§7. Действие современного пенсионного законодательства рф: некоторые проблемы
Современная национальная пенсионная система России рассчитана на активное участие будущих пенсионеров в формировании собственной пенсии: на протяжении всей трудовой деятельности граждане РФ должны внимательно следить за динамикой своих пенсионных накоплений, одновременно контролируя регламентированные законодателем отношения, как с работодателем, так и с пенсионными фондами (ПФР, НПФ).
В частности, страховое свидетельство, выданное работнику территориальным органом ПФР, необходимо предъявлять работодателю, как по основному месту работы, так и в других местах выполнения оплачиваемой работы, где работник получает заработок, с которого должны уплачиваться страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Важно регулярно знакомиться с тем, в каком объеме передаются работодателем в ПФР сведения для пополнения индивидуального лицевого счета будущего пенсионера. Ему надлежит ежегодно обращаться в территориальный орган ПФР за получением выписки из этого счета и сохранять ее у себя.
Подавать заявление о назначении пенсии необходимо заблаговременно (в Москве, например, за 1 месяц до наступления пенсионного возраста) и вместе со всеми необходимыми документами, которые заранее должны быть подготовлены. Для того чтобы трудовая пенсия по возрасту или выбранная пенсионером часть этой пенсии была назначена со дня достижения пенсионного возраста, важно, чтобы заявление установленной формы было принято территориальным органом ПФР не позднее этого дня. Территориальный орган ПФР не сможет назначить пенсию со дня достижения пенсионного возраста, если гражданин пропустит срок подачи заявления.
Поданное гражданином заявление регистрируется территориальным органом ПФР в специальном журнале. В подтверждение приема заявления он выдает расписку-уведомление. Заявление с приложенными к нему документами может пересылаться по почте, и тогда расписка-уведомление направляется в адрес заявителя тоже по почте, а днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле. В случае если пенсионер не может непосредственно обратиться за пенсией в установленные законодателем сроки, он может обратиться через представителя, который выполнит соответствующее поручение от его имени по доверенности.
К заявлению прилагаются документы, на основании которых территориальный орган ПФР определяет, имеет ли гражданин право на пенсию в соответствии с пенсионным законодательством РФ. К числу таких документов относятся паспорт, трудовая книжка, справка о заработке, свидетельство о рождении ребенка (детей), страховое свидетельство, выданное работнику территориальным органом ПФР, подтверждающее регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования (содержащее сведения о номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица). Во время приема и в процессе оценки представленных документов территориальный орган ПФР определяет недостающие документы, а также отсутствующие сведения в индивидуальном лицевом счете и письменно уведомляет об этом заявителя.
Дополнительно требуемые документы, как правило, представляет заявитель в течение 3 месяцев после получения соответствующего разъяснения, а отсутствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в течение этого же срока должен представить его работодатель. Если в течение 3 месяцев по получении соответствующего разъяснения заявитель и работодатель не могут представить требуемые сведения индивидуального (персонифицированного) учета, территориальный орган ПФР вправе в одностороннем порядке принять решение о продлении этого срока до получения недостающих сведений.
Недостающие, отсутствующие сведения гражданин вправе установить через суд, что следует, в частности, из решения Верховного Суда РФ от 20 ноября 2005 г. Как отмечает В.Куликов, коллизия возникла, когда в суд обратилась гражданка, которая «попросила суд установить факт, имеющий юридическое значение. Женщина утверждала, что с 1942 по 1946 гг. включительно работала в полях, но архивы колхоза не сохранились. Поэтому Пенсионный фонд РФ отказался засчитать это время в ее трудовой стаж. Районный суд удовлетворил заявление гражданки, подтвердив факт работы. Но президиум областного суда это решение отменил, ссылаясь на то, что по закону в таких случаях должны разбираться пенсионные органы. Однако Верховный Суд РФ обратил внимание, что гражданка уже обращалась в ПФР и там ей отказали. "Прекращая производство по данному делу, президиум областного суда нарушил право заявительницы на судебную защиту", - сказано в решении Верховного Суда РФ. Эта позиция высшей судебной инстанции обсуждению судами общей юрисдикции уже не подлежит. Теперь они обязаны принимать и рассматривать такие дела. А граждане могут смело обращаться в суд за подтверждением трудового стажа»249.
