1.4 Структура функциональных подразделений и служб банка.
Организационная структура банка включает функциональные подразделения (управления, департаменты) и службы банка, которые имеют определенные права и обязанности.
Структура банка, количество управлений и отделов, специализация служб, состав руководства, распределение полномочий зависят от различных факторов и определяются экономической целесообразностью. Во многом организационная структура банка зависит от того, какими лицензионными полномочиями он располагает. Количество подразделений, распределение полномочий и компетенций между ними, движение информации внутри банка определяются также размерами банка и выбранной рыночной стратегией.
Организационная структура может строиться по различным принципам.
В международной банковской практике существуют линейные и матричные модели организационных структур.
К линейным моделям относятся функциональная и дивизионная, а к матричным двухмерная и трехмерная модели.
Линейные модели структуры.
Наиболее распространенной схемой организационного построения банка в Республике Беларусь является функциональная структура. Она характерна для банков небольших и средних размеров, предоставляющих ограниченный набор традиционных услуг различным группам клиентов. Данная модель основана на пооперационном разделении подразделений.
Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Например: Управление кредитования; управление по работе с ценными бумагами; управление корреспондентских отношений; управление ресурсов; валютное управление; учетно-операционное управление и др.
При такой модели организации, в частности, кредитное подразделение банка проводит кредитное обслуживание всех типов клиентов (юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей) и осуществляет все виды кредитных операций (инвестиционное кредитование, проектное финансирование, краткосрочное кредитование текущей деятельности, факторинг, лизинг), самостоятельно выполняя все необходимые процедуры на каждом из этапов кредитного процесса (предварительная экспертиза кредитуемого проекта и анализ кредитоспособности клиента, оценка залога, учет кредитных операций, сопровождение кредита (кредитный мониторинг), работа с проблемной задолженностью).
При небольшом объеме кредитных операций функциональная модель позволяет эффективно осуществлять кредитную деятельность, но при возрастании объемов кредитования, усложнении и диверсификации предоставляемых услуг данная модель не обеспечивает необходимой координации между отделами и подразделениями банка.
Банки, достигшие достаточно крупных размеров и предоставляющие широкий набор услуг различным группам клиентов, используют дивизионную модель линейной организации, ориентированную на:
- определенные отрасли банковской деятельности
- разные классы потребителя (клиента).
Дивизионная модель основана на выделении в банке стратегических зон бизнеса, Для каждой из них определяется своя целевая установка, разрабатывается стратегия и формируется ресурсное обеспечение. При этом каждая стратегическая зона банковской деятельности функционирует самостоятельно.
В современном банковском бизнесе в качестве стратегических зон обычно выделяют коммерческую, инвестиционную и розничную банковскую деятельность.
Стратегические зоны банковской деятельности могут выделяться и по типу обслуживаемых групп клиентов (крупные корпоративные клиенты, средний и мелкий бизнес, микро-клиенты, физические лица - «розница»).
Матричные модели структуры.
Более сложные матричные модели организационных структур, характерные для зарубежных банков, представляют собой комбинацию двух и более принципов построения организационных структур.
Двухмерная матричная модель основана на комбинации двух принципов построения организационной структуры: по функции управления и оказания группы услуг. Такая модель предполагает формирование двух групп подразделений, выполняющих различные функции как на уровне банка в целом, так и непосредственно в кредитном подразделении банка.
В такой структуре присутствуют два подуровня управления.
IОдин (более низкий) - операционный уровень. Его задачей является осуществление обслуживания клиентов и совершение собственных операций.
Он в свою очередь делится на front (основной) и back (вспомогательный) офисы.
Front офис осуществляет только обслуживание клиентов;
Back офис - весь необходимый для этого обслуживания спектр операций.
IIДругой (более высокий) - head офис (головной офис) - представляет собою уровень, ответственный за общее управление и развитие анализ, маркетинг и управление финансами..
Задачей head офиса является общее управление и развитие банка.
Трехмерная матричная модель базируется на комбинации трех равнозначных принципов, например, функционального, географического и разделения по группе клиентов. Сочетание продуктового и клиентского принципов позволяет сосредоточить в одном отделе услуги, которые могут пользоваться спросом у тех или иных групп клиентов.
В настоящее время в Республике Беларусь существуют примеры формирования матричной модели организационной структуры. Оно осуществлено банками, которые, как правило, входят в международные банковские группы, являются дочерними банками иностранных банков, либо сформированы иностранными акционерами, несущими традиции корпоративного управления и моделей организационных структур банка, характерных для их государств. К таким банкам относятся «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Москва-Минск».
Но большинство белорусских банков реализовало в основном дивизионную модель линейной организации кредитных и других подразделений банка. Формированию матричных моделей, как правило, должен предшествовать реинжинириг, перестраивающий в банке бизнес-процессы таким образом, чтобы они соответствовали подходам, принятым в международной банковской практике и позволяли реализовывать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору по построению системы управления кредитным и другими банковскими рисками.
Помимо функциональных подразделений в банках создаются службы, которые, как правило, непосредственно не осуществляют банковские операции, но выполняют работу, необходимую для функционирования банка. Такими службами (отделами) в банке являются:
- отдел анализа и статистики;
- планово-экономический отдел;
- отдел маркетинга;
- отдел координации деятельности филиалов;
- отдел сводной отчетности;
- отдел кадров;
- административно-хозяйственный отдел;
- юридический отдел;
- служба внутреннего аудита;
- служба экономической безопасности;
- отдел охраны;
- отдел автоматизации;
- службы инкассации и др.
- По дисциплине «Организация деятельности банков»
- Раздел «Организация деятельности коммерческих банков»
- Для студентов дневной и заочной формы обучения специальности
- «Финансы и кредит»
- Примерный тематический план дисциплины рганизация деятельности банков»
- Тема 1 Сущность банков, их виды и организационная структура.
- 1.1 Понятие коммерческого банка и банковской деятельности.
- 1.2 Операции банков, их виды и классификация.
- 1) В зависимости от целей проведения:
- 1.4 Структура функциональных подразделений и служб банка.
- 1.5 Органы управления банка.
- I Общее собрание акционеров
- II Совет директоров (Наблюдательный совет).
- III Правление банка.
- Тема 2 Порядок государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности.
- 2.1 Государственная регистрация банка.
- 2.2 Основные требования, предъявляемые к уставному фонду банка.
- 2.3 Лицензирование банковских операций.
- 2.4 Реорганизация и порядок прекращения деятельности банка.
- Тема 3 Баланс банка.
- 3.1 Строение баланса и Плана счетов.
- 3.2 Назначение баланса банка.
- 3.3 Виды балансов.
- 1 Ежедневный баланс (форма № 0025).
- 3 Годовой бухгалтерский баланс (расчетный баланс).
- 3.4 Банковская отчетность.
- Тема4 Общие понятия о банковских рисках.
- 4.1 Понятие банковских рисков.
- 4.2 Классификация банковских рисков.
- 4.3 Управление банковскими рисками.
- Тема 5 Активы банков, их структура и качество.
- 5.1 Экономическое содержание активов банка, их состав и структура.
- 5.2 Оценка качества активов банка.
- 5.3 Взаимосвязь активов и пассивов банка.
- Тема 6 Ресурсы и пассивные операции коммерческих банков.
- 6.1 Общее понятие о ресурсах банка, их классификация.
- 6.2 Собственные средства банка и порядок их формирования.
- 2 Эмиссионный фонд.
- 3 Фонды банка.
- 4 Фонды переоценки статей баланса.
- 6.3 Привлеченные средства, их состав. Депозитный договор и депозитный процент.
- 6.4 Гарантирование возврата привлекаемых банками средств физических лиц.
- 6.5 Формирование фонда обязательных резервов.
- 6.6 Риски пассивных операций.
