§3. Влияние международных актов и документов на законодательство рф о социальном страховании
В складывающейся в нашей стране системе правового регулирования отношений по социальному страхованию особое положение занимают международные договоры, ратифицированные либо заключенные РФ (или СССР). В силу п.4 ст.15 Конституции РФ вместе с общепризнанными принципами и нормами международного права они входят в национальную правовую систему России и имеют приоритет перед законами. Если международным договором РФ установлены иные правила, то применяются правила международного договора РФ.
В обществе давно сложились общечеловеческие идеалы - представления о справедливости, свободе, естественных правах человека, в том числе социальных правах. Зародившись на заре человечества и непрерывно пополняясь новым, более широким и глубоким содержанием, они, в конечном счете, легли в основу концепции социального государства. Постепенно естественные права человека воплотились в международных актах и документах - декларациях, пактах, соглашениях, конвенциях, рекомендациях и т.п. Их число в минувшем столетии стремительно увеличивалось, особенно в период после окончания Второй мировой войны, когда подавляющее большинство людей осознало приоритеты общечеловеческих идеалов и ценностей.
Изложенное выше в полной мере относится и к социальному страхованию, хотя в этой части системы социальной защиты населения есть некоторые особенности, касающиеся в прошлом СССР как сравнительно замкнутого государственного образования и нынешней, постсоветской России, не преодолевшей еще некоторых барьеров общения с мировым сообществом. Они состоят, в частности, в том, что СССР и Россия не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социальной защиты населения, разработанных ООН, МОТ, другими международными организациями. Однако тенденции к их ратификации в последние годы проявляются.
В литературе указаны три сложившихся в России способа внедрения и учета в национальном праве международных норм о социальном страховании: «Первый - непосредственное применение норм, содержащихся в международных актах, без трансформации их в российские законы. Второй - включение таких норм в российские законы полностью или частично. Эти способы применяются в отношении норм, содержащихся в международных актах, которые ратифицированы в установленном порядке… Третий способ - учет и реализация в нормативных правовых актах внутреннего законодательства международного опыта в сфере социального обеспечения, выраженного в соответствующих международных актах, к которым Россия не присоединилась, а также в национальном законодательстве других стран. Этот способ использовался в СССР и еще более широко применяется в России (например, при реформировании пенсионной системы на страховых принципах в 1990 г., введении пособий по безработице). В данном случае речь идет о заимствовании и использовании международного опыта для правового регулирования соответствующих общественных отношений в стране с помощью внутреннего законодательства. В указанных целях используются также результаты сравнительных исследований, проводимых международными организациями (МОТ и т.д.)»171.
Законы, иные нормативные правовые акты РФ в области социального страхования и принимаемые на их базе решения должны соответствовать общемировым стандартам в области прав и основных свобод человека и гражданина, закрепленным международными актами и документами, образующими в своей совокупности международно-правовую основу социального страхования.
Речь идет, прежде всего, об Уставе172, иных актах и документах Организации Объединенных Наций (ООН), среди которых, на первом месте стоит Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Хотя она и не имеет де-юре обязательного характера, де-факто оказала большое влияние на международное признание прав и основных свобод человека и гражданина.
Так, ст.22 Декларации закреплено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Ст.25 предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Следующим по значимости международным актом является Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г173. Пакт признает право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст.11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст.12). Он предусматривает возможность обжалования в случаях его нарушения в Комитет по правам человека (г. Женева)174. Несомненной заслугой Пакта является приведенный в концентрированном виде перечень прав работающих, детализация и реализация которых относятся к прерогативе государств.
Большую роль в унификации подходов и принципов деятельности государств в области социально-трудовых и социально-страховых отношений, детализации конкретных норм перечисленных выше прав играет Международная Организация Труда (МОТ), благодаря которой только за период с 1919 по 2001 годы были приняты 184 конвенции и 192 рекомендации, затрагивающие широкий круг проблем мира труда, в частности, основные права человека175.
Созданная в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 г. вместе с Лигой Наций и пережившая эту Организацию, МОТ в 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН. На сегодняшний день число государств-членов МОТ достигло 176, тогда как первоначально их было 45. Штаб-квартира Организации размещается в Женеве176.
Одна из наиболее важных функций Организации - принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма рабочей силы и рабочая инспекция. Совокупность конвенций и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуется в литературе и официальных изданиях Организации как «Международный трудовой кодекс». По мере появления нового нормативного материала он дополняется и пересматривается. Международный трудовой кодекс является тематическим систематизированным сводом международно-правовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ, и содержит даты их ратификации.
Конвенции МОТ «являются юридическими документами, имеющими силу международного договора, правовой статус которого определяют порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных обязательств, условия их действительности. Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами-членами МОТ. В каждом государстве-члене Организации конвенция МОТ приобретает юридическую силу с момента ратификации ее высшим органом государственной власти. Конвенции МОТ возлагают на ратифицирующее их государство международно-правовые обязанности, тогда как рекомендации таких обязанностей не создают»177.
Различают конвенции и рекомендации МОТ, носящие общий (универсальный) характер, а также по отдельным видам социальной защиты населения.
Так, в перечень актов и документов МОТ общего характера входят: Конвенция №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); Рекомендация №67 «Об обеспечении дохода» (1944 г.); Рекомендация №68 «О социальном обеспечении лиц из вооруженных сил» (1944 г.); Конвенция №118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962 г.); Конвенция №157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.); Рекомендация №167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1983 г.).
По отдельным видам социальной защиты населения можно отметить следующие акты и документы МОТ: Конвенция №24 «О страховании по болезни в промышленности» (1927 г.); Конвенция №25 «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве» (1927 г.); Рекомендация №69 «О медицинском обслуживании» (1944 г.); Конвенция №130 и Рекомендация №134 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 г.); Конвенция №128 и Рекомендация №131 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967 г.); Конвенция №12 «О возмещении при несчастных случаях в сельском хозяйстве» (1921 г.); Конвенция №17 «О возмещении трудящимся при несчастных случаях па производстве» (1925 г.); Рекомендация №23 «О юрисдикции в области возмещения трудящимся» (1925 г.); Конвенция №18 «О профессиональных заболеваниях» (1925 г.); Конвенция №19 и Рекомендация №25 «О равноправии в области возмещения при несчастных случаях» (1925 г.); Конвенция (пересмотренная) №42 «О возмещении в случае профессиональных заболеваний» (1934 г.); Конвенция №121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» (1964 г.); Рекомендация №121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» (1964 г.); Рекомендация №194 «О перечне профессиональных заболеваний» (2002 г.); Конвенция №44 и Рекомендация №44 «О страховании по безработице» (1934 г.); Конвенция №168 и Рекомендация №176 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.); Конвенция №3 «Об охране материнства» (1919 г.); Конвенция (пересмотренная) №103 и Рекомендация №95 «Об охране материнства» (1952 г.); Конвенция №183 и Рекомендация №191 «Об охране материнства» (2000 г.).
