34 Государственный кредит и госсударственный долг. Структура государственного долга
Для бюджетной политики большинства гос-в ХХ века одной из важных задач стало решение проблемы сбалансированности и дефицита бюджетов различных уровней.
Гос.кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон явл. гос-во, а кредиторами или заемщиками – физ. и юр. лица. Существенным отличием гос.кредита от банковского явл. то, что ср-ва, взятые взаймы гос-вом, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности гос. расходов. Как правило, гос-во явл. заемщиком средств, а население, п/п-я, банки – кредиторами. Источником погашения гос. займов и выплата процентов по ним выступают бюджетные ср-ва. Т.о., функционирование механизма гос. кредита приводит к появлению гос. долга.
Гос. долг – это вся сумма задолженности по обязат-вам гос-ва, проценты по ней и неиспользованные финансовые обяз-ва гос-ва перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный гос. заказ, задолж-ть перед бюджетниками и т.д.)
Гос долг может быть подразделен на капитальный (включает в себя всю совокупность долговых обязательств гос-ва на определенную дату) и текущий (состоит из платежей по обяз-вам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде).
Гос. долг подразделяется также на внутренний (совокупность обязат-в федерального правительства перед резидентами (в нац. валюте)) и внешний (совокупность обяз-в федерального правит-ва перед нерезидентами (вне зависимости от того в чьей нац. валюте номинировано обяз-во) (ин.валюте)).
Осн. формы долговых обяз-в РФ.
1.Кредитные соглашения и договоры заключенные от имени РФ с кредитными организациями, с ин. гос-вами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов.
2. Гос. цен. бумаги выпускаемые от имени РФ.
3. Договора о предоставлении гос. гарантий РФ, договора поручительства РФ по обеспечению испольнения обяз-в третьих лиц.
4. Переоформление долговых обяз-в третьих лиц в гос. долг РФ на основе принятых федеральных законов.
5. Соглашение и договора в т.ч. и международные от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обяз-в прошлых лет.
По срокам долговые обяз-ва м.б.: кратко-, средне-,долгосрочные.
Пределы внутр. и внеш.долгов устанавливаются в Законе о Федеральном бюджете ежегодно.
На 01.01.03 – верхний предел внутр. гос. долга – 652,1 млрд.руб., внешнего – 130,2 млрд. $.
Возникновение и рост гос долга вызывает необходимость управления им. Целью управления гос. долгом явл. оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита гос-го бюджета.-
Управление гос. долгом – совокупность финансовых мероприятий гос-ва, связанных с погашением займов, организаций выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации.
Конверсия гос. займов – изменение их первоначальных условий (срока, %-ов и т.д.). Чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне и долгосрочные.
Методы конверсии: - добровольное; - принудительное; - факультативное (кредитор может согласиться или отказаться).
Конверсия обычно осущ-ся при избытке ссудного капитала и снижения % ставки.
Консолидация гос.долга – продление срока действия кратко и среднесочных займов, что приводит к отодвижению сроков выплаты долгов или унификация ранее выпущенных кратко и среднесрочных займов в долгосрочные.
Рефинансирование – погашение старой гос. задолженности с помощью выпуска новых займов.
Структура гос. внешнего долга РФ на 01.01.01:
1.По кредитам правит-в ин. гос-в (Парижскому клубу – 66,5 млрд.$).
2. По кредитам ин. банкам и фирм – 39,4 млрд $.
3.Гос цен.бумаги выраженные в ин. валюте26,7млрд$.
4.По кредитам ЦБ – 6,4 млрд $.
Порог выплаты внешнего гос. долга – 20-25% экспортной выручки или 15% расходной части Фед. бюджета.
Структура внутреннего долга:
1.Задолженность по гос. цен. бумагам (ГДО-гос. долгосрочные обяз-ва; ОФЗ – облигации федерального займа; ОГСЗ-облиг.гос.сберегат. займа; ОВГВЗ – облиг.внутр.гос.валютного займа; ОГНЗ-облиг. Гос.нерыночного займа; ГЖС – гос. жилищные сертификаты).