Заявление о назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом ПФР не позднее 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов, состав которых определен этим органом и указан в расписке-уведомлении. Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии рассматривается в течение 5 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в удовлетворении заявления об установлении пенсии территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения. Одновременно территориальный орган ПФР возвращает заявителю все документы.
Согласно новому пенсионному законодательству РФ, изменение размера установленной трудовой пенсии возможно путем перерасчета, корректировки и индексации размера пенсии. Перерасчет может быть произведен в сторону, как уменьшения, так и увеличения. Перерасчет в сторону уменьшения может быть произведен на основании имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР документов. Для перерасчета размера пенсии в сторону увеличения необходимо личное заявление пенсионера, бланк которого можно взять в территориальном органе ПФР. Такое заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения пенсионного дела. Дата приема заявления подтверждается распиской-уведомлением, выданной этим органом. Перерасчет допускается в отношении каждой части (базовой, страховой и накопительной) трудовой пенсии.
В интересах пенсионера заявление о перерасчете размера базовой части трудовой пенсии может быть оформлено в некоторых случаях заранее, в автоматическом режиме, до наступления обстоятельств, влекущих изменение ее размера. Дело в том, что еще весной-летом 2005 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла соответствующие поправки к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суть которых в следующем. Когда пенсионеру исполняется 80 лет, базовая часть его пенсии увеличивается вдвое. Но автоматически это раньше не происходило: для такого увеличения нужно было явиться в отделение ПФР по месту жительства и подать заявление на перерасчет, что пожилому человеку тяжело.
Порядок перерасчета размера страховой части трудовой пенсии имеет некоторые особенности. Основанием для этого является продолжение пенсионером трудовой деятельности после установления ему страховой части пенсии. Кроме того, первый перерасчет можно произвести не ранее чем по истечении 12 полных месяцев со дня назначения этой части пенсии, а последующие - по истечении 12 полных месяцев со дня предыдущего аналогичного перерасчета. Тем не менее, это не означает, что пенсионер должен работать на протяжении всех 12 месяцев после назначения или перерасчета размера страховой части. Трудовая деятельность пенсионера может иметь любую продолжительность в границе соответствующих 12 месяцев. Важно, чтобы за нее были уплачены страховые взносы, то есть на индивидуальном счете пенсионера появился новый, не учтенный ранее пенсионный капитал. Образование нового пенсионного капитала не означает, что перерасчет размера страховой части трудовой пенсии будет произведен автоматически. Такой перерасчет осуществляется только на основании заявления пенсионера, которое подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения пенсионного дела.
Необходимые для перерасчета страховой части трудовой пенсии сведения о новом расчетном капитале, с учетом уплаченных работодателем страховых взносов за застрахованное лицо, имеются в территориальном органе ПФР. Перерасчет должен быть произведен этим органом не позднее чем через 5 дней со дня приема заявления пенсионера. Если по каким-либо причинам задерживается составление выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (выписка не поступает в 5-дневный срок), территориальный орган ПФР вправе принять решение по заявлению пенсионера, то есть отказать в перерасчете размера страховой части трудовой пенсии. Но есть и другое решение: он может пересчитать размер пенсии с того срока, когда от пенсионера было принято заявление, доплатив ему проиндексированные суммы недополученной им части пенсии за время задержки перерасчета. Тем самым пенсионеру компенсируется потеря покупательной способности не выплаченной вовремя части пенсии.