Проанализируем некоторые международно-правовые акты и документы, разработанные и принятые МОТ, прямо и косвенно связанные с проблематикой социального страхования.
Одно из первых упоминаний социального страхования содержится в Рекомендации МОТ №17 «О социальном страховании в сельском хозяйстве» (принята на 3-й сессии Международной конференции труда МОТ, Женева, 1921 г.). Здесь, в частности, закреплено положение о том, чтобы каждое государство-член МОТ распространило свои законы и правила, устанавливающие системы страхования по болезни, инвалидности, старости, в случае иных подобных видов социального риска, на сельскохозяйственных рабочих (на условиях, аналогичных тем, что предусмотрены для трудящихся, занятых в сферах промышленности и торговли). Под социальным страхованием в данном случае понимается законодательно установленные системы страхования по болезни, инвалидности, старости, в случае других подобных видов социального риска, которые распространяются на работников, занятых в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.
Последующие рекомендации и конвенции МОТ по социальному страхованию принято условно сводить в три группы178.
Во-первых, акты и документы по страхованию по болезни.
Например, Рекомендация МОТ №26 «Об общих принципах страхования по болезни» (принята на 10-й сессии Международной конференции труда МОТ, Женева, 1926 г.) объясняет цели и задачи введения этого вида страхования с учетом того, что: поддержание рабочей силы, здоровой и энергичной, имеет особое значение не только для самих трудящихся, но также и для всякого коллектива, желающего развивать свои производственные возможности; что этого развития можно достигнуть только путем постоянного и систематического применения предупредительных мер для того, чтобы избежать или компенсировать всякую потерю производительности труда трудящихся; что лучшей предупредительной мерой для этой цели является создание системы социального страхования.
Рекомендация МОТ №26 предусматривает введение пособий в денежной и натуральной формах, профилактических мероприятий. Здесь же социальное страхование разводится с другими видами страхования (по критерию их целей). Если в личном страховании целью является исключительно защита жизни и здоровья в интересах конкретного физического лица, то в социальном страховании эта цель совмещается с поддержанием рабочей силы, здоровой и энергичной, для всякого коллектива, желающего развивать свои производственные возможности.
Социальное страхование рекомендовано строить на основе системы самоуправляемых страховых учреждений, действующих под наблюдением государства и не ставящих целью извлечения прибыли. Финансовую основу социального страхования должны обеспечивать взносы застрахованных лиц и предпринимателей. Полученные таким образом средства могут с пользой дополняться из государственных фондов, особенно для целей улучшения здоровья населения. Для обеспечения стабильности функционирования системы социального страхования должны создаваться резервные фонды. В целом финансирование социального страхования предусматривает достижение оптимального баланса между потребностями в страховой защите и реальным их обеспечением. Финансовый механизм социального страхования предполагает введение солидарной ответственности за принятые обязательства и распределяет это бремя равномерно между предпринимателями и работниками по найму, а в тех случаях, когда это необходимо для улучшения здоровья населения, и при помощи государственного бюджета.
Во-вторых, акты и документы по страхованию по инвалидности, старости и на случай потери кормильца.
Так, Рекомендация МОТ №43 «Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и по случаю потери кормильца» (принята на 17-й сессии Международной конференции труда МОТ, Женева, 1933 г.) определяет общие принципы организации этих видов социального страхования. По Рекомендации МОТ №43 для всех наемных работников должно быть введено обязательное страхование по инвалидности, старости и по случаю потери кормильца, которое должно предоставляться без какой-либо дискриминации по полу, возрасту или национальности. Здесь же содержатся принципиальные установки относительно основных условий предоставления пенсий - возраста выхода на пенсию, порядка подсчета трудового стажа и периодов страхования, а также правил исчисления пенсии из заработка работника.
Рекомендацией МОТ №43 предусмотрено устанавливать минимальный возраст вступления в отношения по страхованию (по инвалидности, старости и на случай потери кормильца), начиная с возраста завершения обязательного школьного образования, когда производится выбор профессии. При этом минимальный возраст вступления в систему обязательного страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца не должен ограничиваться, за исключением случаев, когда право на получение пенсии связано с требованием стажа работы и только в отношении работников, возраст которых при первом поступлении их на платную работу в качестве обычного занятия не позволяет им обрести требуемый стаж до достижения возраста, установленного для выхода на пенсию.
Согласно Рекомендации МОТ №43, когда считается целесообразным устанавливать максимум заработной платы в качестве критерия для определения права на участие в страховании по инвалидности, старости и на случай потери кормильца, из соответствующих отношений должны исключаться трудящиеся, которые ввиду того, что их заработок значительно превышает общий уровень ставок заработной платы, считаются способными самостоятельно обеспечить себя. Минимальный стаж для назначения соответствующей пенсии должен устанавливаться либо в определенном размере, либо в зависимости от минимального периода уплаты страховых взносов, с учетом недопущения вхождения в отношения по социальному страхованию лиц, пытающихся злоупотребить его преимуществами. Стаж, дающий право на получение пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца, не должен превышать 60 месяцев, или 250 недель, или 1500 суток уплаты взносов, а стаж, дающий право на получение пенсии по старости, не должен превышать этого максимума более чем вдвое.
По Рекомендации МОТ №43 в стаж, необходимый для начисления пенсии, засчитываются периоды времени, в течении которых застрахованное лицо либо не было в состоянии работать по болезни, по случаю родов, либо по независящим от него обстоятельствам находилось без работы, даже тогда, когда не уплачивались взносы за эти периоды времени в соответствующие фонды. При невозможности возложить бремя платежей на работающих застрахованных лиц суммы, причитающиеся к выплате за сохранение ими прав в случае длительной безработицы, должны поступать в порядке финансовой помощи от государства. Аналогичный принцип должен применяться к платежам, цель которых состоит в обеспечении прав безработных лиц.
В системах страхования, предусматривающих возраст выхода на пенсию по старости свыше 60 лет, рекомендуется в качестве способа разрядки на рынке труда и обеспечения отдыха для престарелых лиц снизить возраст выхода на пенсию до 60 лет, так как это совместимо с демографическими, экономическими и финансовыми условиями страны, проводя эту меру в случае необходимости по этапам. Застрахованные лица, проработавшие в течение многих лет на особо трудной или нездоровой работе, должны иметь право на получение пенсии в более раннем возрасте, чем трудящиеся других профессий. Чтобы трудящийся в престарелом возрасте не испытывал лишений, пенсия должна быть достаточной для покрытия основных его нужд и должна устанавливаться с учетом стоимости жизни.
При наличии систем страхования, предусматривающих размер взносов в зависимости от заработной платы, застрахованным лицам, на счет которых поступали взносы, соответствующие нормальной продолжительности трудовой жизни, должна предоставляться пенсия, соразмерная с их экономическим положением в течение их трудовой жизни. Для этого пенсия, предусматриваемая в пользу застрахованных лиц, имеющих 30-летний стаж действительного участия в страховании путем уплаты взносов, не должна быть меньше 1/2 доли заработной платы, принимаемой во внимание для целей страхования и получаемой ими либо с момента начала страхования, либо за установленный период времени, непосредственно предшествующий моменту назначения пенсии.