2. Кредиты в нац. валюте.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2 Финансовый контроль: виды, методы и органы
- 3 Финансовые ресурсы организации: их источники и направления их использования.
- 4 Финансовые результаты деятельности организации
- 6 Оценка финансового состаяния организации
- 7 Государственные внебюджетные фонды в системе обязательного социального страхования
- 8 Концепция реформирования бюджетных процессов рф
- 11 Межбюджетные отношения: принципы, содержание, направления формирования.
- 13 Принципы функционирования бюд сист рф
- 14 Формы и методы фин оздоровления организации
- 15 Финансовая система россии
- 16 Классификация расходов государственного бюджета
- 18 Управление финансовыми органами
- 20 Бюджетный процесс: содержание и роль в эффективном использовании.
- 21 Особенности финансов предприятия различных организационно-правовых форм.
- 22 Государственные и муниципальные финансы: система отношений, звеньев и финансовых органов.
- 23 Классификация доходов бюджета. Собственные (закрепленные) доходы различных уровней бюд сист россии.
- 4. Доходы от целевых бюджетных фондов.
- 24 Финансовая политика государства: сущность, цели и механизм реализации
- 25 Бюджетная политика государства и ее отражение в структуре доходов и расходов фед бюд.
- 26 Бюджетней дефицит и источники его финансирования
- 27 Финансирование основных и оборотных средств п/п
- 28 Критерии и методы оценки финансовой устойчивости организации
- 30 Государство как должник и кредитор. Проблемы управления внутрен и внешн займами гос.
- 30 Основные формы безналичных расчетов в рф
- 32 Центральный банк россии: цели, функции и операции
- 33 Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- 34 Государственный кредит и госсударственный долг. Структура государственного долга
- 35 Особенности банковского маркетинга
- 36 Сущность, функции и принципы кредита
- 37 Операции кб с ценными бумагами
- 39 Денежно-кредитная политика цб рф
- 40 Денежное обращение. Закон денежного обращения
- 40 Банковское регулирование и надзор
- 42 Банковская система россии
- 43 Особенности банковского менеджмента
- 44 Кредитные операции кб
- 45 Инфляция, ее причины и особенности в россии
- 46 Формы обеспечения возвратности кредита
- 47 Инвестиционная политика гос
- Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства
- 49 Баланс кб и принципы его построения
- 4Раздел «Операции с клиентами»
- 7Раздел «Результаты деят-ти»
- 50 Современная мировая валютная система: проблемы и принципы функционирования
- 51 Валютный рынок и валютные операции
- 52 Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса рф
- 53 Собственный капитал, его структура и функции. Достаточность кап банка
- 55 Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе
- 56 Экономические нормативы деятельности кредитных организаций
- 1. Норматив регулятивного капитала банка (н1)
- 57 Особенности баланса банка россии
- 58 Ликвидность кб
- 59 Денежная система. Понятие денежной массы и ден базы
- 60 Традиционные операции кб
- 62 Банковские риски, методы управления рисками
- 63 Финансовая отчетность кредитных организаций
- 64 Доходы, расходы и прибыль кредитных организаций
- 66 Современные операции кб
- 68 Организационная структура кб
- 1) Линейные модели
- 69 Активные операции кб. Оценка качества активов
- 71 Сущность, функции налогов и принципы н/обл
- 72 Сущность и основные направления совершенствования фин менеджмента
- 73. Сущность портфельной политики, принципы управления портфелями активов.
- 74 Приоритеты налоговой политики в процессе экономических реформ в рф.
- 75 Налоговая система рф
- 77 Особенности финансов страховых организаций
- 78 Страхование: место ироль финансовой системы государства
- 82 Источники финансирования инвестиционной деятельности
- 83 Основы организации и функционирования рынка ценных бумаг и его сигментов
- 85 Законодательные основы деятельности банковской системы рф
- 86 Фундаментальный и технический анализ рынка ценных бумаг