Представляется, что будущая пенсия людей, которые сейчас работают, будет зависеть не столько от размера их заработной платы за избранные 2-5 лет, сколько от того, какие пенсионные взносы были перечислены в тот же ПФР. Причем большая часть суммы этих взносов - виртуальная, ибо ее часть, поступив, допустим, в 2003, 2005, 2010 и др. годах в ПФР, нынче раздается в рамках распределительной системы людям преклонного возраста. Но когда человек выйдет, предположим, в 2025 г. на пенсию, размер его базовой части будет стандартным, а вот страховой - будет зависеть от того, сколько за него взносов пришло. Если при этом не будет ограничен предел максимального размера страховой пенсии, то это выгодно лишь для хорошо сегодня зарабатывающих людей - пенсия пропорциональна поступившим от них взносам.
В реальности же на российском рынке труда складывается ситуация, когда работники не могут жестко проконтролировать и потребовать от работодателя добросовестно платить пенсионные взносы. Речь идет о заработной плате «в конвертах», через страховые или другие схемы, то есть суммы, фактически полученные в виде заработной платы, не проходят официальную отчетность и не приносят пенсионных взносов.
Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании в РФ право на пенсионное страхование реализуется лишь в случае уплаты страховых взносов. «Плательщиком страховых взносов является работодатель», и, казалось бы, за невыполнение этой обязанности должен нести ответственность он, а не работник. Именно так де-факто и де-юре решалась многие годы эта проблема в нашей стране. Однако сегодня законодатель, возлагая негативные последствия за неуплату страховых взносов на работника, по сути, лишил его возможности реализовать право на пенсию, если работодатель не уплатил за него обязательные пенсионные страховые взносы (кстати, за работника уплачивается единый социальный налог, а страховые взносы - часть этого налога). И неудивительно: «для работодателя эти взносы - безвозмездные и представляют собой, по сути, разновидность налоговых платежей, что делает необоснованным вывод их из-под прямого налогового регулирования»250. «При этом каждый работник, заключая трудовой договор с тем или иным работодателем, фактически принимает на себя определенные риски, связанные с работой (например, возможность банкротства работодателя и его неплатежеспособность). Данные правоотношения к сфере влияния государства не относятся»251 (?!).
Столь же неожиданные выводы следуют после анализа законоположений, посвященных индексации пенсионных выплат. Федеральным законом о трудовых пенсиях в РФ предусмотрена индексация всех трех частей трудовых пенсий, однако предусмотренная система их индексации явно не обеспечивает сохранения реального уровня пенсий.
Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом темпов инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год (п.6 ст.17 Федерального закона о трудовых пенсиях в РФ). Далее указано, что коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ. А это означает, что индексацию намечено осуществлять не по фактической инфляции, а по предполагаемой, которая, как показывает практика последних шести лет, традиционно ниже фактической (примерно в 1,5-2 раза). К тому же средства на индексацию в этих бюджетах могут и не предусматриваться или предусматриваться не в полном объеме. Наконец, индексироваться эта часть трудовой пенсии будет в лучшем случае в конце года, а более вероятно - в начале следующего с учетом итогов истекшего года, которые могут оказаться хуже ожидаемых при утверждении бюджетов. Следовательно, при фактической инфляции, допустим, в 20%, а запланированной - в 10% пенсия повышается в начале следующего года лишь на 10%, да и то, если на эти цели предусматривались соответствующие ассигнования. Таким образом, базовая пенсия в течение года неминуемо будет снижаться, а перспектива восстановления ее реального уровня не просматривается.
Страховая часть пенсии индексируется иначе: при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% - один раз в 3 месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие - 1 раз в 6 месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация по кварталам. В случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% - 1 раз в год с 1 февраля, если в течение года не проводилась индексация по кварталам и полугодиям (ч.7 ст.17 Федерального закона о трудовых пенсиях в РФ).
Здесь возможны различные варианты, но очевидно, что это - довольно сложная, путаная система индексации пенсионных выплат. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется также Правительством РФ и не может превышать за тот же период коэффициента индексации базовой части трудовой пенсии. А ведь уровень инфляции не планируется по кварталам, полугодиям, он определяется в расчете на год и, как правило, занижается финансовыми властями преднамеренно. Необходим более эффективный и справедливый вариант корректировки как базовой, так и страховой частей трудовой пенсии.
