logo search
Банковский менеджмент - Зеленов В

Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов

Важнейшими посредническими услугами банка являются услуги клиентам по осуществлению расчетных операций. Посредством расчетных операций осуществляется движение огромного потока платежных средств. Внедрение Центральным банком РФ электронной безбумажной технологии на магнитных носителях позволяет обеспечить высокую надежность обслуживания клиентов и завершения расчетов в течение рабочего дня вне зависимости от местонахождения клиентов.

Безналичные расчеты– это денежные расчеты, выполняемые путем записи по счетам в банках, при которых деньги списываются со счетов плательщиков и зачисляются на счета получателей.

Безналичные расчеты осуществляются через коммерческие банки:

Менеджмент безналичных расчетов должен осуществляться на основе следующих принципов и установленных правил:

Менеджмент безналичных расчетов клиентов банка заключается, в основном, в организации:

Организация учетно-операционного обслуживания клиентов должна быть подчинена следующим условиям:

Для осуществления учетно-операционного обслуживания клиентов в коммерческих банках создаются специальные группы учетных работников, осуществляющих ведение счетов клиентов с момента открытия этих счетов и до их закрытия. Количество групп и их состав зависят от количества счетов и масштаба деятельности банка. Счета и операции группируются по однородности экономического содержания и распределяются между соответствующими исполнителями, регистрируются в специальной книге и оформляются подписями ответственных работников.

Для удобства обслуживания клиентов их счета разделяются по типам клиентов:

При оформлении банковских операций по счетам клиентов необходимо организовать контроль за законностью операций и сохранностью средств. Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления документа и заверяет его своей подписью.

Если документ требует дополнительной проверки, он проверяется еще и контролером, после чего осуществляется операция по счету клиента.

В соответствии с правовым статусом клиента, его правоспособностью и характером деятельности банки могут открывать клиентам расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.

Для открытия расчетного и иных счетов в банке юридические лица должны предоставить следующие документы:

Для расчетных операций используется в основном расчетный счет. Открытие расчетного счета после предоставления всего необходимого комплекса документов сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании по которому банк берет на себя обязательства по проведению расчетов, обеспечению сохранности и возврату средств, о конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента, а клиент несет ответственность за достоверность документов, проводимых по счету.