По Рекомендации МОТ №43 надбавка к пенсии по старости должна предоставляться: на каждого находящегося на иждивении ребенка школьного возраста или подростка моложе 17 лет, продолжающего свое общее или профессиональное образование или не имеющего возможности зарабатывать средства существования из-за инвалидности; в случае если жена является престарелым или инвалидом, но сама не имеет права на пенсию в этой связи; в случае если получающее пенсию лицо нуждается в постоянной помощи со стороны другого лица.
Застрахованному лицу, не имеющему возможности по болезни или из-за физической неполноценности зарабатывать достаточное вознаграждение своим трудом в пределах своих сил, способностей и подготовки, должна выплачиваться пенсия по инвалидности, если его заработная плата не достигает 1/3 обычной заработной платы здорового рабочего, имеющего одинаковую с ним подготовку и опыт. В системах страхования, предусматривающих минимальный размер пенсии по инвалидности в зависимости от процентной доли заработной платы, принимаемой во внимание для целей страхования, минимум не должен быть меньше 40% учитываемой заработной платы. Достижение того же результата должно преследоваться системами страхования, в которых пенсия по инвалидности состоит из фиксированной части, равной для всех ее получающих лиц, и части, изменяемой в зависимости от числа и общей суммы выплачиваемых взносов.
По Рекомендации МОТ №43 в случае смерти получающего пенсию или застрахованного лица по завершению страхового стажа, если это лицо оставляет после себя вдову, она имеет право на получении пенсии по случаю потери кормильца, пока снова не вышла замуж. В системах страхования, где размер взносов устанавливается в зависимости от заработной платы умершего лица, пенсия вдовы (или вдовца-инвалида) не должна быть меньше 1/2 той пенсии, на которую имело право умершее лицо или на которую оно имело бы право, если бы к моменту смерти получило пенсию по инвалидности или по старости. Когда такие системы страхования устанавливают права потерявших кормильца семьи иждивенцев независимо от ставок пенсии, на которые имело или могло получить право умершее лицо, пенсия вдовы (или вдовца-инвалида) не должна быть меньше 20% застрахованной заработной платы умершего лица, принимаемой в расчет для целей страхования и получаемой им либо с момента начала страхования, либо за установленный период времени, непосредственно предшествующий смерти.
Согласно Рекомендации МОТ №43 финансовые источники системы страхования должны составляться из взносов застрахованных лиц и предпринимателей. Государство должно принимать участие в их формировании. Взнос застрахованного лица не должен быть больше взноса предпринимателя. Предприниматель должен выплачивать полную сумму или большую часть совместного взноса в отношении трудящихся, получающих вознаграждение натурой, работающих на дому, и учеников, заработная плата которых не превышает установленного размера. Государство должно вносить взносы за период отбывания обязательной воинской повинности лицами, застрахованными до начала воинской службы.
В-третьих, акты и документы по страхованию в связи с безработицей.
Например, Рекомендация МОТ №44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» (принята на 18-й сессии Международной конференции труда МОТ, Женева, 1934 г.), имеет целью выработку общих принципов помощи людям, потерявшим работу. В соответствии с Рекомендацией МОТ №44 безработным должно предоставляться либо возмещение (сумма, выплата которой связана с взносами, уплачиваемыми ввиду принадлежности получателя в связи со своей работой к системам обязательного или добровольного страхования); либо пособие (выплата, которая не является ни возмещением, ни помощью в рамках общих мероприятий по вспомоществованию неимущим, и может представлять собой вознаграждение за труд на общественных работах); либо сочетание вознаграждения и пособия.
В отличие от страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца, которые в соответствии с Рекомендацией МОТ №43 рассматриваются преимущественно как часть системы обязательного социального страхования, в Рекомендации МОТ №44 предусмотрена возможность совмещения обязательного и добровольного страхования. Указанный вывод следует из изучения круга лиц, на которых распространяется страхование по безработице. Как и в пенсионном страховании из страхования по безработице исключаются высокооплачиваемые категории работников, способные самостоятельно обеспечивать себя в случае потери работы. Когда в качестве критерия страхования представляется целесообразным установить максимальную заработную плату, это ограничение должно исключать трудящихся, которые получают достаточно высокую заработную плату для того, чтобы иметь возможность обеспечивать себя собственными средствами на случай безработицы, причем, конечной целью является распространение страхования на всех трудящихся физического и нефизического труда независимо от их заработка.
10 мая 1944 г. была принята Рекомендация МОТ №67 «Об обеспечении дохода», известная как «Филадельфийская декларация» (названа так по месту проведения сессии Международной конференции труда МОТ), впоследствии ставшая приложением к Уставу МОТ. Согласно Рекомендации МОТ №67 лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием, как только смогут быть организован сбор взносов за них и приняты необходимые меры для назначения пособий.
В Рекомендации МОТ №67 указано, что социальному страхованию должны подлежать и лица, работающие по гражданско-правовым договорам за вознаграждение, и лица, работающие на свой собственный счет (индивидуальные предприниматели, представители свободных профессий и пр.) Причем последние должны быть застрахованы на случай инвалидности, старости и смерти на тех же условиях, что и лица, работающие по найму.
«Филадельфийская декларация» определяет принципы-цели социального страхования:
основная его цель (как системы обеспечения дохода в целом) - «уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца» (Рекомендация МОТ №67 «Об обеспечении дохода». Руководящие принципы. Общие положения /п.1/). При этом обеспечение дохода по возможности должно быть организовано на основе обязательного социального страхования, посредством которого лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право (с учетом уплаченных ими в страховые фонды взносов) на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определенных законом;
необходимо установить требования, которые должны удовлетворять лица приобретающие право на пособия. При этом должны учитываться уплаченные данными лицами страховые взносы. Право на пособия, кроме компенсации за производственные травмы, должно зависеть от условий уплаты взносов, подтверждения приемлемой регулярности уплаты взносов; однако никто не должен лишаться права на пособия по причине неправильного сбора предпринимателем взносов, подлежащих уплате;
социальное страхование должно предоставлять защиту в случаях риска, которым они подвергаются, лицам, работающим по найму или на свой собственный счет, а также иждивенцам, в отношении которых являются осуществимыми: сбор взносов без чрезмерных административных расходов; выплата пособий при необходимом сотрудничестве медицинской службы и службы занятости и при соблюдении надлежащих мер предосторожности против злоупотреблений; находящиеся на иждивении жены и дети должны пользоваться защитой благодаря тому, что застрахованы их кормильцы;
«управление делом социального страхования должно быть объединено или координировано в рамках общей системы служб социального обеспечения, и лица, делающие страховые взносы через свои организации, должны быть представлены в органах, которые определяют административную политику или дают советы в отношении этой политики и предлагают законодательства или разрабатывают правила» (Рекомендация МОТ №67. Руководящие принципы. Социальное страхование /п.27/).;
сфера обязательного социального страхования должна включать в себя все случаи, в которых застрахованному лицу препятствует зарабатывать средства к жизни нетрудоспособность или неспособность получить оплачиваемую работу, или в которых это лицо умирает, оставляя находившуюся на его иждивении семью, а также определенные, связанные с этим общераспространенные случаи крайней необходимости, вызывающие чрезвычайное напряжение для ограниченного дохода, поскольку здесь не предусмотрена компенсация, реализуемая каким-либо иным путем (Рекомендация МОТ №67. Руководящие принципы. Социальное страхование /п.5/).
Основополагающим международно-правовым актом, раскрывающим содержание понятия «социальное обеспечение», является Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (принята на 35-й сессии Международной конференции труда МОТ, Женева, 1952 г.), которая устанавливает 9 видов пособий в основных областях социального обеспечения: пособие на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, по безработице, по старости, на семью и для беременных женщин, по инвалидности и в случае потери кормильца.
Конвенция МОТ №102 состоит из 15 разделов, каждый из которых раскрывает содержание одного из основных видов социального обеспечения: Раздел I «Общие положения»; Раздел II «Медицинская помощь»; Раздел III «Пособия по болезни»; Раздел IV «Пособия по безработице»; Раздел V «Пособия по старости»; Раздел VI «Пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания; Раздел VII «Семейные пособия»; Раздел VIII «Пособия по беременности и родам»; Раздел IX «Пособия по инвалидности»; Раздел X «Пособия по случаю потери кормильца»; Раздел XI «Нормы периодических выплат пособий»; Раздел XII «Равноправие лиц, не являющихся гражданами страны проживания»; Раздел XIII «Общие положения»; Раздел XIV «Дополнительные постановления»; Раздел XV «Заключительные постановления».
Согласно ст.6 Конвенции МОТ №102 при реализации мероприятий в сфере социального обеспечения любое государство-член Организации может принимать в расчет защиту, предоставляемую посредством добровольного социального страхования, которая, не являясь обязательной по закону в отношении лиц, подлежащих обеспечению, тем не менее:
контролируется государством или находится в соответствии с установленными нормами под совместным руководством предпринимателей и трудящихся;
охватывает значительный круг лиц, заработок которых не превышает заработка квалифицированного рабочего (мужчины);
удовлетворяет в совокупности с другими видами социального обеспечения, если таковые существуют, соответствующим постановлениям Конвенции.
Таким образом, в объем понятия «социальное обеспечение» включается материальное обеспечение в виде пенсий и пособий, предоставляемых на условиях, указанных в соответствующих разделах Конвенции МОТ №102. Кроме того, акцентируется внимание на соотношении между понятиями «социальное обеспечение» и «социальное страхование». По смыслу ст.6 Конвенции МОТ №102 социальное страхование есть метод предоставления защиты по социальному обеспечению. При этом допускается предоставление защиты в формах как обязательного, так и добровольного социального страхования.
Относительно обязательного социального страхования в Конвенции МОТ №102 нет положений, ограничивающих его применение, чего нельзя сказать о добровольном социальном страховании. Только те его виды могут рассматриваться как элемент системы социального обеспечения, которые не противоречат положениям пунктов «а», «в», «с» ст.6 Конвенции МОТ №102. Акцентируя внимание на реализации прав трудящихся на социальное обеспечение, МОТ в то же время отдает предпочтение системе обязательного социального страхования, эффективность которой легко установить, так как она основана на законе и, следовательно, известны круг лиц, численность застрахованных, виды и условия социального страхования, а также бюджет страхового фонда и уровень выплачиваемых пособий179.
Одновременно МОТ стремится к расширению видов социального страхования и распространению их на как можно большее число резидентов. Охват и универсальность в социальном страховании всегда были и есть основополагающими принципами в работе МОТ180. В связи с этим понятно намерение МОТ не ограничивать социальное страхование только формой обязательного социального страхования, но и предоставить возможность участвовать в добровольном социальном страховании всем заинтересованным лицам при условии, что система добровольного социального страхования контролируется государством или находятся под совместным руководством предпринимателей и трудящихся, охватывает значительный круг лиц, заработок которых не превышает заработка квалифицированного рабочего, отвечает (в совокупности с другими видами социального страхования и обеспечения, если такие существуют) соответствующим положениям Конвенции МОТ №102.
Медицинская помощь, согласно Конвенции 102, должна предоставляться в случаях любого болезненного состояния, независимо от вызвавшей его причины, а также в случаях беременности, родов и их последствий. Согласно ст.7 Конвенции МОТ №102 под медицинской помощью понимаются пособия, выплачивающиеся нуждающимся лицам для оплаты медицинских услуг профилактического или лечебного характера. То есть не сами медицинские услуги являются объектом социального обеспечения, а их денежное выражение в виде пособия, призванного компенсировать медицинские расходы.
Далее определяется круг лиц, на которых распространяется выплата пособий. Это: либо установленные категории работающих по найму, составляющие не менее 50% от их общего числа, а также их жены и дети; либо установленные категории самодеятельного населения, составляющие не менее 20% от общего числа жителей, а также их жены и дети; либо установленные категории жителей составляющие не менее 50% от общего числа жителей; либо в случае, когда установленные категории работающих по найму, составляющие не менее 50% от общего числа работающих по найму на промышленных предприятиях, на которых занято не менее 20 человек, а также их жены и дети.
С точки зрения охвата медицинским пособием Конвенция МОТ №102 ориентирует на большую часть лиц, которой должно быть предоставлено право на этот вид социального обеспечения. При этом все получатели пособия разделены на две группы.
Первая группа - это работающее население, в том числе работники по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также их жены и дети. Для наемных работников охват должен составлять не менее 50%, а для самозанятых категорий не менее 20%. Такое различие в уровнях охвата отражает объективную тенденцию в формах социального страхования, которые распространяются на эти две группы. Для работающих по найму форма обязательного социального страхования более понятна, нежели для самозанятого населения, которое нередко предпочитают добровольное социальное страхование. Последнее обстоятельство, впрочем, не мешает правительствам многих стран включать различные категории самозанятого населения в системы обязательного социального (прежде всего - медицинского) страхования.
Вторая группа относится к категории «жители» и согласно Конвенции МОТ №102 означает лиц, обычно проживающих на территории государства-члена Организации. Очевидно расплывчатые определения «житель» и «обычно проживающий» обусловило то, что в различных странах право на медицинское пособие конкретизировалось в зависимости от: факта проживания на территории данного государства, но не меньше минимального периода, который составляет, как правило, 5 лет; принадлежности к гражданству (подданству) государства, на территории которого проживает лицо, обратившееся за пособием; минимального периода уплаты страховых взносов в системе медицинского страхования.