Что касается накопительной части трудовой пенсии, то она подлежит лишь ежегодной индексации с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится ее назначение (п.9 ст.17 Федерального закона о трудовых пенсиях в РФ). Таким образом, в период от 6 месяцев до 1,5 лет она не пересчитывается. Ее перерасчет осуществляется лишь с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии по возрасту. Перерасчет этой части трудовой пенсии в связи с инфляцией не предусмотрен. Следовательно, при росте номинальной суммы этой части пенсии ее реальный уровень может даже снизиться.
В пенсионной реформе в РФ законодателем ставка сделана на перевод большинством граждан накопительной части пенсии в частные управляющие компании (УК). Однако и здесь не все так просто.
Некоторые специалисты высказываются за поправки в Федеральный закон об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ, согласно которым если гражданин не реагирует на ежегодно приходящие из ПФР сообщения, как идет управление его пенсионным капиталом, этот капитал автоматически «по умолчанию» остается не только в ведении единственной на всю Россию государственной управляющей компании - Внешэкономбанка (ВЭБ)252, но и негосударственных УК. То есть список инвесторов, которым ПФР доверяет капиталы «молчунов», может быть расширен. Цель - повысить доходность пенсионных инвестиций, так как «обнародованные сведения о результатах работы, как частных, так и государственной УК на пенсионном фронте произвели на специалистов удручающее впечатление: средняя доходность не перекрывает инфляцию»253.
На необходимость совершенствования пенсионного законодательства в указанной сфере обращено внимание и в подготовленной Федеральной службой по финансовым рынкам Стратегии развития фондового рынка России, непосредственно исходящей из того, что совокупные национальные сбережения, в том числе сбережения домашних хозяйств и средства, вложенные в накопительные пенсионные системы, «представляют собой источник, который может в существенной мере обеспечить инвестиционный рост национальной экономики». По мнению главы Службы О.Вьюгина, требуется «создание конкуренции на рынке инвестирования пенсионных накоплений», равные условия деятельности, как ПФР, так и негосударственных пенсионных фондов (НПФ)254.
В соответствии с Федеральным законом о негосударственных пенсионных фондах НПФ255 в отличие от ПФР обязаны разместить пенсионные резервы таким образом, чтобы обеспечить их сохранность и доходность. Эти фонды в обязательном порядке ведут учет своих пенсионных обязательств перед вкладчиками и выплачивают негосударственные пенсии участникам. Работодатель может выбирать разнообразные пенсионные программы для своих работников. Это могут быть схемы с установленными размерами пенсий, а можно зафиксировать и размер взносов. Если работодатель хочет, чтобы размер пенсионных выплат был заранее известен, НПФ рассчитывает, какими должны быть пенсионные взносы. Если же работодатель за основу принимает размер взносов, то сумма пенсии будет зависеть от срока накопления. От работодателя зависит, как долго будет выплачиваться пенсия: пожизненно или в течение определенного периода времени. Эти условия фиксируются в договоре о негосударственном пенсионном обеспечении (НПО). А затем, опять же согласно условиям договора, организация в установленные сроки перечисляет в НПФ пенсионные взносы за своих работников. Вопрос о том, на какой счет будут поступать пенсионные взносы (на именные пенсионные счета или на солидарные пенсионные счета), также решается при заключении договора. Первый вариант предусматривает открытие индивидуального счета каждому работнику. Второй - открытие одного счета, на котором отражаются обязательства перед всеми работниками организации-вкладчика.