- 6.7 Управление ресурсами коммерческого банка.
- Тема 7 Нормативы достаточности капитала банка.
- 7.1 Понятие собственного капитала банка, его функции и значение.
- 7.2 Методика расчета нормативного капитала банка для оценки его достаточности.
- 7.3 Нормативы достаточности нормативного капитала.
- 7.4 Оценка активов по уровню кредитного риска.
- 7.5 Оценка внебалансовых обязательств по уровню кредитного риска.
- 7.6 Оценка активов по рыночному риску.
- 7.7 Операционный риск.
- Тема 8 Ликвидность коммерческого банка.
- 8.1 Понятие ликвидности и кредитоспособности банка.
- 8.2Факторы, влияющие на ликвидность банка.
- 8.3Управление ликвидностью.
- 8.4Нормативы ликвидности банка.
- 4 Минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.
- Тема 9Основы организации кредитных операций банков с клиентами.
- 9.1 Понятие кредитных операций и кредитного портфеля банка, их классификация.
- 8 По составу кредиторов:
- 9.3 Основные нормативные положения о предоставлении и погашении кредитов клиентам.
- 9.4 Кредитный договор, его содержание, значение и порядок заключения.
- 9.5Кредитное досье клиента, порядок его формирования.
- 9.6 Способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.
- Тема 10 Оценка кредитоспособности клиентов банка.
- 10.1 Понятие кредитоспособности клиента.
- 10.2 Источники информации для оценки кредитоспособности.
- 10.3 Взаимодействие банков с Кредитным регистром.
- 10.4 Способы оценки кредитоспособности.
- 10.5 Методика расчета основных показателей кредитоспособности.
- 10.6 Определение класса кредитоспособности.
- 10.7 Оценка кредитоспособности физических лиц.
- Тема 11 Способы предоставления и погашения кредита.
- 11.1 Общие положения о способах предоставления кредита.
- 11.2 Общие положения о погашении кредита.
- 11.3 Пролонгация кредита.
- 11.4 Кредитование по простым (отдельным) счетам.
- 11.5 Кредит на покрытие овердрафта.
- 11.6 Консорциальное и синдицированное кредитование.
- Тема 12 Управление активами банка, подверженными кредитному риску.
- 12.1 Понятие кредитного риска, основные факторы его возникновения и методы управления.
- 12. 2 Нормативы ограничения концентрации риска.
- 2 Норматив суммарной величины крупных рисков.
- 12.3 Порядок формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску.
- Раздел 1 Отчет о размере специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможныхубытков по портфелям однородных кредитов.
- Раздел 2 Внебалансовые обязательства.
- Раздел 3 Ценные бумаги.
- Тема 13 Межбанковские операции.
- 13.1 Корреспондентские отношения банков, их сущность и значение.
- 13.2 Межбанковские расчеты.
- 13.3 Межбанковские кредиты.
- Тема 14: Операции банков с ценными бумагами.
- 14.1 Виды и характеристика ценных бумаг, с которыми работает банк.
- 14.2 Экономическая сущность и классификация операций коммерческих банков с ценными бумагами.
- 3По целям проведения :
- 14.3 Основные виды операции банков с ценными бумагами.
- I Пассивные операции
- II Активные операции банков с ценными бумагами
- III Залоговые операции
- IV Внебалансовые операции
- V Посреднические операции
- 14.4. Портфель ценных бумаг банка, управление им.
- 14.5 Формирование и использование банками специального резерва под обесценивание ценных бумаг.
- Тема 15 Валютные операции банка.
- 15.1 Валютные ценности и валютные операции.
- 5.2 Основные правила проведения валютных операций.
- 15.3 Текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.
- 15.4 Особенности валютных операций между резидентами.
- 15.5 Валютные операции с участием физических лиц.
- 15.6 Валютный риск, управление валютным риском.
- Список литературы, используемый при написании краткого конспекта лекций по дисциплине «Организация деятельности банка».
- Дополнительная