7.3. Порядок оформления первичных документов.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 кредитные организации осуществляют расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России. При отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов – по договоренности между собой. При осуществлении международных расчетов – в порядке установленном федеральными законами и правилами, принятыми и международной банковской практике.
Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
-
распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
-
распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (далее - ОКУД) ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). При этом строго должны соблюдаться размеры полей бланков расчетных документов, указанных в приложениях к Положению ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П. Отклонения от установленных размеров могут составлять не более 5 мм при условии сохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения. Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
в) вид платежа;
г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО);
д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются дополнительно;
и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
к) очередность платежа;
л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа», «ИНН» (ИНН плательщика), «ИНН» (ИНН получателя), а также некоторые другие поля в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России4.
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.
- Предисловие
- Курс лекций
- Раздел 1. Задачи и принципы бухгалтерского учета в банках
- 1.1. Задачи бухгалтерского учета и цели постановки бухгалтерского учета в банке.
- 1.2. Принципы бухгалтерского учета в банках.
- 1.3. Учетная политика банка.
- Тема 2. Законодательная основа организации бухгалтерского учета в банках. План счетов.
- 2.1. Основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в банках.
- 2.2. Основные нормативные документы.
- 2.3. План счетов.
- Тема 3. Аналитический и синтетический учет. Технология обработки информации. Документация и документооборот.
- 3.1. Аналитический учет в банке.
- 3.2. Синтетический учет в банке.
- 3.3. Технология обработки информации в банке.
- 3.4. Документация по операциям банка. Документооборот.
- 3.4. Порядок архивного хранения документов
- Тема 4. Внутрибанковский контроль
- 4.1. Понятие, принципы и цели внутреннего контроля
- 4.2. Система органов внутреннего контроля
- 4.3. Бухгалтерия в системе внутреннего контроля банка
- 4.4. Исправление выявленных ошибок. Заключительные обороты
- Раздел 2. Организация бухгалтерского учета
- Тема 5. Учет уставного капитала банка.
- 5.1 Аналитический и систетический учет уставного капитала.
- 5.2 Учет операций увеличения и уменьшения уставного капитала
- 5.2 Учет собственных долей уставного капитала (акций), выкупленных банком
- Тема 6. Учет кассовых операций
- 6.1. Организация кассовой работы в коммерческом банке
- 6.2. Приходные кассовые опреации
- 6.3. Расходные кассовые операции
- 6.4. Сверка операций кассы и регулирование остатков кассы
- 6.5. Организация расчетов с использованием банковских карт в банкоматах
- Тема 7. Учет расчетных операций
- 7.1. Банковские счета клиентов.
- 7.2. Краткая характеристика счетов бухгалтерского учета по учету расчетных операций.
- 7.3. Порядок оформления первичных документов.
- 7.4. Общий порядок приема расчетных документов к исполнению.
- 7.5. Отзыв клиентами расчетных документов.
- 7.6. Обязанности банков при проведении расчетов.
- 7.7. Использование формы расчетных документов.
- 7.8. Сущность и значение межбанковских расчетов.
- 7.9. Условия межбанковских расчетов.
- 7.10. Особенности приема к исполнению расчетных документов.
- 7.11. Учет межфилиальных расчетов.
- Тема 8. Учет депозитных операций
- 8.1. Законодательство о банковских вкладах (депозитах).
- 8.2. Первичные документы бухгалтерского учета.
- 8.3. Краткая характеристика счетов бухгалтерского учета.
- 8.4. Страхование вкладов населения.
- Тема 9. Учет кредитных операций
- 9.1. Понятие кредитных операций
- 9.2. Кредитная политика и кредитные операции банка
- 9.3. Оформление кредитных операций
- 9.4. Бухгалтерский учет кредитных операций
- 9.5. Обеспечение кредитных операций
- 9.6. Учет межбанковских кредитов
- 9.7. Учет кредитных линий и овердрафтов
- 9.8. Образование и расходование резерва на возможные потери по ссудам
- Категории ссуд в зависимсти от качества обслуживания заемщиком долга
- Классификация ссуд в зависимости от категории качества
- 9.9. Учет просроченной задолженности по выданным кредитам и начисленным процентам
- Тема 10. Учет финансовых результатов банка
- 10.1 Учет доходов банка
- 10.2. Учет расходов
- 10.3. Структурные составляющие доходов и расходов банка
- 10.4. Учет прибыли и ее использования
- Тема 12. Учет операций в иностранной валюте. Валютный контроль.
- Тема 14. Учет основных средств и внутрибанковских операций
- 14.1. Признание и первоначальная оценка основных средств
- 14.2. Последующая оценка основных средств
- 14.3. Обесценение основных средств
- Тема 15 Порядок составления отчетности по мсфо: особенности трансформации в банках.
- Тема 18. Банковский аудит как форма контроля деятельности кредитных организаций.
- 18.1. Законодательная основа развития и организации банковского аудита в рф
- 18.2. Классификация банковского аудита.
- 18.3. Виды аудиторского заключения.
- 18.4. Состав аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций.