве» банки обязаны обмениваться балансами и другими документами. Таким образом, можно собрать довольно-таки обширную информацию о финансовом рынке:
Получения прибыли за счет проведения нетрадиционных межбанковских операций. Такие операции позволяют избежать нарушения нормативов и инструкций Центрального банка, уменьшить налогооблагаемую базу.
Кредиты, получаемые у Центрального банка России, являются одним из самых надежных источников формирования недепозитных активов.
Центральный банк России как «кредитор последней инстанции» осуществляет рефинансирование коммерческих банков в порядке регулирования денежно-кредитной системы.
На разных этапах развития рыночной экономики Банком России практиковались и практикуются различные формы кредитования коммерческих банков.
До 1995 года основной формой были централизованные кредиты для клиентов коммерческого банка. Кредит оформлялся договором на основе заявки коммерческого банка о предоставлении ему централизованных кредитных ресурсов в Территориальное главное управление ЦБ РФ. В ней содержалось экономическое обоснование сумм кредита, его цели и сроки, обеспечение, графики погашения кредита клиентом коммерческому банку, а коммерческим банком – Центральному банку России.
Обязательным условием предоставления кредита являлось соблюдение коммерческим банком установленных экономических нормативов с учетом получения кредита ЦБ РФ.
Начиная с 1995 года ЦБ РФ развивает рефинансирование коммерческих банков на рыночной основе, в форме проведения кредитных аукционов, операций по переучету векселей, предоставления ломбардного кредита, кредитов для осуществления безотлагательных платежей и однодневных расчетных кредитов.
Кредитные аукционы ЦБ РФ впервые стали проводиться в начале 1994 года как одна из форм проведения денежно-кредитной политики.
В отличие от обычных централизованных кредитов кредитные ресурсы, покупаемые на аукционе, направляются не в конкретные секторы экономики, а для пополнения пассивов коммерческого банка, который эти ресурсы использует по своему усмотрению.
На основании заявок коммерческих банков и при условии соблюдения ими нормативов и других необходимых показателей Центральный банк проводит аукцион и о его результатах сообщает участникам в день проведения аукциона.
Согласно условиям общая задолженность коммерческого банка по всем аукционным кредитам рефинансирования не должна превышать двукратной величины капитала банка, а полученный кредит должен составлять не более 10% всех кредитов, предоставленных данным коммерческим банком своим клиентам.
Процентная ставка по аукционным кредитам складывается в зависимости от действующей ставки рефинансирования ЦБ и спроса коммерческих банков на ресурсы. С коммерческими банками, заявки которых были удовлетворены, главное управление ЦБ на другой же день заключает кредитные договоры, в которых оговариваются суммы, сроки кредита, процентная ставка, право бесспорного списания средств с корреспондентского счета, при наступлении срока возврата кредита, залог. После заключения кредитного договора, сумма кредита зачисляется на корреспондентский счет коммерческого банка.
Ломбардный кредитпредоставляется Центральным банком коммерческому банку под залог ценных бумаг на срок до 30 дней в целях поддержания ликвидности банка. Ценные бумаги, принимаемые в залог, должны быть включены в ломбардный список Банка России, приняты на хранение уполномоченным депозитарием, принадлежать коммерческому банку на основе собственности. Погашение ценных бумаг должно осуществляться не ранее чем через 33 дня после получения кредита.
Кредит предоставляется на основании Генерального кредитного договора между Главным территориальным управлением ЦБ и коммерческим банком. По условиям договора коммерческий банк вместе с заявлением на выдачу кредита должен предоставить в ГУ ЦБ срочное обязательство, копию выписки по счету депо, подтверждающую перевод банком ценных бумаг, доверенность на право реализации Банком России ценных бумаг, принятых в залог.
Задолженность коммерческого банка по ломбардному кредиту не должна превышать 75% рыночной стоимости ценных бумаг, предоставленных в залог.
После погашения ломбардного кредита ценные бумаги возвращаются коммерческому банку. Выплата процентов производится одновременно с погашением кредита.
С 1996 года ломбардные кредиты стали выдаваться на аукционной основе.
Кредиты для осуществления безотлагательных платежейпредоставля-ются коммерческим банкам под залог ликвидных активов. Этот кредит предоставляется только банкам, соблюдающим установленные ЦБ РФ обязательные нормативы, своевременно и в полном объеме выполняющим обязательные резервные требования. Кредит предоставляется при отсутствии или недостаточности средств у коммерческого банка на корреспондентском счете в РКЦ ЦБ на срок до 7 рабочих дней. За пользование кредитом взимается процентная ставка в размере ставки рефинансирования.
Однодневные расчетные кредитывыдаются коммерческим банкам также при временном отсутствии или недостаточности на корреспондентском счете средств, на основании договора о кредитовании корреспондентского счета. В пределах установленного лимита ГУ ЦБ кредитует корреспондентский счет коммерческого банка с последующим извещением о предоставлении однодневного кредита и получения от банка обязательств о его возврате. В тот же день коммерческий банк обязан предоставить ГУ ЦБ платежное поручение на списание средств со своего корреспондентского счета в погашение сумм предоставленного кредита и процентов по нему.
Лимит предоставляемого одному банку расчетного кредита и процентная ставка по нему устанавливаются Советом директоров Банка России и фиксируются в кредитном договоре.
В случае несвоевременного возврата кредита банк лишается права на получение однодневного кредита сроком на 3 месяца, а также выплачивает неустойку в размере 0,5% ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
Менеджеры коммерческих банков широко пользуются централизованными ресурсамидля поддержания ликвидности банка и обеспечения стабильности активных операций.
Несмотря на то, что централизованные ресурсы могут быть предоставлены клиентам коммерческого банка по процентной ставке, не более чем на 3% превышающую ставку рефинансирования, они являются для коммерческих банков выгодными, так как по ним не требуется иметь резервы в Центральном банке.
Централизованные и межбанковские кредиты удобны тем, что они поступают в распоряжение коммерческого банка почти мгновенно.Как показывают статистические данные, доля централизованных и межбанковских кредитов в общей сумме привлеченных ресурсов банка составляет до 60% и более.
Значение рынка межбанковских кредитов состоит в том, что перераспределяя избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повышает эффективность использования кредитных ресурсов банковской системы в целом.
Надо отметить, что отечественный рынок недепозитных источников привлечения ресурсов развит еще слабо по сравнению с рынком стран Запада.
Большими перспективами для российских коммерческих банков обладают такие недепозитные источники ресурсов, как продажа ценных бумаг с обратным выкупом; продажа банковских акцептов;выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке евродолларов; выпуск облигаций и другие, имеющие широкое распространение за рубежом.
Все это является предметом внимания менеджмента пассивов банка.
Структура привлеченных и заемных средств коммерческого банка изображена на схеме 2.3.
Эмиссия облигаций, векселей и др.
Схема 2.3
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128