logo
ФК и БД / Шпаргалки по ФК

49. Пассивные и активные стратегии управления портфелем (Селищев)

Пассивное управление портфелем состоит в приобретении активов с целью держать их длительный период времени. Если в портфель включены активы, выпущенные на определенный период времени, например, облигации, то после их погашения они заменяются аналогичными бумагами. При такой стратегии текущие изменения в курсовой стоимости активов не принимаются в расчет, так как в длительной перспективе плюсы и минусы от изменения цены активов будут погашать друг друга Недостатки – 1) высокие транзакционные издержки -> надо покупать относительно малое количество большого числа различных активов. + 2)меняется состав индекса-> нужно менять структуру портфеля. Обычно, при исключении какой-либо бумаги из состава индекса цена ее падает, в то же время цена включаемого в индекс актива возрастает –> доп. затраты в сумме разности цен продаваемого и покупаемого активов. Преимущества пассивного инвестирования: 1) формирование активного портфеля в любом случае требует больших затрат, чем формирование пассивного портфеля. 2) возможность «прокатиться за чужой счет». Если вы предполагаете, что на рынке действует много активных, информированных инвесторов, которые быстро поднимают цены на недооцененные активы и сбивают цены на переоцененные активы (путем их продажи), вы можете прийти к выводу, что большую часть времени цены большинства активов вполне «справедливы». Следовательно, хорошо диверсифицированный портфель обыкновенных ценных бумаг будет весьма удачной инвестицией, а пассивная стратегия окажется ничуть не хуже стратегии среднего активного инвестора.

Активную стратегию проводят менеджеры, которые полагают:

1) рынок не всегда эффективный, 2) => инвесторы имеют различные ожидания относительно их доходности и риска. => цена данных активов завышена или занижена. 3) =>необходим частый пересмотр портфеля в поисках финансовых инструментов, которые неверно оценены рынком, и торговле ими с целью получить более высокую доходность.

Необходимо, формируя портфель, определить пропорции инвестиций в активы – это решение по распределению средств . Зависит от оценок менеджером доходности и риска по данным группам активов и коэффициента допустимости риска клиента. Выделяют стратегическое решение по распределению средств (долгоср. ожидания в отношении риска и доходности различных групп активов) и тактическое решение по распределению средств (краткосрочное -\\-).

Далее => выбрать конкретные активы в рамках каждой категории - решение по выбору активов. Выбор актива имеет значение в том случае, когда менеджер в целом согласен с ситуацией на рынке относительно большей части активов, но полагает, что некоторые из них неверно оценены. В этом случае он делает акцент на активы с положительной альфой. Между решением по распределению средств и выбором активов может присутствовать промежуточная ступень, когда менеджер распределяет средства по группам внутри каждой категории, например, между кратко- средне- и долгосрочными облигациями, акциями по отраслям экономики.

Активную стратегию менеджер может строить на основе приобретения рыночного портфеля в сочетании с кредитованием или заимствованием. Ее отличительной особенностью является то, что менеджер включает в портфель активы с положительной альфой в большей пропорции, чем их удельный вес в рыночном портфеле, а активы с отрицательной альфой в меньшей пропорции. (Показатель, который свидетельствует о величине переоценки или недооценки ценных бумаг, называется альфой (α). Этот показатель можно рассчитать по формуле: αi = rgi – Е(ri). Недооцененные акции имеют α>1.)

Вследствие изменения конъюнктуры рынка менеджер периодически будет пересматривать портфель. Покупка и продажа активов повлечет дополнительные комиссионные расходы. Поэтому, определяя целесообразность пересмотра портфеля, ему следует учесть в издержках данные расходы, поскольку они будут снижать доходность портфеля.