logo
ФК и БД / Шпаргалки по ФК

30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля

Инвестиционный портфель представляет собой целенап­равленно сформированную совокупность финансовых инстру­ментов, предназначенных для осуществления финансового инвестирования в соответствии с разработанной инвестицион­ной политикой.

Способы снижение риска инвестиционного портфеля.

Для большинства инвесторов риск отражает вероятность потери денег. Стоимость акций и облигаций, находящихся в инвестиционном портфеле, может быть подвержена существенным колебаниям – как вверх, так и вниз.

При портфельных инвестициях, т. е. при формировании портфеля, состоящего из совокупности различных инвестиционных ценностей, которые можно реализовать в будущем, объем возможных убытков, как правило, меньше суммы, затраченной на формирование портфеля. Соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных финансовых ресурсов корпорации представляет собой степень риска, которую можно рассчитать с помощью коэффициента риска:

Кр = У / С ,

где КР – коэффициент риска;

У – максимально возможная сумма убытка от вложений в конкретную инвестиционную ценность;

С – объем собственных ресурсов корпорации.

Для снижения степени финансового риска применяются различные способы, к основным из них относятся:

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными элементами инвестиционного портфеля, которые должны быть не связаны между собой. На принципе диверсификации базируется деятельность инвестиционных фондов, которые продают клиентам свои акции, а полученные средства вкладывают в различные инвестиционные ценности, приносящие устойчивый средний доход. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении инвестиционных ресурсов между разнообразными видами деятельности. Так, приобретение инвестором акций нескольких различных акционерных обществ вместо только облигаций одного увеличивает вероятность получения им заранее определенного среднего дохода в несколько раз и соответственно снижает степень риска.

Приобретение дополнительной информации о выборе и результатах. В условиях переходной экономики корпорации зачастую вынуждены принимать инвестиционные решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченном объеме информации. Естественно, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и снизить риск. Такой подход к информации, как к источнику увеличения прибыли делает информацию товаром. Стоимость информации оценивается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Лимитирование – это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска и применяется корпорациями при формировании инвестиционных портфелей с различными инвестиционными стратегиями, например, для установления лимитов по включению в инвестиционный портфель инвестиционных ценностей одной рисковой группы.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов для того, чтобы минимизировать риск, т. е. он готов заплатить определенную сумму (очевидно меньшую ожидаемого дохода) за снижение степени риска до нуля. Страхование финансовых рисков является одним из наиболее распространенных способов снижения его степени. Страхование – это особые экономические отношения. Для них обязательно наличие двух сторон: страховщика и страхователя. Страховщик создает за счет платежей различных страхователей единый денежный фонд (страховой или резервный фонд).

Хеджирование используется в инвестиционной практике для страхования инвестиционных рисков. В общем смысле это страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые инвестиционные ценности с отдаленным сроком погашения.

Суть хеджирования состоит в том, что продавец (покупатель) товара заключает договор на его продажу (покупку) и одновременно осуществляет фьючерсную сделку противоположного характера, то есть продавец заключает сделку на покупку, а покупатель - на продажу товара. Таким образом, любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому. Благодаря этому в целом они не терпят убытка от повышения или понижения цен на товары, которые надлежит продать или купить по будущим ценам.