7.7. Использование формы расчетных документов.
Пунктом 2.3 Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» предусмотрели использование следующих форм расчетных документов:
-
платежные поручения;
-
аккредитивы;
-
чеки;
-
платежные требования;
-
инкассовые поручения.
Платежное поручение
Платежное поручение, оформленное на бланке формы 0401060, используется для осуществления банковских переводов по распоряжению владельца счета (плательщика) с его счета перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
В бухгалтерском учете клиентских расчетов платежными поручениями проводки отражаются по корреспондентским счетам, а также по балансовым счетам первого порядка: 405, 406, 407, 408 и внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
Аккредитивы
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручения плательщика об открытии аккредитива (далее – банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее – исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего могут выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора. Учет и оформление расчетов аккредитивами в банке-эмитенте и исполняющем банке различны.
Для открытия аккредитива в банке-эмитенте плательщик представляет два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Форму заявления на открытие аккредитива банк-эмитент разрабатывает самостоятельно учитывая, что в ней должны быть указаны все сведении, предусмотренные в качестве обязательных реквизитов расчетного документа, а также следующие сведения:
1) наименование банка-эмитента;
2) наименование банка - получателя средств;
3) наименование исполняющего банка;
4) вид аккредитива (отзывный или безотзывный);
5) условие оплаты аккредитива;
6) перечень и характеристика документов, представляемых получателем средств, и требования к оформлению указанных документов;
7) дата закрытия аккредитива, период представления документов;
8) наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузоотправитель, грузополучатель, место назначения груза.
На основании заявления на открытие аккредитива банк-эмитент составляет аккредитив на бланке формы 0401063.
Для осуществления расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву в аккредитиве указывается номер счета, открытого исполняющим банком для осуществления расчетов по аккредитиву (для резервирования денежных средств) к балансовому счету 40901 «Аккредитивы к оплате». Указанный счет открывается по запросу банка-эмитента, составленному и произвольной форме на основании заявления на открытие аккредитива. Номер указанного счета доводится исполняющим банком до сведения банка-эмитента, а банком-эмитентом – до сведения плательщика.
В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива поле «Счет (40901)» формы 0401063 в аккредитиве не заполняется, так как денежные средства не резервируются.
При получении от исполняющего банка документов по аккредитиву банк-эмитент проверяет соответствие представленных документов и их реквизитов условиям аккредитива на основании самих документов (так называемая проверка по внешним признакам). Срок проверки документов не должен превышать 7 рабочих дней, следующих за днем получения документов, если иное не предусмотрено соглашением между банком-эмитентом и исполняющим банком.
При установлении несоответствия по внешним признакам документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка возврата сумм, выплаченных получателю средств за счет переведенного в исполняющий банк покрытия (по покрытому (депонированному) аккредитиву), восстановления сумм, списанных с корреспондентского счета, открытого в исполняющем банке, либо отказать исполняющему банку в возмещении сумм, выплаченных получателю средств (по непокрытому (гарантированному) аккредитиву).
Необходимо также помнить, что кроме всего прочего, учет сумм покрытых (депонированных) аккредитивов осуществляется банком-эмитентом на внебалансовом счете по учету сумм выставленных аккредитивов – счет 90907(А), а учет сумм гарантий по непокрытым (гарантированным) аккредитивам осуществляется банком эмитентом на внебалансовом счете по учету сумм гарантий, выданных банком, – счет 91315(П).
После открытия аккредитива исполняющий банк незамедлительно сообщает о поступлении аккредитива получателю средств согласованным с ним способом с последующим письменным подтверждением в произвольной форме не позже рабочего дня, следующего за днем поступления аккредитива от банка-эмитента.
Для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов формы 0401065 и предусмотренные условиями аккредитива документы. Первый экземпляр реестра счетов оформляется подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.
При оплате аккредитива комплект из четырех экземпляров реестра счетов используется следующим образом: первый экземпляр подшивается в документы дня исполняющего банка; второй и третий – отправляются в банк-эмитент для банка и клиента плательщика; четвертый экземпляр реестра счетов оформляется оттиском штампа банка, датой получения документов и подписью бухгалтерского работника и служит распиской в получении документов.
Исполняющий банк, как правило, в течение 7 дней обязан проверить по внешним признакам соответствие документов условиям аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов.
При установлении соответствия указанных документов условиям аккредитива и правильности оформления реестра счетов исполняющим банком производится платеж по аккредитиву. На всех принятых банком экземплярах реестра счетов проставляются штамп банка, дата приема и подпись бухгалтерского работника. При исполнении отзывного аккредитива исполняющий банк производит платеж в полной сумме, если к моменту представления документе он не получил от банка-эмитента распоряжения об отмене аккредитива, в части суммы аккредитива – при получении от банка-эмитента распоряжения об уменьшении суммы аккредитива.
