logo
ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ (Ростов- на- Дону)

Сопоставительная таблица законодательных актов, устанавливающих общие принципы, правила и условия страхования:

Каким нормативным правовым актом регулируется

Общее страховое

законодательство

Социальное страхование (пенсионное, медицинское, по нетрудоспособности)

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Регулирует отношения в области страхования и устанавливает основные принципы страховой деятельности

Не регулирует (ч.3 ст.1)

Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая, глава 48 «Страхование»).

Регулирует договоры личного и имущественного страхования, заключаемые за счет средств граждан, организаций и бюджета

Регулируется постольку, поскольку законами о медицинском страховании и страховании пенсий не установлено иное (ст. 970)

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Не регулирует

Регулирует постольку, поскольку к принципам, непосредственно связанным с регулированием трудовых отношений, относятся принципы: обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления государственного надзора и контроля над их соблюдением; обеспечения права на обязательное социальное страхование работников (ст.2)

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»

Не регулирует

Устанавливает общие принципы социального страхования, определяет его виды и условия предоставления

Как видно из прилагаемой таблицы нормы общего законодательства о страховании и о социальном страховании нигде не пересекаются, кроме гражданского законодательства.

Ст.970 ГК РФ определяет применение общих правил о страховании к специальным видам страхования. В этой статье установлено, что правила, предусмотренные главой 48 ГК РФ, применяются к отношениям по страхованию иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морскому страхованию, медицинскому страхованию, страхованию банковских вкладов и страхованию пенсий постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное.

Гражданский Кодекс Российской Федерации регулирует как обязательное, так и добровольное страхование. Об этом прямо говорится в ст.927 ГК РФ.

Правила, предъявляемые к форме договора страхования, установленные ст.ст.940 и 969 ГК РФ, являются универсальными и в равной степени могут быть применены к любому виду страхования. Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (ст.969). П.3 ст.940 гласит: «Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора по отдельным видам страхования».

Обязательное государственное страхование может устанавливаться, например, определенным категориям государственных служащих непосредственно на основании законов и иных нормативных правовых актов либо на основании договоров страхования, заключаемых страховщиками и страхователями. Правила, предусмотренные ГК РФ, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.

С учетом требований ГК РФ можно сделать следующее обобщение: независимо от вида страхования добровольное страхование может осуществляться только на основе письменных договоров между страхователями и страховщиками, в то время как обязательное страхование может быть составлено и на основе письменного договора, и на основании закона. В последнем случае не требуется соблюдения письменной формы.

Следует отметить, что в том случае, когда обязательное страхование осуществляется на основе закона за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, правоотношения из сферы гражданского права переходят в сферу публичного права. Очевидно, что если в гражданском законодательстве для физического лица, как выгодополучателя, объем страховых прав и возможность принятия решений являются достаточно большими, то в правоотношениях, урегулированных преимущественно нормами финансового права, этот объем резко снижается, физическое лицо (например, государственный служащий) во многих отношениях лишено возможности оказывать какое бы то ни было воздействие на процесс страхования.