2.1 Государственная регистрация банка.
Банк имеет право выполнять банковские операции только после государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности.
В Республике Беларусь государственной регистрации подлежат:
вновь созданные (реорганизованные) банки;
изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы банков.
Для государственной регистрации вновь созданного банка его учредителям, в качестве которых могут выступать физические и юридические лица, в том числе государственные органы.
Для государственной регистрации вновь создаваемого банка его учредители обязаны:
- согласовать с Национальным банком его название;
- определить предполагаемое место нахождения банка;
- принять решение о создании банка и утвердить его устав;
- утвердить кандидатуры на должности руководителя и главного бухгалтера банка и обеспечить подбор кадров требуемой квалификации и деловой репутации;
сформировать уставный фонд в полном объеме;
- создать технические возможности для осуществления банковской деятельности;
- разработать бизнес-план и подготовить другие необходимые для регистрации документы.
Учредителям создаваемого (реорганизуемого) банка необходимо подать в Национальный банк следующие документы:
заявление о государственной регистрации создаваемого банка по форме, установленной Национальным банком;
устав банка в двух экземплярах и его электронная копия;
договор о создании банка;
протокол учредительного собрания, в котором помимо сведений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, содержатся сведения о кандидатурах на должности руководителя и главного бухгалтера банка;
документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы достоверности оценки стоимости имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме и другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь);
копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц ;
документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения (месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа), указанному в уставе банка;
копии документов, удостоверяющих личность учредителей – физических лиц;
список учредителей с указанием размера их вклада, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди учредителей, а также долей таких акций в уставном фонде банка по форме, определенной Национальным банком;
сведения о предполагаемых бенефициарных собственниках банка, каждый из которых станет таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка, по форме, определенной Национальным банком;
передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (для банка, создаваемого в результате реорганизации);
платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию банка.
Учредителями, являющимися иностранными организациями, дополнительно представляется письменное разрешение уполномоченного органа страны места их учреждения на участие в создании банка с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь в случае, когда такое разрешение требуется по законодательству страны места их учреждения.
Государственная регистрация производится в течение двух месяцев со дня представления документов.За этот срок Национальный банк обязан принять решение либо о государственной регистрации банка (изменений и дополнений в учредительные документы), либо об отказе в ней.
Технические возможности, которыми должен располагать создаваемый банк, регламентируются действующим законодательством. В частности, банкам необходимо оборудовать технически укрепленные кассовые узлы, иметь счетную, компьютерную и организационную технику, средства телекоммуникации, средства защиты информации и т.д.
Государственную регистрацию банков, а также изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.
При регистрации вновь созданного банка в процессе рассмотрения пакета документов специальная квалификационная комиссия Национального банка проводит оценку профессиональной пригодности и деловой репутации кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера банка. Если возникнет необходимость, Национальный банк может запросить у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка и кандидатах на руководящие должности.
Если Национальный банк принимает решение о государственной регистрации банка (либо изменений и дополнений в учредительные документы), то на основании этого решения производится соответствующая запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За государственную регистрацию взимается плата, размер которой определяется действующим законодательством.
Зарегистрированному банку выдается свидетельствоо его государственной регистрации. О факте регистрации Национальный банк ставит в известность налоговые органы и органы государственной статистики, а также публикует сообщение в официальных республиканских средствах массовой информации.
Пройдя процедуру государственной регистрации, банк приобретает статус юридического лица.
Следует подчеркнуть, что Национальный банк не может отказать банку в государственной регистрации на том основании, что считает его создание нецелесообразным. В государственной регистрации создаваемого банка может быть отказано в случаях, если:
для государственной регистрации создаваемого банка представлены не все необходимые документы;
в документах, представленных для государственной регистрации создаваемого банка, выявлены недостоверные сведения;
устав банка и (или) иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь;
на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован в полном объеме;
установлены факты использования при формировании уставного фонда банка денежных средств или иного имущества, не являющихся собственными средствами учредителей банка, и (или) доходов, полученных преступным путем;
банк, создаваемый в результате реорганизации, не соответствует лицензионным требованиям, установленным настоящим Кодексом;
хотя бы один из учредителей банка или один из его предполагаемых бенефициарных собственников, который станет таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка:
имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
является общественным объединением, преследующим политические цели;
не соответствует требованиям, установленным Национальным банком.
