logo search
РЦБ

9.2. Типы инвесторов и инвестиционных стратегий

Инвесторов можно классифицировать по различным критериям. Приведём основные классификации.

1. По юридическому статусу: индивидуальные инвесторы; корпоративные инвесторы; институциональные инвесторы; государство. Более детально данная классификация рассмотрена в п. 8.1.

2. По цели:

      1. портфельные инвесторы имеют цель – получение доходов от своих инвестиций. По отношению к источнику дохода, уровню доходности операции, времени инвестирования и риску можно выделить несколько типов портфельных инвесторов:

      1. стратегические инвесторы, как правило, не заинтересованы в получении дохода непосредственно на фондовом рынке. Область их финансовых интересов связана с контролем над собственностью. Поэтому они не ограничивают период инвестирования конкретным сроком. Стратегические инвесторы рассчитывают получить контроль над акционерным обществом и доход от использования этой собственности, который, безусловно, будет превышать доход от простого владения акциями.

Различают четыре основных инвестиционные стратегии на рынке ценных бумаг:

1. Инвестирование в самый доходный выпуск, как правило, дальней серии, и хранение его до погашения.

Эта схема является простым вариантом, не требует аналитической работы и хорошо обученных кадров. Однако имеются риски, связанные с необходимостью отвлечения средств на весь период инвестирования. Вероятны убытки, связанные с досрочной продажей при неблагоприятном курсе облигаций. Такая стратегия обычно используется корпоративными небанковскими инвесторами, использующими для вложений собственные средства.

2. Краткосрочные спекуляции.

Распространенная на отечественном рынке стратегия рисковых вложений в наиболее доходные облигации за день-два перед аукционом или покупка облигаций на аукционе и продажа их через несколько дней. Эта схема удобна для коротких денег, эффективность использования которых зависит от качества прогноза. Реализация данной стратегии инвестирования требует аналитической работы для прогнозирования уровня цен на аукционе и направления их изменения после аукциона, а также выбора лучшего момента продажи облигаций. Поэтому данный метод используется профессионалами, имеющими аналитические структуры.

3. Портфельное инвестирование с пассивным управлением.

Реализация данной стратегии предполагает формирование широко диверсифицированного портфеля, включающего в себя выпуски с разными сроками погашения (короткими – для обеспечения ликвидности и дальними – для обеспечения доходности), и замену их по мере их погашения. Для реализации данной стратегии необходимо осуществлять мониторинг фондового рынка. Применяется она банковскими и крупными корпоративными инвесторами.

4. Портфельное инвестирование с активным управлением

Данный метод основан на постоянном изменении структуры портфеля в пользу наиболее доходных в данный момент облигаций. Эта схема наиболее сложна, так как требует не только большой аналитической работы на основе постоянно получаемой и обрабатываемой информации с биржи, но и дорогостоящих технических систем и технологий, обеспечивающих поступление и обработку информации с рынка в режиме реального времени. Активное управление – самый затратный вариант инвестирования, поэтому его используют крупные инвестиционные компании, банки-дилеры и другие профессионалы, располагающие специальными аналитическими отделами и достаточными средствами.