30 Государство как должник и кредитор. Проблемы управления внутрен и внешн займами гос.
Государство для своих потребностей может мобилизировать финансовые ресурсы в форме государственного кредита. В таком случае она является заемщиком средств, а население и предпринимательские структуры - кредиторами.
Преимущественно государство выступает в роли должника и заемщика. При этом с помощью государственного кредита привлекаются свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения государственных потребностей.
Государство может выступать и в роли кредитора, предоставляя ссуду населению и предприятиям, а также в роли гаранта в тех случаях, когда берет на себя ответственность за погашение ссуд и выполнение других обязательств, которые взяли юридические и физические лица.
Главной причиной наличия государственного кредита в условиях трансформационной экономики является недостаток бюджетных средств. И поэтому, прежде всего, средства, которые привлекаются с помощью государственного кредита, передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Такая практика является более целесообразной в сравнении с эмиссией денег, следствием которой является усиление инфляции.
За своей экономической сущностью государственный кредит - это форма вторичного перераспределения валового внутреннего продукта. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций.
Государственные заимствования могут осуществляться только тогда, когда исчерпаны другие источники формирования доходов государства или когда целесообразно ограничить уровень налогообложения. При этом обязательно должна обеспечиваться эффективность и результативность использования одолженных средств.
Источниками погашения государственных ссуд могут быть:
доходы от инвестирования одолженных средств в высокоэффективные проекты;
дополнительные поступления от налогов;
экономия средств от уменьшения расходов;
эмиссия денег;
привлечены от новых ссуд средства (рефинансирование долга) и тому подобное.
Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Сумма его состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии за кредитами, которые предоставляются иностранными заемщиками, местным органам власти, государственным предприятиям.
Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг. Текущий долг - это сумма задолженности, что подлежит погашению в текущем году, и надлежащих к уплате в этот период процентов за всеми выпущенными на данный момент ссудами. Капитальный долг - это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены за ссудами. Внутренний долг - это задолженность кредиторам государства в данной стране. Внешний долг - это задолженность кредиторам за пределами данной страны.
Управление государственным долгом заключается в обеспеченности платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов.
Проблемы государственного долга заключаются не в его величине (в абсолютных суммах и относительно валового внутреннего продукта и объема бюджета), а в обеспечении платежеспособности государства.
Существуют такие способы коррекции ссудной политики:
конверсия;
консолидация;
унификация;
отсрочка погашения;
реструктуризация;
аннулирование.
Конверсия государственного долга - это изменение доходности ссуд. Она осуществляется в случае изменения ситуаций на финансовом рынке или ухудшение финансового состояния государства, когда последняя не в состоянии выплачивать предполагаемый доход.
Консолидация - это передача обязательств за ранее выпущенной ссудой на новую ссуду с целью продолжения срока ссуды. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущей ссуды на новые.
Унификация представляет собой объединение нескольких ссуд в одну. Она упрощает управление государственным долгом.
Отсрочка погашения означает перенесение сроков выплаты задолженности.
Реструктуризация - это использование в комплексе полностью или частично отмеченных выше методов.
Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своей задолженности.
Основными заданиями долговой политики Украины является постепенное уменьшение долговой нагрузки на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Ведь большой размер долга государства перед кредиторами (особенно внешними) создает угрозу финансовой безопасности страны.
Финансовая безопасность - это защищенность финансовых интересов государства и субъектов ведения хозяйства и их обеспеченность финансовыми ресурсами необходимыми для удовлетворения потребностей и выполнения обязательств. Финансовая безопасность предусматривает такое состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой систем, которое характеризуется сбалансированностью, стойкостью к внутренним и внешним негативным влияниям и способностью обеспечить эффективное функционирование национальной экономики и экономический рост. Финансовую безопасность страны, в первую очередь, определяет финансовая независимость, то есть кредитный, валютный и другие суверенитеты.
Существуют внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности государства. До внутренних угроз относят:
рост внутреннего государственного долга;
неэффективность налоговой системы и массовое уклонение
от уплаты налогов;
бюджетный дефицит;
неразвитость фондового рынка и слабость банковской системы;
кризис платежей;
низкий уровень инвестиционной деятельности и тому подобное.
