§6. Правовое регулирование отношений по организации медицинской помощи и обеспечению качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
За счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений медицинская помощь гражданам должна оказываться бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Для реализации этого конституционного права действует Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа). Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2008 г. № 913. Вопросы предоставления государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достаточно подробно регламентируются подзаконными актами Минсоцздравразвития РФ и Федерального фонда ОМС. 400 На основе Программы и методических рекомендаций, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года №5487-1 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года №258 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2008 г. № 913 гражданам Российской Федерации предоставляются следующие виды медицинской помощи:
- первичная медико-санитарная; - неотложная; - скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); - специализированная, в том числе высокотехнологичная.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также проведение других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.
Первичная медико-санитарная помощь предоставляется гражданам в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, больничных учреждениях и других медицинских организациях врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.
Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Медицинская помощь гражданам предоставляется:
учреждениями и структурными подразделениями скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);
амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями и дневными стационарами всех типов (амбулаторная медицинская помощь);
больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь).
Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).
Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в следующих случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям:
-заболевание, в том числе острое;
-обострение хронической болезни;
-отравление;
-травма;
-патология беременности, роды, аборт;
-период новорожденности.
Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями.
При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.
Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом согласия этого врача, а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа включает в себя:
-перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и средств территориального фонда обязательного медицинского страхования;
-условия оказания медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;
-порядок реализации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;
-перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи;
-перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен;
-перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий;
-государственное (муниципальное) задание медицинским учреждениям и другим медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы.
Условия оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы устанавливаются нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Программой.
Медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программы, которая включает первичную медико-санитарную, в том числе неотложную, и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующих случаях:
-инфекционные и паразитарные заболевания, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;
-новообразования;
-болезни эндокринной системы;
-расстройства питания и нарушения обмена веществ;
-болезни нервной системы;
-болезни крови, кроветворных органов;
-отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
-болезни глаза и его придаточного аппарата;
-болезни уха и сосцевидного отростка;
-болезни системы кровообращения;
-болезни органов дыхания;
-болезни органов пищеварения;
-болезни мочеполовой системы;
-болезни кожи и подкожной клетчатки;
-болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
-травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
-врожденные аномалии (пороки развития);
-деформации и хромосомные нарушения;
-беременность, роды, послеродовой период и аборты;
-отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются:
- дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;
- дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения Российской академии наук, Сибирского отделения Российской академии наук при условии размещения в этих учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи;
- специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительная диспансеризация работающих граждан, в том числе занятых на работах с вредными условиями труда, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- первичная медико-санитарная, скорая и специализированная медицинская помощь работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, которая оказывается медицинскими учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству;
- лекарственные средства, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- лекарственные средства, предназначенные для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей по перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, либо (при отсутствии учреждений здравоохранения муниципальных образований) соответствующих учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации, либо (при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации) медицинских организаций, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ. 7
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, переданных в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджет г. Байконура, оказывается государственная социальная помощь отдельным категориям граждан в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются:
- специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
- специализированная медицинская помощь, оказываемая в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, а также при наркологических заболеваниях;
- высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации;
- лекарственные средства в соответствии:
с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными средствами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных средств, предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
- с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется учреждениями Федерального медико-биологического агентства, предоставляются:
- скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной);
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе неотложная медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
Кроме того, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в установленном порядке осуществляется медицинская помощь, а также предоставляются медицинские и иные услуги в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, санаториях, в том числе детских и для детей с родителями.
Нормативы объема медицинской помощи с целью обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год. Нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и в среднем составляют:
для скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 0,318 вызова;
для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 9,198 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,458 посещения;
для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,577 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,479 пациенто-дня;
для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,812 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,942 койко-дня.
В настоящее время средства ОМС доводятся через частные страховые организации (СМО), которые никак не заинтересованы в повышении качества медицинской помощи застрахованным и снижении издержек на её оказание.
Изменение сложившейся ситуации во многом видится в переходе на одноканальную модель финансирования программы ОМС (рис. 12).
