3.4. Документация по операциям банка. Документооборот.
Бухгалтерский учет в банках организован по мемориально-ордерной автоматизированной форме, то есть до группировки однородных операций по счетам они оформляются в мемориальных ордерах. В ордере указывается краткое содержание операции, сумма и корреспонденция счетов на уровне лицевых счетов (транзакция).
Мемориальный ордер может не составляться, если операция оформляется кассовыми или платежными документами, выписками из корреспондентских счетов, а также авансовыми отчетами и прочими первичными документами.
К мемориальным ордерам прикладываются первичные документы, которые послужили основанием для отражения информации о совершенных операциях.
Первичные документы, фиксирующие совершение операции, должны содержать достоверные данные и создаваться в момент совершения операции.
Первичные документы могут оформляться как на типовых бланках, так и на бланках специализированных форм.
К первичным документам относятся акты, справки, счета и другие документы, подтверждающие факт совершения операции.
Первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты:
-
наименование документа;
-
код формы;
-
дату составления;
-
наименование организации, от имени которой составлен документ;
-
содержание операции;
-
измерители операции;
-
наименование должностных лиц, ответственных за содержание операции, правильность ее выполнения, личные подписи и их расшифровка.
Должностное лицо, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой операции и ее законность. Все первичные документы, поступившие в подразделение бухгалтерского учета банка, подлежат проверке как по форме, так и по содержанию, включая проверку законности операции и логическую увязку показателей.
Документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку банка, исключающую их повторное использование: оттиск штампа ответственного исполнителя, включающий дату и фамилию сотрудника.
Документы классифицируются в зависимости от места их формирования: банковские документы и клиентские документы.
По характеру отражаемых операций документы подразделяются на мемориальные, кассовые и внебалансовые.
Мемориальные документы оформляют операции, связанные с безналичными перечислениями по счетам.
Кассовые документы служат для оформления операций с денежной наличностью. Они подразделяются на приходные и расходные. К приходным документам относятся объявления на взнос наличными, приходный кассовый ордер. К расходным кассовым документам относятся денежный чек и расходный кассовый ордер.
К внебалансовым документам относятся внебалансовые ордера.
Все мемориальные, кассовые и внебалансовые документы вместе с приложенными к ним первичными документами, подтверждающими совершенные операции за рабочий день, называются «документы дня банка».
Информация, содержащаяся в принятых к учету документах, систематизируется в учетных регистрах для отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности.
К регистрам бухгалтерского учета в банке относятся:
-
ведомость остатков по счетам;
-
ведомость остатков размещенных и привлеченных средств;
-
ежедневная оборотная ведомость;
-
ежедневный баланс.
Первичные учетные документы принимаются в банке к исполнению при отсутствии каких-либо подчисток, исправлений или использования корректирующей жидкости.
Ошибки, выявленные после составления баланса должны исправляться обратными записями по счетам, по которым сделаны ошибочные записи на основании составляемых исправительных ордеров.
Банки должны обеспечить строгую сохранность бухгалтерских документов. Ответственность за организацию и соблюдение порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка.
Документооборот в банке представляет собой движение документа с момента его создания до отражения в бухгалтерском учете, и после сдачи бухгалтерской отчетности размещение в архиве. Документооборот в банке строится в зависимости от особенностей программного обеспечения, времени, установленного операционного дня, количества и территориального размещения отделений и филиалов.
В учетной политике банка отражаются правила документооборота, которые обеспечивают своевременную обработку банковских документов и достоверное отражение показателей в бухгалтерской отчетности.
Банк разрабатывает график документооборота, который содержит перечень работ по созданию, проверке и обработке документов каждым подразделением банка.
- Предисловие
- Курс лекций
- Раздел 1. Задачи и принципы бухгалтерского учета в банках
- 1.1. Задачи бухгалтерского учета и цели постановки бухгалтерского учета в банке.
- 1.2. Принципы бухгалтерского учета в банках.
- 1.3. Учетная политика банка.
