Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
Управление активами и пассивами коммерческих банков является одной из важнейших функций банковского менеджмента.
Процесс управления активами и пассивами нацелен на привлечение максимально допустимого объема ресурсов и их размещения в максимально доходные активы, обладающие заданным уровнем ликвидности и имеющие ограниченный уровень риска. При этом руководство банка должно стремиться максимизировать текущую стоимость активов и оптимизировать конечные финансовые результаты.
Процесс принятия управленческих решений должен строиться на основе комплексного анализа структуры и динамики активных и пассивных операций банка, их согласованности, доходности и стоимости, маржи по операциям банка, а также на основе оценки уровня всех банковских рисков и на их прогнозе.
Первым шагом, позволяющим определить уровень согласованности и стабильности банковских операций, является анализ структуры активов и пассивов банка.
Структурный анализ активов и пассивов банка проводится для выявления достаточности уровня диверсификации банковских операций, определения степени зависимости банка от развития внешней ситуации на различных сегментах рынка банковских услуг и продуктов, от общеэкономических и региональных тенденций, от поведения одного или связанных между собой клиентов.
Анализ структуры активных операций банка представляет собой анализ направлений использования его ресурсов. Основными направлениями исследования и анализа активных операций банка являются:
анализ структуры активных операций;
оценка экономической целесообразности и рискованности отдельных активных операций.
При анализе структуры активов важно учитывать следующие моменты:
долю работающих активов в балансе банка;
соотношение основных видов работающих активов: кредитов и ценных бумаг;
структуру кредитного портфеля;
структуру кредитных вложений и прочих активов по филиалам банка.
Банк, имеющий достаточный запас ликвидных активов для поддержания текущей ликвидности, может ее утерять с течением времени в связи с превышением потока обязательств над потоком вложения в ликвидные активы. Качественное и количественное равновесие прилива и отлива средств кредитного потенциала является важным фактором в практике поддержания ликвидности банка.
Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал, исходя из своей ликвидности, надежности и прибыльности.
На общий уровень кредитного потенциала коммерческого банка оказывает влияние следующая совокупность факторов:
размер собственного капитала банка;
общая величина мобилизованных в банке средств;
структура и стабильность источников кредитного потенциала;
уровень обязательных резервов в ЦБ РФ;
режим пользования текущими резервами для поддержания текущей ликвидности;
общая сумма и структура обязательств банка.
Менеджмент ликвидности в плане активных операций сводится к продаже ликвидных активов, а в плане пассивных операций – к быстрому привлечению новых источников средств. В этом плане определяется общий резерв ликвидности активов. Общий резерв ликвидности активов подразделяется на первичный и вторичный.
Первичный резерв ликвидности рассматривается как главный источник ликвидности банка. Сюда включаются средства на счетах обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах в других коммерческих банках, наличные деньги в кассе, платежные документы в процессе инкассирования.
Вторичные резервы ликвидности – это высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. К ним относятся активы, которые составляют портфель правительственных ценных бумаг и краткосрочные ссуды.
Общий резерв ликвидности коммерческого банка зависит от нормы обязательного резерва, устанавливаемой Центральным банком РФ, и уровня резерва ликвидности, определяемого банком самостоятельно для себя.
Менеджментом ликвидности кредитных организаций США практикуется так называемая секьюритизация активов. Секьюритизация заключается в переводе малоликвидных и неликвидных активов банка в форму ценных бумаг с последующей их продажей на вторичном рынке.
Секьюритизации подвергаются средне- и долгосрочные долговые обязательства, возникшие в результате предшествующих кредитных операций и находящиеся в портфелях банков. Механизм секьюритизации позволяет «заморозить» эту задолженность, снять ее с баланса банка и обеспечить приток ликвидности в форме свободных денежных средств.
Американские банки и другие кредитные институты США (сберегательные, страховые, инвестиционные) располагают гигантским портфелем непогашенных ипотечных обязательств (общая сумма непогашенной ипотечной задолженности на конец 2000 года составляла более 5 трлн долларов), который используется ими для секьюритизационных схем. Кроме того, в среду секьюритизации вовлекаются и другие популярные в США виды кредитной задолженности, например дебиторские счета по потребительским ссудам, кредитным картам и т.д.
В процессе секьюритизации банк или другая финансовая компания объединяет непогашенные обязательства по ранее выданным кредитам, срок погашения по которым не наступил, в один общий пакет (пул) и передает их другим кредитным институтам или специально созданным компаниям в качестве обеспечения выпуска вторичных ценных бумаг.
При этом банк сокращает свой ссудный портфель и лишается доходов от уже выданных кредитов, зато секьюритизация позволяет ему высвободить часть неликвидных активов, перевести их в реализуемую форму и получить денежный эквивалент, используемый для текущих платежей или покупки других активов.
В этом плане секьюритизация служит средством регулирования ликвидности, управления активами и пассивами с целью минимизации различных рыночных рисков и улучшения показателей достаточности банковского капитала.
Секьюритизация служит удобным средством перестройки кредитного портфеля и снижения доли нежелательных компонентов баланса, реагирующих на прогнозируемые изменения конъюнктуры финансового рынка, значительно повышает мобильность банка, расширяет его операционные возможности по управлению денежными доходами и способствует росту эффективности финансового менеджмента.
В рыночных условиях, при постоянно меняющемся спросе и предложении, условий заключения сделок, платежеспособности клиентов и других внутрибанковских и внешнеэкономических условий, коммерческий банк постоянно находится на грани риска потери ликвидности при наступлении определенных условий. Коммерческий банк, заимствуя средства своих клиентов, берет на себя обязательство по своевременному возврату этих средств.
В этом плане для банковского менеджмента исключительную важность приобретает процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и в связи с этим качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал коммерческого банка.
В широком смысле управление пассивами – это деятельность, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и определения соответствующей комбинации источников средств для данного банка. В более узком смысле под управлением пассивными операциями понимаются действия, направленные на удовлетворение потребности банка в ликвидности путем активного изыскания и привлечения заемных средств.
В управлении пассивными операциями необходимо учитывать соотношение между расходами и доходами, которые можно получить от вложения этих средств в ссуды, ценные бумаги и другие активы, так как взаимосвязь между управлением активными и пассивными операциями имеет решающее значение для прибыльности коммерческого банка.
При этом пассивные операции, в результате которых формируется ресурсная база коммерческих банков, играют первичную и главную роль по отношению к активам. Именно пассивные операции определяют объем и масштаб доходных операций. В связи с этим вопросы наращивания ресурсного потенциала и обеспечения его стабильности посредством эффективного управления пассивами приобретают особую остроту и актуальность.
При нализе структуры пассивных операций необходимо учитывать:
соотношение собственных и привлеченных ресурсов;
уровень зависимости от межбанковского рынка, долю межбанковских кредитов в совокупном объеме привлеченных ресурсов;
долю стабильных остатков на счетах до востребования и на счетах населения, наиболее подверженного панике в периоды финансовых кризисов;
длительность использования привлеченных ресурсов, что позволяет оценить политику банка в области управления ресурсами: долгосрочные или краткосрочные вложения осуществляет банк, насколько ему удается привлечение длинных депозитов и т.д.;
структуру ресурсов в разрезе филиалов.
Менеджмент коммерческого структурного анализа активов и пассивов, методов их оценки и прогноза банковских рисков является важнейшим условием управления активами и пассивами. Стратегия банка по управлению активами и пассивами реализуется через специальное подразделение по контролю за рисками, укомплектованное высококвалифицированными специалистами-профессионалами.
Существование органа управления активами и пассивами с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами – непременное условие стабильной работы банка. В небольших банках эту роль выполняют финансовые менеджеры, риск-менеджеры и т.п.
Правильно организованный процесс управления активами и пассивами позволяет банку добиться последовательного и стабильного роста, реализовать возможности и избежать опасности, мешающей на пути развития банка.
Одной из важнейших функций банковского менеджмента является поддержание определенных пропорций между активами и пассивами.
Ликвидность банка определяется сбалансированностью его активов и пассивов, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных пассивов.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128