Однако в 2005 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, изменившие порядок налогообложения в негосударственном пенсионном обеспечении. Новые правила осложнили жизнедеятельность НПФ и сделали фактически невыгодным развитие программ дополнительного пенсионного обеспечения работников. Так, раньше взносы, уплачиваемые по пенсионным договорам, заключенным организацией-работодателем с НПФ, могли быть отнесены на себестоимость (в размере, не превышающем 12% от фонда оплаты труда). Соответственно, это стимулировало предприятия организовывать дополнительное пенсионное обеспечение для персонала за счет уменьшения налога на прибыль. Таковым было законодательство до 1 февраля 2005 г., когда вступил в силу Закон №204-ФЗ от 29 декабря 2004 г., вносящий поправки в 23 и 25 главы второй части НК РФ. Кроме того, по ст.255 НК РФ с 1 января 2005 г. суммы пенсионных взносов по договорам НПО могут относиться к расходам на оплату труда только при перечислении пенсионных взносов на именные пенсионные счета. Если же организация-работодатель перечисляет такие взносы на солидарный счет, такие расходы не уменьшают налоговую базу при расчете налога на прибыль.
Таким образом, можно согласиться с тем, что «сложилась ситуация, когда законодатель не поощряет работодателей заботиться о достойной старости работников, а, скорее, наоборот. Остро встает вопрос о том, каким образом накопить на дополнительную пенсию работникам, которым работать осталось всего несколько лет, ведь в таких случаях взносы надо вносить по максимуму, а существует ограничение по расходам для целей налогообложения»256.
Требует корректировки правовое регулирование наследования пенсионных сбережений. Отметим, что «правоспособность гражданина: прекращается смертью» (п.2 ст.17 ГК РФ), а «имущество умершего» переходит к другим лицам в порядке наследования (п.1 ст.1110 ГК РФ), то есть имущество гражданина становится имуществом умершего только в результате его смерти - юридического факта, с которым законодатель связывает прекращение его гражданской правоспособности как физического лица. Поскольку юридический факт, прекращающий правоспособность, является вместе с тем и юридическим фактом, кладущим начало наследованию, правоспособность гражданина обладает особым свойством - прекращаться с последующим наступлением наследования.
Указанные правила ГК РФ имеют императивный характер: смерть в силу закона обязательно прекращает правоспособность, а имущество умершего в силу закона столь же обязательно переходит к другим лицам. Эти правовые нормы служат гражданско-правовой реализацией и положений российского конституционного права постольку, поскольку Конституция РФ провозглашает: «Право наследования гарантируется» (ч.4 ст.35). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Норма, содержащаяся в ст.1110 ГК РФ, устанавливает, что переход имущества умершего к другим лицам совершается в определенном порядке. Этот порядок определен, во-первых, как правопреемство и, во-вторых, как универсальное правопреемство, так как согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят не только имущественные права, но и имущественные обязанности.
В пенсионном законодательстве России используется близкий по звучанию термин «правопреемники умерших», причем под умершими понимаются застрахованные лица (ст.ст.38, 39 Федерального закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ). Хотя здесь и говорится об умерших лицах и о правопреемстве, соответствующие отношения не регулируются нормами раздела V ГК РФ «Наследственное право». Следует, по всей видимости, согласиться с тем, что законодатель «неправильно использовал термин "правопреемники". Согласно ему, выплата трудовой пенсии в случае смерти пенсионера прекращается (п.1 ст.22). Никакого правопреемства при этом не происходит. Лица, которых Федеральный закон об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ ошибочно называет правопреемниками, получают не права, принадлежащие умершему, а средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета. Умершее застрахованное лицо к моменту смерти не имело права на эти средства. Названный закон прямо устанавливает, что средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации (ст.5). Поэтому средства, учтенные в лицевом счете, поступают к гражданам от государства, а не от умершего»257.
Согласно Федеральному закону о трудовых пенсиях в РФ родственники умершего застрахованного лица имеют право на его накопления. Однако, как признают практикующие юристы, «четко не определен механизм выплат, а потому получить накопления умершего сложно. Дело в том, что вопрос наследования прописан в Законе очень неопределенно. В одной статье указывается, что при потере кормильца его накопления достаются только родственникам, которые были у него на иждивении, в другой - что каждый человек вправе подать в ПФР соответствующее заявление о том, кому должны достаться его накопления в случае смерти»258.