- Тема 2. Законодательная основа организации бухгалтерского учета в банках. План счетов.
- 2.1. Основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в банках.
- 2.2. Основные нормативные документы.
- 2.3. План счетов.
- Тема 3. Аналитический и синтетический учет. Технология обработки информации. Документация и документооборот.
- 3.1. Аналитический учет в банке.
- 3.2. Синтетический учет в банке.
- 3.3. Технология обработки информации в банке.
- 3.4. Документация по операциям банка. Документооборот.
- 3.4. Порядок архивного хранения документов
- Тема 4. Внутрибанковский контроль
- 4.1. Понятие, принципы и цели внутреннего контроля
- 4.2. Система органов внутреннего контроля
- 4.3. Бухгалтерия в системе внутреннего контроля банка
- 4.4. Исправление выявленных ошибок. Заключительные обороты
- Раздел 2. Организация бухгалтерского учета
- Тема 5. Учет уставного капитала банка.
- 5.1 Аналитический и систетический учет уставного капитала.
- 5.2 Учет операций увеличения и уменьшения уставного капитала
- 5.2 Учет собственных долей уставного капитала (акций), выкупленных банком
- Тема 6. Учет кассовых операций
- 6.1. Организация кассовой работы в коммерческом банке
- 6.2. Приходные кассовые опреации
- 6.3. Расходные кассовые операции
- 6.4. Сверка операций кассы и регулирование остатков кассы
- 6.5. Организация расчетов с использованием банковских карт в банкоматах
- Тема 7. Учет расчетных операций
- 7.1. Банковские счета клиентов.
- 7.2. Краткая характеристика счетов бухгалтерского учета по учету расчетных операций.
- 7.3. Порядок оформления первичных документов.
- 7.4. Общий порядок приема расчетных документов к исполнению.
- 7.5. Отзыв клиентами расчетных документов.
- 7.6. Обязанности банков при проведении расчетов.
- 7.7. Использование формы расчетных документов.
- 7.8. Сущность и значение межбанковских расчетов.
- 7.9. Условия межбанковских расчетов.
- 7.10. Особенности приема к исполнению расчетных документов.
- 7.11. Учет межфилиальных расчетов.
- Тема 8. Учет депозитных операций
- 8.1. Законодательство о банковских вкладах (депозитах).
- 8.2. Первичные документы бухгалтерского учета.
- 8.3. Краткая характеристика счетов бухгалтерского учета.
- 8.4. Страхование вкладов населения.
- Тема 9. Учет кредитных операций
- 9.1. Понятие кредитных операций
- 9.2. Кредитная политика и кредитные операции банка
- 9.3. Оформление кредитных операций
- 9.4. Бухгалтерский учет кредитных операций
- 9.5. Обеспечение кредитных операций
- 9.6. Учет межбанковских кредитов
- 9.7. Учет кредитных линий и овердрафтов
- 9.8. Образование и расходование резерва на возможные потери по ссудам
- Категории ссуд в зависимсти от качества обслуживания заемщиком долга
- Классификация ссуд в зависимости от категории качества
- 9.9. Учет просроченной задолженности по выданным кредитам и начисленным процентам
- Тема 10. Учет финансовых результатов банка
- 10.1 Учет доходов банка
- 10.2. Учет расходов
- 10.3. Структурные составляющие доходов и расходов банка
- 10.4. Учет прибыли и ее использования
- Тема 12. Учет операций в иностранной валюте. Валютный контроль.
- Тема 14. Учет основных средств и внутрибанковских операций
- 14.1. Признание и первоначальная оценка основных средств
- 14.2. Последующая оценка основных средств
- 14.3. Обесценение основных средств
- Тема 15 Порядок составления отчетности по мсфо: особенности трансформации в банках.
- Тема 18. Банковский аудит как форма контроля деятельности кредитных организаций.
- 18.1. Законодательная основа развития и организации банковского аудита в рф
- 18.2. Классификация банковского аудита.
- 18.3. Виды аудиторского заключения.
- 18.4. Состав аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций.