logo
Opornyy konspekt po ODKB

2.1 Государственная регистрация банка.

Банк имеет право выполнять банковские операции только после государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

В Республике Беларусь государственной регистрации подлежат:

Для государственной регистрации вновь созданного банка его учредителям, в качестве которых могут выступать физические и юридические лица, в том числе государственные органы.

Для государственной регистрации вновь создаваемого банка его учредители обязаны:

- согласовать с Национальным банком его название;

- определить предполагаемое место нахождения банка;

- принять решение о создании банка и утвердить его устав;

- утвердить кандидатуры на должности руководителя и главного бухгалтера банка и обеспечить подбор кадров требуемой квалификации и деловой репутации;

сформировать уставный фонд в полном объеме;

- создать технические возможности для осуществления банковской деятельности;

- разработать бизнес-план и подготовить другие необходимые для регистрации документы.

Учредителям создаваемого (реорганизуемого) банка необходимо подать в Национальный банк следующие документы:

Учредителями, являющимися иностранными организациями, дополнительно представляется письменное разрешение уполномоченного органа страны места их учреждения на участие в создании банка с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь в случае, когда такое разрешение требуется по законодательству страны места их учреждения.

Государственная регистрация производится в течение двух месяцев со дня представления документов.За этот срок Национальный банк обязан принять решение либо о государственной регистрации банка (изменений и дополнений в учредительные документы), либо об отказе в ней.

Технические возможности, которыми должен располагать создаваемый банк, регламентируются действующим законодательством. В частности, банкам необходимо оборудовать технически укрепленные кассовые узлы, иметь счетную, компьютерную и организационную технику, средства телекоммуникации, средства защиты информации и т.д.

Государственную регистрацию банков, а также изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.

При регистрации вновь созданного банка в процессе рассмотрения пакета документов специальная квалификационная комиссия Национального банка проводит оценку профессиональной пригодности и деловой репутации кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера банка. Если возникнет необходимость, Национальный банк может запросить у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка и кандидатах на руководящие должности.

Если Национальный банк принимает решение о государственной регистрации банка (либо изменений и дополнений в учредительные документы), то на основании этого решения производится соответствующая запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За государственную регистрацию взимается плата, размер которой определяется действующим законодательством.

Зарегистрированному банку выдается свидетельствоо его государственной регистрации. О факте регистрации Национальный банк ставит в известность налоговые органы и органы государственной статистики, а также публикует сообщение в официальных республиканских средствах массовой информации.

Пройдя процедуру государственной регистрации, банк приобретает статус юридического лица.

Следует подчеркнуть, что Национальный банк не может отказать банку в государственной регистрации на том основании, что считает его создание нецелесообразным. В государственной регистрации создаваемого банка может быть отказано в случаях, если:

Если Национальный банк принимает решение об отказе в государственной регистрации банка либо изменений и дополнений в учредительные документы, то в пятидневный срок письменно уведомляет об этом банк, указав причины отказа. В случае несогласия банка с таким решением он может обжаловать его в хозяйственный суд.

Не допускается отказ по причине нецелесообразности создания банка.

Государственная регистрация банка с иностранными инвестициями или дочернего банка иностранного банка на территории Республики Беларусь осуществляется в рассмотренном выше порядке, однако имеет ряд особенностей.

В частности, помимо перечисленных ранее документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого (реорганизованного) банка в соответствии с белорусским законодательством дополнительно следует представить:

Национальный банк может отказать в государственной регистрации банка с иностранными инвестициями по тем же основаниям, которые предусмотрены для банков, учреждаемых резидентами республики. Кроме того, он вправе мотивировать свой отказ тем, что в соответствующих иностранных государствах существуют аналогичные ограничения в создании, регистрации и деятельности банков с инвестициями физических и юридических лиц Республики Беларусь.