Наконец, следует обратить внимание на проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов, иных категорий лиц.
Федеральным законом о трудовых пенсиях в РФ (ч.3 ст.8) предусмотрено, что пенсия из-за ограничения физических возможностей или трудоспособности, в том числе вследствие общего заболевания, устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа. Следовательно, для назначения трудовой пенсии в результате ограничения физических возможностей или трудоспособности необходим лишь факт работы, хотя бы не менее 1 дня в течение всей жизни. Подобного условия нет ни в одной страховой системе мира. Это практически дискредитирует систему трудовых пенсий из-за ограничения физических возможностей или трудоспособности (как и пенсий по возрасту, для получения которых в полном объеме необходим трудовой стаж в 5 лет).
То же относится к трудовым пенсиям по случаю потери кормильца: ранее требовался соответствующий трудовой стаж кормильца в зависимости от его возраста ко дню смерти, сейчас законодатель предусматривает назначение этой пенсии независимо от длительности трудового стажа кормильца.
Отдельная и весьма сложная проблема - механизм правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов, иных категорий лиц, существенно измененный, в частности, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».
По подсчетам Е.Ш.Гонтмахера, в современной России из почти 17 млн. федеральных льготников более 12 млн. - инвалиды. Он отмечает, что с 1 января 2005 г. на основании измененного 122-м Федеральным законом пенсионного законодательства «МСЭКи стали федеральными учреждениями. В результате мы имеем так до сих пор и не выстроенную федеральную систему медико-социальной экспертизы. Первые итоги начавшегося переосвидетельствования уже выявили стойкую тенденцию: инвалиды I группы зачастую получают III-II, а то и I (самую легкую) степень ограничения способности к труду. А это означает снижение пенсии по инвалидности. Более того, множатся случаи, когда тяжелые инвалиды вообще признаются годными к полноценной трудовой деятельности»259.
По всей видимости, 122-й Федеральный закон еще будет надлежащим образом подкорректирован законодателем. Однако некоторые (не только отрицательные, но и положительные) результаты его действия уже известны. В частности, более-менее прояснилась ситуация с гражданами, имеющими право на льготы.
С 1 января 2006 г. Героям Советского Союза, России и Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы и некоторым другим лицам законодателем предоставлена возможность выбора - деньги или льготы, то есть ежемесячные денежные выплаты в размере 20 тысяч руб. или натуральные льготы. Новые Герои, которые получают это звание после 1 января 2006 г., начинают пользоваться льготами по современной схеме - в виде денежных выплат. «Поправки в действующее законодательство260 были разработаны в связи с принятой в 2004 году идеологией монетизации льгот. Однако при обсуждении 122-го Федерального закона было решено для Героев оставить пока все по-старому. Это объясняется тем, что речь идет о людях особенных, не просто заслуженных, а уникальных, к ним и подход должен быть соответствующий. Поэтому у Правительства России была, действительно, непростая задача: с одной стороны, надо вписаться в общую реформу льгот, с другой стороны, учесть особый статус и положение Героев в обществе»261.
Вероятно, следует согласиться с идеологами монетизации льгот, что многим заслуженным людям эти новеллы пенсионного законодательства РФ после долгих их колебаний пришлись-таки по душе, особенно тем, кто живет в скромных, отдаленных от столицы населенных пунктах и мало чем реально пользуется из предоставленных им по закону благ.
