logo search
Банковский менеджмент - Зеленов В

Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота

Внешнеэкономические отношения между хозяйственными субъектами разных государств предполагают весь комплекс товарно-денежного обращения, а также обращения услуг и капитала между различными отраслями экономики и между валютами:

Важнейшей областью внешнеэкономических отношений является внешняя торговля, обслуживаемая коммерческими банками.

Внешняя торговля народного хозяйства страны проявляется в следующих формах:

Схема 8.1

Внешняя торговля охватывает международное обращение товаров – экспорт и импорт, а также транзитную торговлю.

Характерным для мировой торговли является то, что наибольшая доля товарооборота приходится на внутреннюю торговлю между западными промышленно развитыми странами.

Общие условия функционирования внешней торговли опре­деляются внешнеторговой политикой участвующих в ней государств.

Под внешнеторговой политикой понимается совокупность всех государственных мер, оказывающих влияние на внешнюю торговлю. Учитывая переплетение интересов стран, участвующих во внешней торговле, возможно развитие двух экстремальных вариантов:

1. В условиях свободной торговли не существует какого-либо вмешательства со стороны государства или же торговых ограничений в отношения между собственными и иностранными гражданами.

2. Запрет – отсутствие внешнеэкономических отношений с иностранными государствами (характеризуется понятием «автаркия»).

Если и можно достигнуть полного запрета внешней торговли, то только путем крайних мер. Полная автаркия даже в теории мыслима лишь для очень малого количества стран. Однако в некоторых странах стремление к автаркии и меры к защите отечественной экономики (протекционизм) встречаются относительно часто. Такое желание обеспечить самоснабжение проявляется, например, в области продо­вольствия и энергетики.

Основными средствами протекционизма являются:

В современном международном бизнесе кредитные институты оказывают обширные услуги и предлагают разнообразные продукты. Наибольшее значение для внешнеэкономических отношений имеют следующие услуги, предлагаемые банками:

Схема 8.2

Крупные кредитные институты имеют свои представительства во многих зарубежных странах. Эти представительства сами не осуществляют банковских опера­ций, а поддерживают, прежде всего, контакты с клиентами, банками и учреждениями представляемого ими региона. Кроме того, они работают как консультационные и сервис­ные учреждения и собирают/передают важную информацию. Иногда такие представительства становятся предвестниками последующего учреждения собственных филиалов или до­черних банков.

Например, обширная сеть зарубежных филиалов характерна сегодня для некоторых крупных немецких кредитных институтов. В последние десятилетия эти банки превратились из классических внешне­торговых банков в международные, оперирующие по всему миру. Они обслуживают в странах своего местонахождения не только находящиеся там дочерние фирмы немецких предприятий, но и активно ведут дела с местной клиентурой, а также с частными и государственными заемщиками из третьих стран (сделки оффшор).

В целях расширения зоны обслуживания многие крупные банки практикуют инвестиции в иностранные банки, то есть участие в капитале иностранных банков.

Менеджмент внешнеторговых операций подвержен экономическому и политическому риску.

Риску во внешней торговле могут способствовать следующие меры иностранных государств:

В распоряжении каждой фирмы имеются возможности для оценки риска экспортной сделки и управления им.

Экспортер может получить информацию через импортера и страну-импортер, а также использовать информацию, полученную через третьи лица и организации, например через банки. Кроме этого, риск может быть уменьшен путем соответствующего оформления договоров, где оговариваются в первую очередь подходящие условия платежа. Примером тому могут служить авансовые платежи, аккредитивы или условия встречного исполнения.

Для имеющегося в каждой экспортной сделке материального риска существуют соответствующие формы покрытия, предлагаемые частными страховыми компаниями (транспортные, складские, монтажные страховки).

Для уменьшения риска потерь от колебания курсов валют в распоряжении экспортера имеются определенные инструменты подстраховки, такие, как валютные сделки на срок, валютные кредиты, валютные опционы.

Условия поставок регулируются Инкотермами, впервые опубликованными в 1936 году в Париже Международной торговой палатой.

Инкотермы– это общие коммерческие условия, при определении договорных обязательств они должны быть четко оговорены в каждом отдельном случае. При этом в конкретном договоре достаточно сделать ссылку на них.

Схема 8.3