logo
ФК и БД / Шпаргалки по ФК

53. Источники формирования банковских ресурсов. Структура ресурсов российских банков

Для осуществления своей деятельности коммерческие банки должны иметь в своем распоряжении определенные ресурсы. Ресурсы коммерческого банка - это его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических и физических лиц, сформированные банком в результате проведения пассивных операций, которые в совокупности используются им для осуществления активных операций.

Таким образом, ресурсы коммерческого банка по способу образо­вания можно разделить на две основные группы: собственный и привлеченные средства.

В качестве собственных средств (капитала) банка выступают эле­менты, способные служить подстраховкой на случай непредвиденных убытков. Это в первую очередь уставный капитал (не менее 180 млн.руб.), добавочный капитал, резервные фонды, нераспределенная прибыль .

Функции СК.: 1)Источник финансовых ресурсов для банка, необходим на начальных этапах, когда осуществляется ряд первоочередных расходов без которых банк не может начать деятельность 2. Защитно-гарантийная, т.е. собственный капитал играет роль своеобразной «подушки», амортизатора, который позволяет банку продолжать операции в случае возникновения крупных непредвиденных потерь или экстраординарных расходов. 

Среди привлеченных средств по способу их аккумуляции выделя­ют депозиты и прочие привлеченные средства. Депозиты - это денежные средства юридических и физических лиц, привлеченные в результате проведения банком операций по от­крытию и ведению счетов клиентов, приема вкладов (депозитов), вы­пуска собственных ценных бумаг в виде долговых обязательств (депо­зитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций). Прочие привлеченные средства носят характер займов, так как при­обретаются банком по его собственной инициативе, в основном на межбанковском рынке (реже у Центрального банка РФ).

В структуре ресурсов всех коммерческих банков большую долю занимают привлеченные ресурсы. Этим коммерческие банки отлича­ются от других субъектов экономики. На долю собственного капитала банка приходится до 20%, в то время как у коммерческих предприя­тий она находится на уровне 50 - 60%. Эту разницу можно объяснить характерной особенностью банковского бизнеса - выполнять роль финансового посредника. Кроме того, привлечение временно свобод­ных денежных средств обходится коммерческому банку значительно дешевле, чем операции по увеличению собственного капитала банка.

Привлечение в коммерческий банк денежных средств из различ­ных источников с целью формирования ресурсной базы происходит постоянно, практически каждый день.

Одним из основных факторов. Препятствующих развитию кредитования российской экономики является недостаточность у современных российских банков ресурсов для долгосрочного кредитования реального сектора. Отстутствие у банков ресурсной базы связано с тем, что большинство банков имеет сильно деформированную структуру банковских балансов. Многие российские банки считают депозиты слишком дорогим, хлопотным и низкорентабельным источником ресурсов, хотя именно работа с депозитами лежит в основе банковских ресурсов для инвестиций.

54. Система страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках РФ. Функции Агентства по страхованию вкладов и его деятельность по финансовому оздоровлению банков.

Система страхования вкладов (ССВ) — механизм защиты вкладов физических лиц в банках путем их страхования (гарантирования). Основная идея работы ССВ заключается в проведении быстрых выплат вкладчикам из независимого финансового источника (например, специального фонда) в случае прекращения деятельности банка (отзыва у него соответствующей лицензии). Тем самым, не дожидаясь начала ликвидационных процедур, вкладчики гарантированно получают доступ к своим средствам.

Страхование вкладов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года. Страхованию подлежат денежные средства физических лиц, размещенные во вклады и на счета в банках, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Страхование вкладов осуществляется в силу указанного Закона и не требует заключения договора страхования. Максимальная сумма компенсации составляет 700 000 руб. по всем вкладам и счетам в одном банке. Вклады в разных банках страхуются независимо друг от друга.

После выплаты страхового возмещения права требования вкладчика по вкладу, превышающие размер гарантий, удовлетворяются в ходе конкурсного производства в первой очереди кредиторов. Права требования вкладчика на сумму произведенных страховых выплат переходят к Агентству по страхованию вкладов.

В целях управления системой страхования вкладов на основании закона о страховании вкладов в январе 2004 года Российской Федерацией создана государственная корпорация — «Агентство по страхованию вкладов».

Целью деятельности «Агенства по страхованию вкладов является: обеспечение функционирования системы обязательного страхования вкладов. Эта цель достигается путем выполнения двух функций: 1)Организации выплаты страхового возмещения 2)Проведения контрольных мероприятий в отношении банков — участников системы обязательного страхования вкладов

Второй функцией Агентство было наделено Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». Необходимость законодательного закрепления вопросов, связанных с санацией, вызвана мировым финансовым кризисом и начавшимся во второй половине 2008 года кризисом ликвидности банковской системы России, что потребовало решительных действий по предотвращению цепной реакции и паники среди кредиторов. Действие закона распространяется только на банки, входящие в систему страхования вкладов.

Суть финансового оздоровления банка заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на восстановление его ликвидности, возобновление прибыльной деятельности при условии выполнения всех требований банковского законодательства и обязательных нормативов деятельности банков, установленных Банком России.

Общий порядок проведения процедуры санации установлен законом и выглядит следующим образом. В случае утраты банком финансовой устойчивости Банк России вправе направить Агентству предложение об участии в предупреждении банкротства этой кредитной организации. Агентство принимает решение об участии в санации либо отказывается от нее. После того как санируемая кредитная организация восстанавливает финансовую устойчивость, АСВ направляет в Банк России отчет о завершении проведения мер по предупреждению ее банкротства. В случае если ЦБ рассматривает и принимает его, мероприятия по финансовому оздоровлению банка завершаются, а сама кредитная организация продолжает осуществлять свою деятельность на общих условиях.