- Глава I. Предпосылки страхования………………………………………........10
- §3. Структура страхового законодательства……………………………….….....34 Глава III. Страховые правоотношения……………………………………......36
- Глава V. Классификация страховых правоотношений. Форма страхования………………………………………………………………………………......87 §1. Понятие вида страхования………………………………………………….....87
- §5. Особенности договора имущественного страхования………………...…....125
- Глава 1. Право социального страхования…………………………………....129
- Часть I. Общие основы страхования Глава I. Предпосылки страхования
- §1. Субъективные и объективные оценки опасности
- §2. Виды страховых фондов
- §3. Разновариантность природы страхования
- §4. Основные понятия и термины в страховании
- Глава II. Система страхового законодательства
- §1. Общее страховое законодательство
- Сопоставительная таблица законодательных актов, устанавливающих общие принципы, правила и условия страхования:
- §2. Специальное страховое законодательство
- §1. Участники страховых правоотношений
- Система форм организации страховых отношений
- §2. Объекты страховых правоотношений
- Глава IV. Гражданско-правовой договор страхования
- § 1. Договор страхования: понятие, условия и правила заключения
- §2. Начало действия договора страхования
- §3. Изменение договора страхования
- §4. Прекращение договора страхования
- §5. Недействительность договора страхования
- §6. Обязанности страховщика и страхователя
- §7. Основания отказа произвести страховую выплату
- §2. Классификация по форме страхования
- §3. Классификация по другим основаниям
- Глава VI. Личное страхование
- §1. Общая характеристика личного страхования: история развития
- §2. Особенности личного страхования
- Классификация личного страхования производится по разным критериям:
- Глава VII. Имущественное страхование
- §1. Общие положения имущественного страхования
- §2. Виды договора имущественного страхования
- §3. Страхование ответственности арбитражных управляющих
- §4. Системы расчета страхового возмещения
- §5. Особенности договора имущественного страхования
- Глава vш. Нормативно- правовые аспекты осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в рф.
- Часть II. Социальное страхование Глава 1. Право социального страхования
- §1. Становление и эволюция европейских систем социальной защиты
- §2. Социальное страхование в современной России, его правовое регулирование
- §3. Влияние международных актов и документов на законодательство рф о социальном страховании
- Глава 2. Пенсионное страхование.
- §1. Понятие и виды моделей пенсионного страхования.
- Пенсионные модели
- Солидарно- распределительная
- Накопительная
- Смешанная модель
- Условно- накопительная схема
- Взносами
- §3. Классификация, общая характеристика источников права пенсионного страхования
- §4. Международные акты в области социальной защиты населения и национальная пенсионная система России
- §5. Регулирование отношений по обязательному пенсионному страхованию федеральными законами
- Глава 2 «Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений» (статьи 6-7);
- §6. Регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования подзаконными нормативными правовыми актами
- §7. Действие современного пенсионного законодательства рф: некоторые проблемы
- Глава 3. Негосударственные пенсионные фонды как основа функционирования негосударственной системы пенсионного обеспечения.
- §1. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности нпф
- Основные показатели нпф в 2005 году по добровольному пенсионному обеспечению
- Основной рост обеспечивают крупнейшие фонды (Газфонд, Благосостояние, Ханты-Мансийский нпф, Лукойл-Гарант)
- §2. Механизм инвестиционной деятельности нпф
- Финансовые рынки
- Глава 4. Медицинское страхование
- §1. Конституционные и гражданско-правовые основы медицинского страхования в Российской Федерации. Система организации медицинской помощи.
- §2. Закон рф «о медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
- § 3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
- §4. Субъекты системы обязательного медицинского страхования.
- §5. Правовое обеспечение финансирования обязательного медицинского страхования.
- §6. Правовое регулирование отношений по организации медицинской помощи и обеспечению качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
- Федеральный бюджет
- Фонд оплаты труда работодателей
- § 7. Законодательная база и правила добровольного медицинского страхования
- § 8. Договорное регулирование добровольного медицинского страхования
- Литература Нормативные правовые акты и документы:
- Научная, учебная литература, периодика:
- Приложение
- Требования к оформлению документов
- Сведения о составе акционеров (участников) соискателя лицензии
- Ермаков Дмитрий Николаевич
- Основы страхования Учебное пособие
- 105005, Г. Москва, ул. Радио, 10а, офис 98.