Если Национальный банк принимает решение об отказе в государственной регистрации банка либо изменений и дополнений в учредительные документы, то в пятидневный срок письменно уведомляет об этом банк, указав причины отказа. В случае несогласия банка с таким решением он может обжаловать его в хозяйственный суд.
Не допускается отказ по причине нецелесообразности создания банка.
Государственная регистрация банка с иностранными инвестициями или дочернего банка иностранного банка на территории Республики Беларусь осуществляется в рассмотренном выше порядке, однако имеет ряд особенностей.
В частности, помимо перечисленных ранее документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого (реорганизованного) банка в соответствии с белорусским законодательством дополнительно следует представить:
иностранному юридическому лицу — решение о создании или участии в создании банка с иностранными инвестициями на территории республики либо о приобретении акций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций; документ, подтверждающий регистрацию данного иностранного юридического лица; баланс за предыдущий год, подтвержденный аудиторским заключением; письменное разрешение1 уполномоченного органа страны его местонахождения на создание или на участие этого юридического лица в создании банка на территории Республики Беларусь либо на приобретение акций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций;
иностранному физическому лицу — копию паспорта или иного документа, подтверждающего личность; подтверждение его платежеспособности иностранным банком, в котором он обслуживается; документ об источниках средств, которые вносятся в уставный фонд банка или за счет которых приобретаются акции белорусского банка без иностранных инвестиций.
Национальный банк может отказать в государственной регистрации банка с иностранными инвестициями по тем же основаниям, которые предусмотрены для банков, учреждаемых резидентами республики. Кроме того, он вправе мотивировать свой отказ тем, что в соответствующих иностранных государствах существуют аналогичные ограничения в создании, регистрации и деятельности банков с инвестициями физических и юридических лиц Республики Беларусь.
- По дисциплине «Организация деятельности банков»
- Раздел «Организация деятельности коммерческих банков»
- Для студентов дневной и заочной формы обучения специальности
- «Финансы и кредит»
- Примерный тематический план дисциплины рганизация деятельности банков»
- Тема 1 Сущность банков, их виды и организационная структура.
- 1.1 Понятие коммерческого банка и банковской деятельности.
- 1.2 Операции банков, их виды и классификация.
- 1) В зависимости от целей проведения:
- 1.4 Структура функциональных подразделений и служб банка.
- 1.5 Органы управления банка.
- I Общее собрание акционеров
- II Совет директоров (Наблюдательный совет).
- III Правление банка.
- Тема 2 Порядок государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности.
- 2.1 Государственная регистрация банка.
- 2.2 Основные требования, предъявляемые к уставному фонду банка.
- 2.3 Лицензирование банковских операций.
- 2.4 Реорганизация и порядок прекращения деятельности банка.
- Тема 3 Баланс банка.
- 3.1 Строение баланса и Плана счетов.
- 3.2 Назначение баланса банка.
- 3.3 Виды балансов.
- 1 Ежедневный баланс (форма № 0025).
- 3 Годовой бухгалтерский баланс (расчетный баланс).
- 3.4 Банковская отчетность.
- Тема4 Общие понятия о банковских рисках.
- 4.1 Понятие банковских рисков.
- 4.2 Классификация банковских рисков.
- 4.3 Управление банковскими рисками.
- Тема 5 Активы банков, их структура и качество.
- 5.1 Экономическое содержание активов банка, их состав и структура.
- 5.2 Оценка качества активов банка.
- 5.3 Взаимосвязь активов и пассивов банка.
- Тема 6 Ресурсы и пассивные операции коммерческих банков.
- 6.1 Общее понятие о ресурсах банка, их классификация.
- 6.2 Собственные средства банка и порядок их формирования.
- 2 Эмиссионный фонд.
- 3 Фонды банка.
- 4 Фонды переоценки статей баланса.
- 6.3 Привлеченные средства, их состав. Депозитный договор и депозитный процент.