Чтобы пресечь дискриминацию лиц, не являющихся гражданами (подданными) страны проживания, в Конвенцию МОТ №102 включен специальный Раздел XII «Равноправие лиц, не являющихся гражданами страны проживания», где сформулированы требования о распространении на таких лиц правил и норм социального обеспечения на условиях, которые применяются к гражданам (подданным) страны проживания. Требование об одинаковых возможностях и равных условиях обычно реализуется в системах социального обеспечения, основанных на налогах. Что касается систем, основанных на взносах, в Конвенции МОТ №102 предусмотрено, что в этом случае условия социального обеспечения для граждан-мигрантов должны быть урегулированы на основе двусторонних и многосторонних международных договоров.
Пособие по болезни назначается при нетрудоспособности, возникшей вследствие заболевания и повлекшей временную утрату заработка. Круг лиц, подлежащих обеспечению пособием по болезни, определяется по правилам, установленным Конвенцией МОТ №102 в Разделе II «Медицинская помощь». Пособие предоставляется в течение всей продолжительности охватываемого случая с исключением, что такой период может ограничиваться 26 неделями на каждое заболевание, с возможностью непредставления пособия за первые 3 дня временной утраты заработка. Продолжительность выплаты пособия может ограничиваться: либо сроком, установленным с расчетом, чтобы общее число дней в любом году, за которые выплачиваются пособия по болезни, превышало, по крайней мере, 10 раз среднее число лиц, охваченных обеспечением в этом году; либо 13 неделями в отношении каждого заболевания с возможностью непредставления пособия за первые 3 дня временной утраты заработка.
Пособие по безработице назначается при временной утрате заработка в связи с невозможностью для подлежащего обеспечению лица, способного и готового работать, получить подходящее занятие. Круг лиц, подлежащих обеспечению пособием по безработице, определяется по правилам установленным в Конвенцией МОТ №102 в Разделе IV «Медицинская помощь». Пособие предоставляется в течение всей продолжительности охватываемого случая с исключением, что продолжительность может ограничиваться следующими сроками: когда обеспечением охвачены категории работающих по найму - 13 неделями за 12-месячный период; когда обеспечением охвачены все жители, средства которых за время охватываемого случая не превышают установленных периодов, - 26 неделями за 12-месячный период.
Обычно эти правила применяются в системах социального обеспечения, основанных на налогах. Что касается систем социального обеспечения, основанных на взносах, в Конвенции МОТ №102 есть специальная оговорка относительно сроков предоставления пособия по безработице. Когда законодательством страны предусматривается, что продолжительность выплаты пособия зависит от продолжительности периода, в течение которого уплачивались взносы, или от пособия, уже полученного в течение установленного периода, или от обоих факторов, средняя продолжительность выплаты пособий должна составлять не менее 13 недель за 12-месячный период.
Пособие по старости охватывается случаем повышения установленного законодательством трудоспособного возраста. По общему правилу, такой возраст не может превышать 65 лет. Однако с учетом работоспособности пожилых лиц, может быть установлен более высокий возрастной предел. Из общего правила могут быть исключения, когда: законодательством приостанавливается выдача пособия лицам, имеющим на него право, но занимающихся какой-либо деятельностью, приносящей доход; предусматривается сокращение пособия, когда заработок получающего его лица превышает установленную сумму.
Круг лиц, подлежащих обеспечению, определяется по правилам, установленным Конвенцией МОТ №102 в Разделе IV «Медицинская помощь». Пособие предоставляется в виде периодических выплат в течение всей продолжительности охватываемого случая (то есть пожизненно), при наличии стажа или периода уплаты страховых взносов определенной продолжительности: подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели в соответствии с установленными правилами стаж, который может быть 30-летним стажем уплаты взносов или работы по найму, или 20-летним стажем проживания в стране; когда в принципе обеспечением охвачено все самодеятельное население - подлежащим обеспечению лицам, которые приобрели установленный стаж уплаты взносов, и за которые в период трудоспособного возраста было внесено установленное среднегодовое число взносов.
Пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания назначается при: болезненном состоянии; нетрудоспособности, вызванной таким состоянием и влекущим за собой определяемую законодательством страны временную утрату заработка; полной потере способности зарабатывать на жизнь или ее частичной потере сверх установленной нормы, когда предполагается, что такая полная или частичная потеря будет иметь постоянный характер, либо соответствующую степень потери физической полноценности; утрате средств существования вдовой или детьми в результате смерти кормильца (для вдовы право на пособие может обуславливаться презумпцией, согласно законодательству страны, ее неспособности содержать себя).
Круг лиц, подлежащих обеспечению, определяется по правилам, установленным Конвенцией МОТ №102 в Разделе IV «Медицинская помощь». Выплата пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания зависит от степени утраты трудоспособности и размера утраченного заработка: в случае нетрудоспособности, полной утраты способности зарабатывать на жизнь, которая может стать постоянной или соответствующей степени потери физической полноценности, и в случае смерти кормильца пособие предоставляется в виде периодических выплат, исчисляемых по нормам, установленным Конвенцией МОТ №102; в случае частичной потери возможности зарабатывать на жизнь, которая может стать постоянной или соответствующей степени потери физической полноценности, полагающееся пособие предоставляется в виде периодических выплат, представляющих соответствующую часть того пособия, которое должно выплачиваться в случае полной потери способности зарабатывать или соответствующей потери физической полноценности. Периодическая выплата пособия может быть заменена на единовременную выплату, если степень утраты трудоспособности невелика, и если, по мнению компетентного органа государства, единовременное пособие будет использовано по назначению.
Семейные пособия предоставляются лицам, ответственным за содержание детей. Круг лиц, подлежащих обеспечению, определяются по правилам, установленным Конвенцией МОТ №102 в Разделе IV «Медицинская помощь». Семейное пособие может предоставляться в денежной или натуральной формах, либо в их сочетании. Пособие предоставляется лицам, которые в пределах установленного срока достигают стажа, который может быть 3-месячным периодом уплаты взносов или работы по найму или годовым периодом проживания в стране, в зависимости от того, как это установлено. Размер пособия устанавливается, исходя из общих норм Конвенции МОТ №102. При этом общая сумма выплаты должна составлять: либо 3% заработной платы обычного взрослого неквалифицированного рабочего мужского пола, помноженного на общее число детей, подлежащих обеспечению; либо 1,5% от указанной заработной платы, помноженных на общее число детей жителей.
Пособие по беременности и родам назначается в случаях беременности, родов и их последствий в связи с утратой заработка, в порядке, определенном законодательством каждой страны. К кругу лиц, подлежащих обеспечению, относятся женщины, подпадающие под действие правил, установленных Конвенцией МОТ №102 в Разделе IV «Медицинская помощь». Пособие по беременности и родам может предоставляться в денежной или натуральной формах, либо в их сочетании. Пособие предоставляется женщинам, имеющим трудовой стаж, признанный необходимым для предотвращения злоупотреблений. Пособие выплачивается в течение всей продолжительности охватываемого случая, с исключением, что периодические выплаты могут быть ограничены 12 неделями, за исключением тех случаев, когда законодательство страны требует или разрешает более продолжительный срок отсутствия на работе; в этом случае они не могут быть ограничены периодом меньшим, чем этот более продолжительный период.
Пособие по инвалидности назначается в случае неспособности в установленной степени заниматься какой-либо деятельностью, приносящей доход, когда эта неспособность представляется постоянной или не устраняется к моменту прекращения выплаты пособия по болезни. Круг лиц, подлежащих обеспечению, определяется по правилам Конвенции МОТ №102, закрепленным в Разделе «Медицинская помощь». Пособие по инвалидности предоставляется: подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели в соответствии с установленными правилами стаж, который может быть 15-летним стажем уплаты взносов или работы по найму или 10-летним стажем проживания в стране; когда в принципе обеспечением охвачено все самодеятельное население - подлежащим обеспечению лицам, которые приобрели 3-летний стаж уплаты взносов, и за которых в период трудоспособного возраста было внесено установленное среднегодовое число взносов; лицам, которые приобрели в соответствии с установленными правилами 5-летний стаж уплаты взносов, работы по найму или проживания в стране. Пособие по инвалидности выплачивается в течение всей продолжительности охватываемого случая или до тех пор, пока данное лицо не приобретает права на получение пенсии по старости.
Пособие по случаю потери кормильца назначается в случае утраты средств существования вдовой или ребенком в результате смерти кормильца; для вдовы право на пособие обусловливается презумпцией, согласно законодательству страны, ее неспособности содержать себя. К кругу лиц, подлежащих обеспечению, относятся жены и дети кормильца, попадающие под действие правил, установленных Конвенцией МОТ №102 в Разделе «Медицинская помощь». Выплата пособия может быть приостановлена, если лица, имеющие право на него, занимаются деятельностью, приносящей доход. Может также предусматриваться сокращение пособия в системах, основанных на страховых взносах, когда заработок получающего пособия лица превышает установленную сумму.
Пособие по случаю потери кормильца предоставляется: подлежащим обеспечению лицам, чей кормилец имеет соответствующий стаж (15 лет уплаты взносов или работы по найму, либо 10 лет проживания в стране); когда в принципе обеспечению подлежат жены и дети всех лиц, принадлежащих к самодеятельному населению, пособие предоставляется лицам, чей кормилец приобрел установленный законом 3-летний стаж уплаты взносов и за которого во время его трудоспособного возраста было внесено установленное среднегодовое число взносов; лицам, которые приобрели в соответствии с установленными правилами 5-летний стаж уплаты взносов, работы по найму. Приобретение права на пособие по случаю потери кормильца вдовой, признанной неспособной содержать себя, может быть обусловлено требованием минимальной продолжительности состояния в браке.
Условия предоставления соответствующих пособий по Конвенции МОТ №102, предусмотрены общими нормами, помещенными в Разделе XI «Нормы периодических выплат пособий». Размеры пособий рассчитываются в процентном отношении к заработной плате работника, которую он получал за определенный период времени. В Конвенцию МОТ №102 включена специальная шкала, согласно которой должны исчисляться размеры пособий (периодических выплат типичному получателю) по основным видам социального обеспечения.
Конвенция МОТ №118 «О равноправии в области социального обеспечения» (1962 г.) закрепляет важный принцип равных прав на социальное обеспечение иностранцев и лиц без гражданства. В развитие положений данного международно-правового акта Конвенция МОТ №157 (1982 г.) установила международную систему сохранения прав трудящихся-мигрантов и лиц, проживающих за пределами своей страны, на пособия по болезни, по материнству, инвалидности, старости, по потере кормильца, в случае трудового увечья и профессионального заболевания, по безработице, семейные пособия и медицинское обслуживание.
К сожалению, Россия на сегодняшний день не ратифицировала большую часть конвенций МОТ, регулирующих соответствующие отношения181. Однако в последние годы ею был ратифицирован ряд иных значимых международно-правовых актов, среди которых конвенции ООН «О правах ребенка» (принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., вступила в силу 2 сентября 1990 г.), «О профессиональной реабилитации инвалидов», «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями»182.
Итак, в 1952 г. МОТ приняла Конвенцию №102 «О минимальных нормах социального обеспечения», а спустя 12 лет, в 1964 г. Комитет министров Совета Европы утвердил Европейский кодекс социального обеспечения, который в значительной степени был основан на положениях Конвенции МОТ №102. В 1990 г. в Кодекс были внесены поправки, имеющие целью способствовать формированию и реализации правовых стандартов в сферах социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты в странах-членах ЕС, более высоких по сравнению с теми, что закреплены Конвенцией МОТ №102183.
Совет Европы (СЕ) основан в мае 1949 г. Основные органы СЕ: Комитет министров, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Европы и Секретариат. В общей сложности за более чем полвека деятельности Совета Европы в рамках этой Организации заключено свыше 160 международных (европейских) договоров, эквивалентных 75000 двусторонним соглашениям, главным образом, в сфере защиты прав и основных свобод человека и гражданина, в том числе: Европейское временное соглашение «О социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца»; Европейское временное соглашение «О социальном обеспечении помимо обеспечения в случае старости, инвалидности и потери кормильца» (оно охватывает пособия по болезни, по материнству, по безработице, в случае трудового увечья, пособие в случае смерти и семейное пособие); Европейская конвенция «О социальной и медицинской помощи»; Европейская конвенция о правах человека 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г и др184.
Европейский кодекс социального обеспечения вместе с протоколами к нему «определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства должны предоставлять в связи с болезнью, безработицей, старостью, трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, материнством, инвалидностью и потерей кормильца, на содержание детей. В нем не установлен уровень социального обеспечения выше минимального уровня, предусмотренного Конвенцией МОТ №102. В Кодексе, помимо общих положений (об используемых терминах), раскрывается содержание всех традиционных звеньев (отраслей) социального обеспечения (медицинского обслуживания, пособий по болезни, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейных пособий, пособий по материнству, по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). В нем содержатся стандарты по начислению периодических выплат, а также стандарты процедур надзора (контроля)»185.
Европейский кодекс социального обеспечения значительно расширяет круг лиц, охваченных социальной защитой в области медицинского обслуживания, и распространяется на всех работающих по найму, или на все экономически активное население (включая в обоих случаях детей и супруга, находящихся на иждивении) или на всех проживающих в стране граждан. То же касается и других сфер социальной защиты (она распространяется на всех работающих по найму /минимум на 80-95%/, на большую часть активного населения /70-90%/ или на значительную часть проживающих в стране лиц). В пересмотренном Кодексе установлены значительно более высокие нормы денежных пособий. В расчете на типичного получателя они выше примерно на 20% по сравнению с установленными в первой редакции Кодекса.
Прежняя заработная плата (вместе с любым семейным пособием) определяется на основании национального законодательства. При этом могут устанавливаться максимальные пределы пособий либо прежнего заработка, из которого она исчисляется. Во всех случаях общая сумма пособий должна быть достаточна для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи и не может быть меньше пособия, исчисленного из заработка обычного взрослого рабочего-мужчины (этот заработок рекомендуется определять по соответствующим правилам, определенным в Кодексе). Установлено также, что размеры текущих периодических выплат по старости, в связи с трудовым увечьем, по инвалидности и по случаю потери кормильца пересматриваются в связи с существенными изменениями в оплате труда и в стоимости жизни.
Европейский кодекс социального обеспечения позволяет с большой гибкостью обеспечивать выполнение общепризнанных задач социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты. Для достижения целей, которые ставит перед собой в этой области государство, не исключается заранее никакая форма организации соответствующей деятельности, прежде всего, формах обязательного и добровольного участия в системах социального страхования.
Небезынтересно, что дискуссия вокруг обязательного или добровольного участия в системах социального страхования возникла в ряде стран Западной Европы в конце XIX в. и фактически в дальнейшем никогда не прекращалась, приобретая порой достаточно жесткие формы. Именно она обусловила бурное обсуждение, имевшее место в странах-членах ЕС при ратификации ими Конвенции МОТ №102, и привела к выработке компромиссной формулы, закрепленной Европейским кодексом социального обеспечения, суть которой в следующем:
только обязательная социальная защита может учитываться при возникновении профессиональных рисков, при выплате пособий по беременности и родам, выплате семейных пособий;
в других возможных случаях, чтобы учитывать добровольное страхование при оценке достигнутого уровня социальной защиты, необходимо осуществлять контроль со стороны государственных органов власти или обеспечивать управление социальными партнерами; сохранять также доступность для наемных работников, получающих небольшую заработную плату; удовлетворять требованию совместимости с другими формами социального обеспечения, страхования и защиты, если они имеют место.
Таким образом, Европейский кодекс социального обеспечения рассматривает добровольное и обязательное социальное страхование в качестве значимого элемента системы социальной защиты населения.
Что касается Европейской социальной хартии, она предусматривает различные социальные права и их защиту, в том числе право на социальное обеспечение и страхование. Бесспорно влияние актов и документов МОТ и на Европейскую социальную хартию, которая была подписана государствами-членами Совета Европы в Турине 18 октября 1961 г. и вступила в силу 26 февраля 1965 г. Хартия является подлинным детищем Совета Европы, продолжительное время, тем не менее, оставаясь как бы «в тени». В 1990 г. по инициативе Комитета министров СЕ начался процесс ее «реанимации», приведший к принятию в 1991 г. Протокола о внесении поправок в Европейскую социальную хартию. Как отмечается в литературе, данный процесс имел своим следствием подготовку и принятие обновленной Хартии (Страсбург, 3 мая 1996 г.), содержащей «полный набор еще более амбициозных основных гарантий»186, в том числе в сферах социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты187.
Проанализируем некоторые ее положения.
Ст.12 «Право на социальное обеспечение», относится к числу «основных положений» Хартии и касается права, реализация которого требует значительных расходов со стороны государства. Согласно п.1 ст.12, Договаривающиеся Стороны обязуются «создать или обеспечить функционирование системы социального обеспечения». Хотя это положение предусматривает довольно скромные требования, оно не лишено глубокого смысла. Так, Договаривающаяся Сторона может считаться имеющей «систему» по смыслу п.1 ст.12 Хартии даже при отсутствии законодательства, предусматривающего социальное обеспечение или выплату социальных пособий, перечисленных в Конвенции МОТ №102. Считается, однако, что п.1 ст.12 требует определенного уровня пособий в каждой из областей, образующих «систему».
Согласно п.2 ст.12 Договаривающиеся Стороны обязуются «поддерживать систему социального обеспечения, предусмотренную п.1 ст.12 «на удовлетворительном уровне», как минимум соответствующем тому, который требует Конвенция МОТ №102.
Согласно п.3 ст.12 Договаривающиеся Стороны обязуются «добиваться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень». Под «более высоким уровнем» понимается уровень выше того, который предусмотрен Конвенцией МОТ №102.
Согласно п.4 ст.12 Договаривающиеся Стороны обязуются «принимать меры» для обеспечения одинакового режима для своих граждан и граждан других Договаривающихся Сторон в отношении прав на социальное обеспечение и признавать такие права, предоставленные в рамках правовой системы другой Договаривающейся Стороны. Целью этой нормы является защита иностранных рабочих и содействие мобильности рабочей силы в рамках ЕС.
Что касается ст.13 Хартии, озаглавленной как: «Право на социальную и медицинскую помощь», при подготовке ее текста авторы стремились, судя по всему, отказаться от старых представлений о социальной помощи, связанных с понятием благотворительности. «В частности, была предпринята попытка реабилитировать государственную помощь, сняв с нее клеймо постыдности, мешавшее надлежащей реализации ее целей»188.
Согласно п.1 ст.13 Договаривающиеся Стороны обязуются «обеспечить, чтобы любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не может ни обеспечить их собственными силами, ни получить их из других источников, в частности, в виде пособий в рамках системы социального обеспечения, предоставлялась соответствующая помощь, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии».
Согласно п.2 ст.13 Договаривающиеся Стороны обязуются «обеспечить, чтобы лица, получающие подобную помощь, не ущемлялись по этой причине в своих политических и социальных правах».
Согласно п.3 ст.13 Договаривающиеся Стороны обязуются «обеспечить, чтобы каждый человек мог получить от соответствующей государственной или частной службы такие консультации или такую индивидуальную помощь, какие могут потребоваться для предотвращения, преодоления или облегчения ситуации личной или семейной нужды».
Согласно п.4 ст.13 Договаривающиеся Стороны обязуются «применять положения, содержащиеся в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, в равной степени, как к своим гражданам, так и к гражданам других Договаривающихся Сторон, законно находящимся на их территории, в соответствии со своими обязательствами по Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи». Очевидно, что указанная норма запрещает, как прямую, так и косвенную дискриминацию. Поэтому если, предположим, Договаривающаяся Сторона установила по отношению к лицам, претендующим на получение социальной помощи такие требования (например, требование в отношении постоянного проживания), которые гораздо легче выполнить ее гражданам, чем гражданам других Договаривающихся Сторон, это будет расценено как нарушение п.4 ст.13 Хартии, если только эти требования не оправданы объективными обстоятельствами.
Ст.14 Европейской социальной хартии называется: «Право на получение услуг, предоставляемых службами социального обеспечения». Если ст.13 распространяется только на лиц, испытывающих нужду, то ст.14 касается всех лиц, удовлетворяющих соответствующим требованиям в силу личных обстоятельств.
Согласно п.1 ст.14 Хартии Договаривающиеся Стороны обязуются «содействовать созданию или создавать службы, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы повышению благосостояния и развитию, как отдельных лиц, так и социальных групп, а также их приспособлению к социальным условиям». Для выполнения этой нормы достаточно обеспечить предоставление соответствующих государственных услуг или содействовать предоставлению таких услуг частными службами.
