logo
Opornyy konspekt po ODKB

2.4 Реорганизация и порядок прекращения деятельности банка.

Банк может прекратить свою деятельность в процессе реорганизации или ликвидации).

Реорганизация и ликвидация банка может осуществляться по решению:

- его учредителей (участников);

- уполномоченных государственных органов (в том числе суда);

- Национального банка Республики Беларусь.

Реорганизация банка представляет собой изменение его структуры и функций без ликвидации дел и имущества, в процессе которого осуществляется переход его прав и обязанностей к вновь созданному банку (банкам) и другим юридическим лицам в порядке, определенном законодательством.

Реорганизация путем слияния, разделения, выделения и преобразования приводит к созданию новых банков. В случае, когда она осуществляется в форме присоединения, образования нового банка не происходит.

Реорганизация банков в Республике Беларусь характеризуется следующими особенностями, установленными действующим банковским законодательством:

Слияние банков (Банк А+ Банк Б = Банк С) характеризуется тем, что деятельность реорганизуемых банков прекращается, а права и обязанности каждого из них передаются вновь созданному банку.

При присоединении (Банк А+ Банк Б = Банк А) одного или нескольких банков к другому банку они прекращают свою деятельность. В устав присоединившего банка вносятся необходимые изменения и дополнения, к нему переходят права и обязанности, а также лицензионные полномочия, которые имели реорганизованные банки. Расширение лицензионных полномочий присоединившего банка осуществляется на основе поданного им ходатайства в Национальный банк о внесении соответствующих изменений или дополнений в перечень банковских операций, указанных в его лицензии на банковскую деятельность. Присоединившиеся банки обязаны возвратить свои банковские лицензии в Национальный банк.

При слиянии и присоединении происходит укрупнение банков в форме централизации банковского капитала. Данная тенденция, характерная для мировой банковской практики в последние десятилетия, обусловлена обострением межбанковской конкуренции, усилением требований центральных банков к размеру собственного капитала, усилением нестабильности финансовых рынков и другими факторами. Чаще всего реорганизацию в форме слияния проводят крупные банки, а объектами присоединения выступают мелкие и средние банки, оказавшиеся на грани банкротства.

Разделение и выделение банков сопровождается децентрализацией банковского капитала. Эти формы реорганизации банка могут быть инициированы его участниками, если, например, не совпадают их экономические интересы или они расходятся в своем видении стратегии и перспектив развития банка.

При разделении банка(Банк А= Банк Б + Банк С) его деятельность прекращается, а все его права и обязанности в соответствии с разделительным балансом переходят к созданным на его основе банкам.

При выделении (Банк А= Банк А+ Банк Б) как и при разделении к созданным банкам переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизуемого банка.

При реорганизации, осуществляющейся путем преобразования (Банк А=Банк Б) банка в банк иного вида, к вновь возникшему банку переходят все имущественные права и обязанности прежнего банка.

Ликвидация банка — это прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей этого банка в порядке правопреемства к другим банкам или иным юридическим лицам.

Ликвидация банка может осуществляться:

Принудительная ликвидация банка может производиться только в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Добровольная ликвидация банка может произойти в связи с нецелесообразностью его дальнейшей деятельности, достижением цели, ради которой он создавался, и другими обстоятельствами.

Получив согласие на ликвидацию банка, его участники или уполномоченный орган в течение десяти дней создают ликвидационную комиссию (или назначают ликвидатора) во главе с председателем.

Национальный банк вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что данный банк находится в процессе ликвидации. Ликвидируемый банк возвращает имеющуюся у него лицензию на осуществление банковской деятельности.

Ликвидационная комиссия проводит мероприятия по ликвидации банка. С момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами банка, а к председателю комиссии — права руководителя банка.

Сообщение о ликвидации банка Национальный банк в установленные сроки публикует в своем официальном издании и республиканских печатных средствах массовой информации.

Экономическая несостоятельность банка— это его неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер и признанная основанием для принятия мер по предотвращению банкротства этого банка.

Признаки экономической несостоятельности банка определяются законодательством, действующим в Республике Беларусь:

Меры по улучшению финансового состояния банка включают:

Банкротство банка– это его устойчивая неплатежеспособность, правомерно объявленная самим банком или признанная решением хозяйственного суда и влекущая за собой ликвидацию данного банка. Общий порядок осуществления банкротства банка согласно действующему законодательству и, в частности закону Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве) можно представить следующим образом:

-заявление об отзыве банковской лицензии в Национальном банке Республики;

-отзыв банковской лицензии у банка;

- заявление о банкротстве банка в хозяйственный суд;

- конкурсное производство;

- ликвидационное производство.

Конкурсное производство— это процедура банкротства, цель которой заключается в обеспечении максимального удовлетворения требований кредиторов, защите прав и законных интересов банка, а также других лиц в процессе ликвидации данного банка.

Ликвидационное производство — это процедура конкурсного производства, которая применяется к банку, признанному банкротом, с целью его ликвидации, продажи принадлежащего ему имущества, освобождения его от долгов и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие документы представляются банком для государственной регистрации?

  2. Каким образом осуществляется государственная регистрация создаваемого банка и изменений (дополнений) в учредительные документы банка?

  3. По каким причинам банку может быть отказано в государственной регистрации?

  4. Что такое лицензия на проведение банковских операций и каков порядок ее получения?

  5. Банк приобретает статус банковского лица после …?

  6. Зачем банк создает территориально обособленные подразделения? Чем они отличаются друг от друга?

  7. По каким причинам и по чьей инициативе банк может прекратить свою деятельность?

  8. Что такое реорганизация банка? В каких формах она может проводиться?

  9. Что такое экономическая несостоятельность банка?

  10. Назовите меры по улучшению финансового состояния банка?

11) Меры по предупреждению банкротства.

Литература:

  1. Банковский кодекс Республики Беларусь (гл.12);

  2. Закон об экономической несостоятельности (банкротстве) от 13.07.2012 № 415-3;

  3. Инструкция по бухгалтерскому учету операций по формированию и увеличению уставных фондов банков Республики Беларусь. Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 30.06.2008 (в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.11.2012 № 600);

  4. Инструкция о порядке государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности от 07.12.2012 № 640 (в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.12.2014 № 723);

  5. «Об установлении Плана счетов бухгалтерского учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь и утверждении инструкции о порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь» (утверждена Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.08. 2013г. № 506);

  6. Инструкция «О порядке принятия банкам и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по улучшению финансового состояния или реорганизации» от 30.10.2012 № 556;

  7. Инструкция «О порядке деятельности временной администрации по управлению банком и небанковской кредитно-финансовой организации» от 30. 10.2012 № 555 (в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.10.2013 № 567);

  8. Инструкция «Об установлении квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к независимым директорам и иным членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа банка, небанковской кредитно-финансовой организации, руководителям и главным бухгалтерам банка, небанковской кредитно-финансовой организации, их заместителям, определении случаев и порядка проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации этих лиц» от 19.12.2012 № 669 (в редакции Постановления Национального банка Республики Беларусь от 05.06.2014 № 375);

  9. « О дополнительных требованиях к порядку применения Национальным банком Республики Беларусь мер надзорного реагирования и критериях принятия решения об их применении» Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2012 № 641;

  10. Инструкция о требованиях, предъявляемых к бизнес-плану, стратегическому плану развития банка, небанковской кредитно-финансовой организации, порядке оценки таких планов от 30.10.2012 № 554;

  11. Инструкция о раскрытии информации о деятельности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы холдинга от 11.01.2013 № 19.