При установлении несоответствия указанных документов по внешним признакам условиям аккредитива исполняющий банк вправе отказать в их принятии, незамедлительно уведомив об этом получателя средств и банк-эмитент и указав на расхождения, являющиеся причиной отказа. Получатель средств вправе повторно представить документы, предусмотренные аккредитивом, до истечения срока его действия.
При платеже по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов, зачисляется (перечисляется) на счет получателя средств платежным поручением исполняющего банка. Первый экземпляр платежного поручения вместе с первым экземпляром реестра счетов помещается в документы дня банка в качестве основания списания денежных средств со счета, предназначенного для учета сумм по покрытому (депонированному) аккредитиву, или основания списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке, по непокрытому (гарантированному) аккредитиву.
Также необходимо помнить, что при поступлении от банка-эмитента непокрытых (гарантированных) аккредитивов сумма аккредитива учитывается исполняющим банком на внебалансовом счете по учету сумм гарантий, поручительств, полученных банком, – счет 91414 (A).
Закрытие неиспользованного покрытого (депонированного) аккредитива в исполняющем банке производится:
-
по истечении срока действия аккредитива;
-
на основании заявления получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;
-
по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива.
Расчеты чеками
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Порядок и условия их использования регулируются Гражданским кодексом РФ (часть 2, гл. 46, § 5), а в части им не урегулированной – другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
По существу, чек является разновидностью переводного векселя, плательщиком по которому является банк, а приказодателем владелец чека в банке, т.е. чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Поэтому аналогично векселям, вы пускаемым банком самостоятельно, чеки также выпускаются банками по собственной инициативе, если у клиентов банка есть необходимость в таких банковских услугах.
Выпуская чеки для безналичных расчетов, банку необходимо учитывать, что бланк чека должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ст. 878 ГК РФ, может содержать и дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
Чеки кредитных организаций могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений, но не через подразделения РКЦ ЦБ РФ.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете 91207 «Бланки».
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Банк-плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в его подлинности. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.
Инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее – банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее – исполняющий банк).
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.
Прием банком-эмитентом на инкассо платежных требований и инкассовых поручений осуществляется в общем порядке, принятом для всех расчетных документов.
На всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Непринятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента.
Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов. Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.
Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кредитных организаций и других клиентов Банка России в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России. Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно.
Поступившие в исполняющий банк платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. На первом экземпляре поступивших платежных требований и инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляется дата поступления расчетного документа.
Ответственный исполнитель исполняющего банка повторно осуществляет общие процедуры, предусмотренные общим порядком приема расчетных документов к оплате.
Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, подлежат возврату с соблюдением общеустановленных требований. При возврате платежных требований, инкассовых поручений в регистрационном журнале делается запись с указанием даты и причины возврата.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств расчетные документы помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» с указанием даты помещения в картотеку, направив извещение о постановке в картотеку формы 0401075. Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитенту не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляется штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка.
Частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» осуществляется в общем порядке, принятом для расчетных документов.
Платежные требования
Платежное требование составляется на бланке формы 0401061.
Кроме реквизитов, предусмотренных для всех расчетных документов, в платежном требовании указываются:
а) условие оплаты;
б) срок для акцепта;
в) дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;
г) наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты – в поле «Назначение платежа».
В расчетных операциях с использованием платежных требований используется операции акцепта – получение исполняющим банком согласия плательщика на оплату.
Для получения акцепта платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, до получения акцепта плательщика, отказа от акцепта (полного или частичного) либо истечения срока акцепта. Учет платежных требований, ожидающих акцепта, ведется на внебалансовом счете 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».
Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется заявлением об акцепте, отказе от акцепта по форме 0401004.
При акцепте платежных требований заявление составляется в двух экземплярах, первый из которых оформляется подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.
При полном или частичном отказе от акцепта заявление составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.
Полностью акцептованное, частично акцептованное, неакцептованное платежное требование, равно как и платежное требование, срок для акцепта которого истек, списывается мемориальным ордером в полной сумме с внебалансового учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта, при этом:
-
полностью акцептованное платежное требование оплачивается со счета плательщика на основании заявления на акцепт и первого экземпляра платежного требования (первые экземпляры помещаются в документы дня, остальные – в банк-эмитент);
-
неакцептованное платежное требование возвращается в банк-эмитент вместе с заявлением об отказе от акцепта (экземпляр платежного требования, мемориальный ордер и экземпляр заявления об отказе помещаются в документы дня);
-
частично акцептованное платежное требование оплачивается в сумме акцептованной плательщиком и уточненное в данной сумме отправляется в банк-эмитент (первый экземпляр платежного требования и заявления на частичный акцепт помещаются в документы дня);
-
платежное требование, срок для акцепта которого истек в общем порядке возвращается в банк-эмитент с указанием на обороте причины: «Не получено согласие на акцепт».
Инкассовые поручения
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071.
При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи).
При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. В случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя.
Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.
Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому не производилось (за исключением случаев прекращения исполнительного производства) или произведено частично, возвращается вместе с инкассовым поручением исполняющим банком банку-эмитенту для передачи взыскателю лично под расписку в получении или заказной почтой с уведомлением. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате возврата исполнительного документа с указанием взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.
Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в соответствии с законодательством, возвращается исполняющим банком заказной почтой с уведомлением в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания (номер и дата заявления взыскателя, определения суда (арбитражного суда) или иного документа) и взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.
О возврате исполнительного документа в журнале регистрации банка делается отметка с указанием даты возврата, суммы (или остатка суммы) и причины возврата.
- Предисловие
- Курс лекций
- Раздел 1. Задачи и принципы бухгалтерского учета в банках
- 1.1. Задачи бухгалтерского учета и цели постановки бухгалтерского учета в банке.
- 1.2. Принципы бухгалтерского учета в банках.
- 1.3. Учетная политика банка.
- Тема 2. Законодательная основа организации бухгалтерского учета в банках. План счетов.
- 2.1. Основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в банках.
- 2.2. Основные нормативные документы.
- 2.3. План счетов.
- Тема 3. Аналитический и синтетический учет. Технология обработки информации. Документация и документооборот.
- 3.1. Аналитический учет в банке.
- 3.2. Синтетический учет в банке.
- 3.3. Технология обработки информации в банке.
- 3.4. Документация по операциям банка. Документооборот.
- 3.4. Порядок архивного хранения документов
- Тема 4. Внутрибанковский контроль
- 4.1. Понятие, принципы и цели внутреннего контроля
- 4.2. Система органов внутреннего контроля
- 4.3. Бухгалтерия в системе внутреннего контроля банка
- 4.4. Исправление выявленных ошибок. Заключительные обороты
- Раздел 2. Организация бухгалтерского учета
- Тема 5. Учет уставного капитала банка.
- 5.1 Аналитический и систетический учет уставного капитала.
- 5.2 Учет операций увеличения и уменьшения уставного капитала
- 5.2 Учет собственных долей уставного капитала (акций), выкупленных банком
- Тема 6. Учет кассовых операций
- 6.1. Организация кассовой работы в коммерческом банке
- 6.2. Приходные кассовые опреации
- 6.3. Расходные кассовые операции
- 6.4. Сверка операций кассы и регулирование остатков кассы
- 6.5. Организация расчетов с использованием банковских карт в банкоматах
- Тема 7. Учет расчетных операций
- 7.1. Банковские счета клиентов.
- 7.2. Краткая характеристика счетов бухгалтерского учета по учету расчетных операций.
- 7.3. Порядок оформления первичных документов.
- 7.4. Общий порядок приема расчетных документов к исполнению.
- 7.5. Отзыв клиентами расчетных документов.
- 7.6. Обязанности банков при проведении расчетов.
- 7.7. Использование формы расчетных документов.
- 7.8. Сущность и значение межбанковских расчетов.
- 7.9. Условия межбанковских расчетов.
- 7.10. Особенности приема к исполнению расчетных документов.
- 7.11. Учет межфилиальных расчетов.
- Тема 8. Учет депозитных операций
- 8.1. Законодательство о банковских вкладах (депозитах).
- 8.2. Первичные документы бухгалтерского учета.
- 8.3. Краткая характеристика счетов бухгалтерского учета.
- 8.4. Страхование вкладов населения.
- Тема 9. Учет кредитных операций
- 9.1. Понятие кредитных операций
- 9.2. Кредитная политика и кредитные операции банка
- 9.3. Оформление кредитных операций
- 9.4. Бухгалтерский учет кредитных операций
- 9.5. Обеспечение кредитных операций
- 9.6. Учет межбанковских кредитов
- 9.7. Учет кредитных линий и овердрафтов
- 9.8. Образование и расходование резерва на возможные потери по ссудам
- Категории ссуд в зависимсти от качества обслуживания заемщиком долга
- Классификация ссуд в зависимости от категории качества
- 9.9. Учет просроченной задолженности по выданным кредитам и начисленным процентам
- Тема 10. Учет финансовых результатов банка
- 10.1 Учет доходов банка
- 10.2. Учет расходов
- 10.3. Структурные составляющие доходов и расходов банка
- 10.4. Учет прибыли и ее использования
- Тема 12. Учет операций в иностранной валюте. Валютный контроль.
- Тема 14. Учет основных средств и внутрибанковских операций
- 14.1. Признание и первоначальная оценка основных средств
- 14.2. Последующая оценка основных средств
- 14.3. Обесценение основных средств
- Тема 15 Порядок составления отчетности по мсфо: особенности трансформации в банках.
- Тема 18. Банковский аудит как форма контроля деятельности кредитных организаций.
- 18.1. Законодательная основа развития и организации банковского аудита в рф
- 18.2. Классификация банковского аудита.
- 18.3. Виды аудиторского заключения.
- 18.4. Состав аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций.