logo
Уч-Андеррайтинг

5.1. Методология андеррайтинга

Как показано в главах 3 и 4, при правильном расчете тарифов и отбора на страхование рисков, соответствующих условиям тарифных расчетов, суммарный убыток по страховому портфелю с доверительной вероятностью не должен превышать величину, исходя из которой рассчитывался страховой тариф (так называемый суммарный тарифный убыток).

Однако для получения положительного финансового результата страхования необходимо отбирать на страхование такие объекты (риски), для которых суммарный убыток по страховому портфелю будет ниже суммарного тарифного убытка. Такой убыток мы будем называть суммарным рентабельным убытком. Положительная разница между тарифным и рентабельным убытком и обеспечит положительный финансовый результат.

Отобранные таким образом объекты (риски) называют качественными или рентабельными. Схематично это показано на рис.5.1.

Рис. 5.1. Интегральный закон распределения суммарного убытка и андеррайтинг

Для отбора таких качественных объектов андеррайтер должен попытаться уменьшить вероятность наступления страховых случаев и снизить величину убытка при наступлении страховых случаев.

Уменьшение вероятности наступления страховых случаев возможно при условии:

 селекции (ограничения перечня) принимаемых на страховую защиту рисков для конкретных объектов страхования;

 разработки превентивных мероприятий по снижению вероятности наступления конкретных рисков (например, установка на автомобиле противоугонной системы).

Снижение суммарных убытков возможно при условии:

 отбора объектов, наиболее устойчивых к проявлениям страхуемых рисков (например, пожароустойчивых зданий при страховании имущества от огня);

 ограничение лимитов ответственности страховщика;

 реализации превентивных мероприятий по повышению устойчивости объекта к воздействию рисков (например, оборудование объекта автоматической системой пожаротушения);

 разработки и реализации системы перестрахования.

Естественно, что выполнение таких условий требует от андеррайтера специальных знаний, интуиции и умения прогнозировать результат страхования. На практике эти условия неизбежно огранивают продажи, и цель андеррайтинга вступает в противоречие с целями продавцами. Разрешение этого противоречия возможно при условии разделения предлагаемых страховщиком услуг на массовые виды страхования однородных и относительно простых объектов и рисков, не требующих тщательного индивидуального андеррайтинга, и страхование сложных объектов с индивидуальным андеррайтингом.

Можно выделить следующие принципы андеррайтинга:

1) объективность, основанная на подлинных сведениях об объекте (предмете) страхования и рисках, полученных от страхователя проверенных в результате предстраховой экспертизы и осмотра, профессиональных знаниях и опыте андеррайтера;

2) всесторонность, основанная на изучении и оценке всех индивидуальных факторов, влияющих на параметры рисков;

3) креативность, основанная на творческом подходе андеррайтера к принятию решения о приеме (отказе) заявленного объекта исходя из своих профессиональных знаний, интуиции, прогноза развития рисков;

4) непрерывность, основанная на постоянном слежении за изменением застрахованного объекта и параметров рисков и своевременном учете этих изменений в условиях договора;

5) преемственность, основанная на использовании опыта и прецедентов страхования аналогичных рисков;

6) нацеленность на конечный результат, основанная на селекции рисков для снижения убыточности по виду и страховому портфелю.