- 6.4 Гарантирование возврата привлекаемых банками средств физических лиц.
- 6.5 Формирование фонда обязательных резервов.
- 6.6 Риски пассивных операций.
- 6.7 Управление ресурсами коммерческого банка.
- Тема 7 Нормативы достаточности капитала банка.
- 7.1 Понятие собственного капитала банка, его функции и значение.
- 7.2 Методика расчета нормативного капитала банка для оценки его достаточности.
- 7.3 Нормативы достаточности нормативного капитала.
- 7.4 Оценка активов по уровню кредитного риска.
- 7.5 Оценка внебалансовых обязательств по уровню кредитного риска.
- 7.6 Оценка активов по рыночному риску.
- 7.7 Операционный риск.
- Тема 8 Ликвидность коммерческого банка.
- 8.1 Понятие ликвидности и кредитоспособности банка.
- 8.2Факторы, влияющие на ликвидность банка.
- 8.3Управление ликвидностью.
- 8.4Нормативы ликвидности банка.
- 4 Минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.
- Тема 9Основы организации кредитных операций банков с клиентами.
- 9.1 Понятие кредитных операций и кредитного портфеля банка, их классификация.
- 8 По составу кредиторов:
- 9.3 Основные нормативные положения о предоставлении и погашении кредитов клиентам.
- 9.4 Кредитный договор, его содержание, значение и порядок заключения.
- 9.5Кредитное досье клиента, порядок его формирования.
- 9.6 Способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.
- Тема 10 Оценка кредитоспособности клиентов банка.
- 10.1 Понятие кредитоспособности клиента.
- 10.2 Источники информации для оценки кредитоспособности.
- 10.3 Взаимодействие банков с Кредитным регистром.
- 10.4 Способы оценки кредитоспособности.
- 10.5 Методика расчета основных показателей кредитоспособности.
- 10.6 Определение класса кредитоспособности.
- 10.7 Оценка кредитоспособности физических лиц.
- Тема 11 Способы предоставления и погашения кредита.
- 11.1 Общие положения о способах предоставления кредита.
- 11.2 Общие положения о погашении кредита.
- 11.3 Пролонгация кредита.
- 11.4 Кредитование по простым (отдельным) счетам.
- 11.5 Кредит на покрытие овердрафта.
- 11.6 Консорциальное и синдицированное кредитование.
- Тема 12 Управление активами банка, подверженными кредитному риску.
- 12.1 Понятие кредитного риска, основные факторы его возникновения и методы управления.
- 12. 2 Нормативы ограничения концентрации риска.
- 2 Норматив суммарной величины крупных рисков.
- 12.3 Порядок формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску.
- Раздел 1 Отчет о размере специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможныхубытков по портфелям однородных кредитов.
- Раздел 2 Внебалансовые обязательства.
- Раздел 3 Ценные бумаги.
- Тема 13 Межбанковские операции.
- 13.1 Корреспондентские отношения банков, их сущность и значение.
- 13.2 Межбанковские расчеты.
- 13.3 Межбанковские кредиты.
- Тема 14: Операции банков с ценными бумагами.
- 14.1 Виды и характеристика ценных бумаг, с которыми работает банк.
- 14.2 Экономическая сущность и классификация операций коммерческих банков с ценными бумагами.
- 3По целям проведения :
- 14.3 Основные виды операции банков с ценными бумагами.
- I Пассивные операции
- II Активные операции банков с ценными бумагами
- III Залоговые операции
- IV Внебалансовые операции
- V Посреднические операции
- 14.4. Портфель ценных бумаг банка, управление им.
- 14.5 Формирование и использование банками специального резерва под обесценивание ценных бумаг.
- Тема 15 Валютные операции банка.
- 15.1 Валютные ценности и валютные операции.
- 5.2 Основные правила проведения валютных операций.
- 15.3 Текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.
- 15.4 Особенности валютных операций между резидентами.
- 15.5 Валютные операции с участием физических лиц.
- 15.6 Валютный риск, управление валютным риском.
- Список литературы, используемый при написании краткого конспекта лекций по дисциплине «Организация деятельности банка».
- Дополнительная