Согласно п.2 ст.14 Хартии Договаривающиеся Стороны обязуются «поощрять участие отдельных лиц, а также добровольческих и других организаций в создании и обеспечении функционирования таких служб».
Европейская конвенция «О социальном обеспечении» была принята с целью достижения большего единства национальных законодательств о социальном обеспечении, его многосторонней координации, реализации решения о заключении специального акта, регулирующего вопросы, связанные с социальным обеспечением иностранцев и мигрантов, в частности, относительного равенства в обращении с их собственными гражданами и сохранения приобретаемых и уже приобретенных прав. В Конвенции подтверждается принцип равенства граждан договаривающихся стран и лиц без гражданства и принцип сохранения пособий независимо от любого места жительства, то есть те принципы, которые лежат в основе Европейской социальной хартии и нескольких конвенций МОТ.
Конвенция определяет правила применения законодательства стран и устанавливает специальные правила, регулирующие предоставление таким гражданам всех основных пособий и пенсий (по болезни и материнству, инвалидности, старости, по случаю потери кормильца, трудового увечья и профессиональных заболеваний, смерти, безработицы, семейные пособия).
Проанализированные выше международные акты и документы, закрепляющие международно-правовые стандарты в сфере социального страхования, весьма созвучны с положениями действующей Конституции РФ. Согласно, например, п.3 ст.62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Конституционный принцип равенства иностранных граждан и граждан РФ (кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ) последовательно раскрыт Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»189, Положением «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. №2146190, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. №941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу»191.
Далее, в частично действующем Законе РФ от 20 ноября 1990 г. №340-1192. содержится правило, согласно которому в общий трудовой стаж включается работа по найму за границей, в том числе иностранным гражданам. Согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы за пределами территории РФ включаются в страховой стаж для получения трудовой пенсии в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Важно помнить, что механизм присоединения РФ к рассмотренным выше европейским актам уже запущен193, что обусловливает, в свою очередь, совершенствование законодательства РФ о социальном страховании, социальной защите населения. При этом наиболее оптимальным вариантом стала бы разработка и принятием отечественным законодателем Социального кодекса РФ, адекватного европейским актам.
Элементом системы международно-правового регулирования отношений по социальному страхованию (на региональном уровне) являются договоры, заключенные государствами-членами Содружества Независимых Государств. Одним из таких актов является Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.
Вопросы пенсионного обеспечения в государствах-участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. Например, 10 февраля 1995 г. Правительство РФ и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Соглашение регулирует соответствующие отношения, возникшие после 4 декабря 1995 г. и распространяется на граждан РФ и Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств. Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.
- Глава I. Предпосылки страхования………………………………………........10
- §3. Структура страхового законодательства……………………………….….....34 Глава III. Страховые правоотношения……………………………………......36
- Глава V. Классификация страховых правоотношений. Форма страхования………………………………………………………………………………......87 §1. Понятие вида страхования………………………………………………….....87
- §5. Особенности договора имущественного страхования………………...…....125
- Глава 1. Право социального страхования…………………………………....129
- Часть I. Общие основы страхования Глава I. Предпосылки страхования
- §1. Субъективные и объективные оценки опасности
- §2. Виды страховых фондов
- §3. Разновариантность природы страхования
- §4. Основные понятия и термины в страховании
- Глава II. Система страхового законодательства
- §1. Общее страховое законодательство
- Сопоставительная таблица законодательных актов, устанавливающих общие принципы, правила и условия страхования:
- §2. Специальное страховое законодательство
- §1. Участники страховых правоотношений
- Система форм организации страховых отношений
- §2. Объекты страховых правоотношений
- Глава IV. Гражданско-правовой договор страхования
- § 1. Договор страхования: понятие, условия и правила заключения
- §2. Начало действия договора страхования
- §3. Изменение договора страхования
- §4. Прекращение договора страхования
- §5. Недействительность договора страхования
- §6. Обязанности страховщика и страхователя
- §7. Основания отказа произвести страховую выплату
- §2. Классификация по форме страхования
- §3. Классификация по другим основаниям
- Глава VI. Личное страхование
- §1. Общая характеристика личного страхования: история развития
- §2. Особенности личного страхования
- Классификация личного страхования производится по разным критериям:
- Глава VII. Имущественное страхование
- §1. Общие положения имущественного страхования
- §2. Виды договора имущественного страхования
- §3. Страхование ответственности арбитражных управляющих
- §4. Системы расчета страхового возмещения
- §5. Особенности договора имущественного страхования
- Глава vш. Нормативно- правовые аспекты осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в рф.
- Часть II. Социальное страхование Глава 1. Право социального страхования
- §1. Становление и эволюция европейских систем социальной защиты
- §2. Социальное страхование в современной России, его правовое регулирование
- §3. Влияние международных актов и документов на законодательство рф о социальном страховании
- Глава 2. Пенсионное страхование.
- §1. Понятие и виды моделей пенсионного страхования.
- Пенсионные модели
- Солидарно- распределительная
- Накопительная
- Смешанная модель
- Условно- накопительная схема
- Взносами
- §3. Классификация, общая характеристика источников права пенсионного страхования
- §4. Международные акты в области социальной защиты населения и национальная пенсионная система России
- §5. Регулирование отношений по обязательному пенсионному страхованию федеральными законами
- Глава 2 «Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений» (статьи 6-7);
- §6. Регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования подзаконными нормативными правовыми актами
- §7. Действие современного пенсионного законодательства рф: некоторые проблемы
- Глава 3. Негосударственные пенсионные фонды как основа функционирования негосударственной системы пенсионного обеспечения.
- §1. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности нпф
- Основные показатели нпф в 2005 году по добровольному пенсионному обеспечению
- Основной рост обеспечивают крупнейшие фонды (Газфонд, Благосостояние, Ханты-Мансийский нпф, Лукойл-Гарант)
- §2. Механизм инвестиционной деятельности нпф
- Финансовые рынки
- Глава 4. Медицинское страхование
- §1. Конституционные и гражданско-правовые основы медицинского страхования в Российской Федерации. Система организации медицинской помощи.
- §2. Закон рф «о медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
- § 3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
- §4. Субъекты системы обязательного медицинского страхования.
- §5. Правовое обеспечение финансирования обязательного медицинского страхования.
- §6. Правовое регулирование отношений по организации медицинской помощи и обеспечению качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
- Федеральный бюджет
- Фонд оплаты труда работодателей
- § 7. Законодательная база и правила добровольного медицинского страхования
- § 8. Договорное регулирование добровольного медицинского страхования
- Литература Нормативные правовые акты и документы:
- Научная, учебная литература, периодика:
- Приложение
- Требования к оформлению документов
- Сведения о составе акционеров (участников) соискателя лицензии
- Ермаков Дмитрий Николаевич
- Основы страхования Учебное пособие
- 105005, Г. Москва, ул. Радио, 10а, офис 98.