logo
ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ (Ростов- на- Дону)

§1. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности нпф

Основной фигурой среди субъектов инвестиционной деятельности, бесспорно, является инвестор. Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение инвестиций (собственных, заемных или привлеченных средств) и обеспечивающий их целевое использование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида: индивидуальные, корпоративные и институционные (институциональные).

Индивидуальные инвесторы (физические лица) не объединяют свои капиталы и производят инвестирование от своего имени и из собственных средств независимо друг от друга. В России доля вложений в производство, осуществляемых частными инвесторами, ничтожно мала.

Корпоративные инвесторы (организации) занимаются в основном материальным инвестированием; кроме того, основная часть их инвестиций направляется на самофинансирование. В качестве источников инвестирования для таких инвесторов могут выступать как собственные, так и привлеченные денежные средства, однако, в отличие от институционных инвесторов, основной целью деятельности которых является привлечение средств других инвесторов и осуществление инвестиций, корпоративные инвесторы в качестве своей основной цели имеют осуществление производственной либо иной предпринимательской деятельности.

Институционные инвесторы - это финансовые посредники, привлекающие средства большого числа инвесторов для объединения их в единый денежный пул с последующим размещением на рынке ценных бумаг и (или) инвестированием в объекты недвижимости. Понятие «институциональный инвестор» объединяет юридических лиц, активно привлекающих и вкладывающих средства других инвесторов в акции и другие финансовые инструменты.

Отметим, что рыночный механизм мобилизации инвестиционных ресурсов предполагает наличие развитой инфраструктуры инвестиционного процесса, и, как следствие, разнообразия финансовых институтов, принимающих участие в данном процессе. В наиболее общем виде финансовые институты, принимающие участие в инвестиционном процессе, включают следующие типы:

- коммерческие банки (универсальные и специализированные);

- небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества и пр.);

- инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи и пр.).

Методологическую основу для выявления функциональной роли финансовых посредников составляет сформулированная еще в начале ХХ века одним из основоположников неоклассического направления А. Пигу идея о том, что финансовый рынок и его институты необходимы для преодоления неопределенности и снижения риска в инвестиционном процессе262. Эта идея получила свое дальнейшее развитие в трудах Ф. фон Хайека263.

Основная задача институционных инвесторов - аккумулирование ими свободных денежных средств с их последующим вложением в инвестиционные объекты. Вместе с тем правовое положение институционных инвесторов как отдельного вида юридических лиц (правовой категории) в целом значительно разнится. Законодатель для каждого вида юридических лиц - институциональных инвесторов - устанавливает отдельные условия осуществления данной деятельности (а, значит, и ограничения). В этом плане имеет свою специфику и правовой статус негосударственных пенсионных фондов.

Среди небанковских финансово-кредитных институтов - негосударственные пенсионные фонды (НПФ). НПФ - новое явление на российском рынке ссудных капиталов. Организационная структура пенсионного фонда не предусматривает акционерной, кооперативной или паевой формы собственности. Правовой режим деятельности НПФ регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с рядом существенных изменений, внесённых ФЗ РФ от 06 декабря 2007 г. № 334- ФЗ. Повышенное внимание к проблемам пенсионной реформы стимулировало российского законодателя к расширению полномочий федерального органа исполнительной власти. 262 Деятельность НПФ одновременно курируется Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службой РФ по финансовым рынкам (ФСФР). Минсоцздравразвития России осуществляет лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, регистрацию их правил и другие функции. Государственное регулирование, надзор и контроль в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Уполномоченный орган наделяется правом аннулировать лицензию у НПФ без судебного решения, одновременно фондам запрещается размещать свои активы в акциях учредителей и в векселях.263 Указанные новеллы отразились и на процедуре лицензирования деятельности НПФ 264.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»265, НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

История создания и развития НПФ в постсоветской России ведет свое начало с Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах», который впервые сформулировал правовые и организационные принципы их создания и деятельности. В нем, в частности, было установлено, что: НПФ функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения; выплаты производятся наряду с выплатами государственных пенсий; размещение активов фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами НПФ, взаимоотношения которых с фондами строятся на основании договора (при этом указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов НПФ и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого Правительством РФ).