Внешними угрозами финансовой безопасности государства могут быть:
рост внешней задолженности;
вмешательство в национальную финансовую сферу международных финансовых организаций;
негативное сальдо торгового баланса;
дефицит платежного баланса;
зависимость украинского финансового рынка от мирового (влияние финансовых кризисов) и тому подобное.
Поэтому в плане оптимизации структуры государственного долга и проведения эффективной и последовательной долговой политики особенного внимания требует необходимость развития и постоянного усовершенствования управления долговыми рисками, улучшения координации долговой политики с фискальной и денежной политикой, проведение взвешенной и сдержанной политики предоставления государственных гарантий.
ДКБ
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2 Финансовый контроль: виды, методы и органы
- 3 Финансовые ресурсы организации: их источники и направления их использования.
- 4 Финансовые результаты деятельности организации
- 6 Оценка финансового состаяния организации
- 7 Государственные внебюджетные фонды в системе обязательного социального страхования
- 8 Концепция реформирования бюджетных процессов рф
- 11 Межбюджетные отношения: принципы, содержание, направления формирования.
- 13 Принципы функционирования бюд сист рф
- 14 Формы и методы фин оздоровления организации
- 15 Финансовая система россии
- 16 Классификация расходов государственного бюджета
- 18 Управление финансовыми органами
- 20 Бюджетный процесс: содержание и роль в эффективном использовании.
- 21 Особенности финансов предприятия различных организационно-правовых форм.
- 22 Государственные и муниципальные финансы: система отношений, звеньев и финансовых органов.
- 23 Классификация доходов бюджета. Собственные (закрепленные) доходы различных уровней бюд сист россии.
- 4. Доходы от целевых бюджетных фондов.
- 24 Финансовая политика государства: сущность, цели и механизм реализации
- 25 Бюджетная политика государства и ее отражение в структуре доходов и расходов фед бюд.
- 26 Бюджетней дефицит и источники его финансирования
- 27 Финансирование основных и оборотных средств п/п
- 28 Критерии и методы оценки финансовой устойчивости организации
- 30 Государство как должник и кредитор. Проблемы управления внутрен и внешн займами гос.
- 30 Основные формы безналичных расчетов в рф
- 32 Центральный банк россии: цели, функции и операции
- 33 Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- 34 Государственный кредит и госсударственный долг. Структура государственного долга
- 35 Особенности банковского маркетинга
- 36 Сущность, функции и принципы кредита
- 37 Операции кб с ценными бумагами
- 39 Денежно-кредитная политика цб рф
- 40 Денежное обращение. Закон денежного обращения
- 40 Банковское регулирование и надзор
- 42 Банковская система россии
- 43 Особенности банковского менеджмента
- 44 Кредитные операции кб
- 45 Инфляция, ее причины и особенности в россии
- 46 Формы обеспечения возвратности кредита
- 47 Инвестиционная политика гос
- Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства
- 49 Баланс кб и принципы его построения
- 4Раздел «Операции с клиентами»
- 7Раздел «Результаты деят-ти»
- 50 Современная мировая валютная система: проблемы и принципы функционирования
- 51 Валютный рынок и валютные операции
- 52 Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса рф
- 53 Собственный капитал, его структура и функции. Достаточность кап банка
- 55 Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе
- 56 Экономические нормативы деятельности кредитных организаций
- 1. Норматив регулятивного капитала банка (н1)
- 57 Особенности баланса банка россии
- 58 Ликвидность кб
- 59 Денежная система. Понятие денежной массы и ден базы
- 60 Традиционные операции кб
- 62 Банковские риски, методы управления рисками
- 63 Финансовая отчетность кредитных организаций
- 64 Доходы, расходы и прибыль кредитных организаций
- 66 Современные операции кб
- 68 Организационная структура кб
- 1) Линейные модели
- 69 Активные операции кб. Оценка качества активов
- 71 Сущность, функции налогов и принципы н/обл
- 72 Сущность и основные направления совершенствования фин менеджмента
- 73. Сущность портфельной политики, принципы управления портфелями активов.
- 74 Приоритеты налоговой политики в процессе экономических реформ в рф.
- 75 Налоговая система рф
- 77 Особенности финансов страховых организаций
- 78 Страхование: место ироль финансовой системы государства
- 82 Источники финансирования инвестиционной деятельности
- 83 Основы организации и функционирования рынка ценных бумаг и его сигментов
- 85 Законодательные основы деятельности банковской системы рф
- 86 Фундаментальный и технический анализ рынка ценных бумаг