В этот период начался спонтанный процесс создания НПФ. Причем их деятельность в целом неудовлетворительно регламентировалась и контролировалась со стороны государства. Не было четких правил, законные права и интересы граждан зачастую не соблюдались, а сами фонды нередко занимались коммерческой деятельностью с сомнительной репутацией.

Одновременно были разработаны первые нормативные акты и документы, формирующие юридическое «поле» государственного регулирования и контроля над их деятельностью.

Следующим этапом в развитии системы НПФ стало принятие 7 мая 1998 г. Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который вобрал в себя значительный массив норм названного Указа, иных нормативно-правовых актов и документов, а также накопленный за прошедшее время практический опыт266. Он непосредственно регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании НПФ, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля над их деятельностью.

Этим законодательным актом, в частности, были: определены права и обязанности НПФ, их вкладчиков и участников; установлены требования к совокупному вкладу учредителей; введены обязательное ежегодное актуарное оценивание и независимая аудиторская проверка; сформулированы принципы размещения пенсионных резервов; дана структура органов управления фонда и контроля над его деятельностью.

Принципиальное значение имело требование законодателя, обязывающее вкладчиков вносить взносы исключительно деньгами, так как это позволяет предотвратить накопление НПФ разного рода реально и потенциально обесцениваемых бумаг и прочих денежных суррогатов. Органами, осуществляющими внутренний контроль над деятельностью НПФ в целях защиты интересов вкладчиков и участников, законодателем были определены попечительский совет и ревизионная комиссия. Государство с помощью правовых (законодательство) и административных (контроль, надзор, выдача лицензий и пр.) методов регулирует их деятельность.

Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Деятельность НПФ в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию. В свою очередь, НПФ осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию. НПФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения267.

В настоящее время государство решает задачу - обеспечить устойчивое функционирование реформируемой на протяжении ряда лет национальной пенсионной системы РФ, которая должна отвечать современным экономическим условиям и, в конечном итоге, призвана обеспечить достойный жизненный уровень гражданам РФ. В решении этой задачи существенно возрастает роль НПФ.

В настоящее время лицензию имеют 289 фондов. Большинство из них - корпоративные (ЛУКОЙЛ-Гарант, Газфонд и пр.).

НПФ в нашей стране - один из наиболее развивающихся секторов финансовой системы. С момента запуска пенсионной реформы в 2001 году активы фондов (по данным на конец декабря 2004 года) выросли в 15 раз, увеличились и пенсионные резервы, а также количество участников (см. рис.1).

Динамика роста НПФ

……………………………………………………………………………… 169,8

5,5

4,4……5,1… 89,6

3,3 3,9 51,4

2,4 33,6

1,8 10,5 15,6

4,2

1998 1999 2000…….2001……...2002…….2003……..2004

- пенсионные резервы (млрд руб.)

- участники (млн чел.) Рис.1.

Согласно отчетности НПФ за 2005 год, пенсионные резервы составили 215,5 млрд руб. (рост на 65% по сравнению с 2004 годом); доход от размещения средств пенсионных резервов - 35,1 млрд руб.; выплаты за счет средств пенсионных резервов - 9,6 млрд руб.267. Основной рост обеспечен в 4 квартале; за 3 квартала 2005 года собственное имущество выросло только на 16,5%, а пенсионные резервы - на 17,1% (таблица 1).

На 01.01.2006 пенсионные накопления составили 2,2 млрд рублей268. За последние шесть лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 65 раз, а численность участников фонда - в 32 раза. В настоящее время услугами фондов охвачено примерно 6% экономически активного населения РФ. По данным ФСФР, число участников НПФ - 6,2 млн человек. За 1998-2005 гг. вкладчики перечислили в фонды около 100 млрд. рублей269.