Итак, действие современного пенсионного законодательства РФ демонстрирует несколько проблем, одна из которых явно лежит в плоскости идеологии пенсионной реформы. Сформированная за ее годы пенсионная система России рассчитана на активное участие будущих пенсионеров в формировании собственной пенсии. На протяжении всей трудовой деятельности граждане РФ должны внимательно следить за динамикой своих пенсионных накоплений, одновременно контролируя регламентированные законодателем отношения, как с работодателем, так и с пенсионными фондами. Однако на практике складывается ситуация, когда работники не могут жестко проконтролировать и потребовать от работодателя добросовестно платить в ПФР и НПФ пенсионные взносы. Каждый работник, заключая трудовой договор с работодателем, де-факто принимает на себя риски, связанные с работой (возможность банкротства работодателя, его неплатежеспособность). Учитывая низкий уровень правовой культуры в обществе, отсутствие у большинства граждан России навыков надлежащего правового поведения, уход государства от законодательного контроля над указанными отношениями нельзя признать разумным и своевременным. Ситуация требует его вмешательства.
Существенным недостатком пенсионного законодательства России является неудовлетворительная регламентация им механизма индексации пенсий, не спасающая пенсионные накопления от инфляции. Требуют корректировки законодателем положения налогового законодательства, которые не поощряет работодателей заботиться о достойной старости своих работников, а также нормы о наследовании пенсионных сбережений, образующие коллизии с положениями ГК РФ. Законодателю следует также обратить внимание на сохраняющие актуальность недостатки в механизме правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов и некоторых иных категорий граждан России.
- Глава I. Предпосылки страхования………………………………………........10
- §3. Структура страхового законодательства……………………………….….....34 Глава III. Страховые правоотношения……………………………………......36
- Глава V. Классификация страховых правоотношений. Форма страхования………………………………………………………………………………......87 §1. Понятие вида страхования………………………………………………….....87
- §5. Особенности договора имущественного страхования………………...…....125
- Глава 1. Право социального страхования…………………………………....129
- Часть I. Общие основы страхования Глава I. Предпосылки страхования
- §1. Субъективные и объективные оценки опасности
- §2. Виды страховых фондов
- §3. Разновариантность природы страхования
- §4. Основные понятия и термины в страховании
- Глава II. Система страхового законодательства
- §1. Общее страховое законодательство
- Сопоставительная таблица законодательных актов, устанавливающих общие принципы, правила и условия страхования:
- §2. Специальное страховое законодательство
- §1. Участники страховых правоотношений
- Система форм организации страховых отношений
- §2. Объекты страховых правоотношений
- Глава IV. Гражданско-правовой договор страхования
- § 1. Договор страхования: понятие, условия и правила заключения
- §2. Начало действия договора страхования
- §3. Изменение договора страхования
- §4. Прекращение договора страхования
- §5. Недействительность договора страхования
- §6. Обязанности страховщика и страхователя
- §7. Основания отказа произвести страховую выплату
- §2. Классификация по форме страхования
- §3. Классификация по другим основаниям
- Глава VI. Личное страхование
- §1. Общая характеристика личного страхования: история развития
- §2. Особенности личного страхования
- Классификация личного страхования производится по разным критериям:
- Глава VII. Имущественное страхование
- §1. Общие положения имущественного страхования
- §2. Виды договора имущественного страхования
- §3. Страхование ответственности арбитражных управляющих
- §4. Системы расчета страхового возмещения
- §5. Особенности договора имущественного страхования
- Глава vш. Нормативно- правовые аспекты осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в рф.
- Часть II. Социальное страхование Глава 1. Право социального страхования
- §1. Становление и эволюция европейских систем социальной защиты
- §2. Социальное страхование в современной России, его правовое регулирование
- §3. Влияние международных актов и документов на законодательство рф о социальном страховании
- Глава 2. Пенсионное страхование.
- §1. Понятие и виды моделей пенсионного страхования.
- Пенсионные модели
- Солидарно- распределительная
- Накопительная
- Смешанная модель
- Условно- накопительная схема
- Взносами
- §3. Классификация, общая характеристика источников права пенсионного страхования
- §4. Международные акты в области социальной защиты населения и национальная пенсионная система России
- §5. Регулирование отношений по обязательному пенсионному страхованию федеральными законами
- Глава 2 «Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений» (статьи 6-7);
- §6. Регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования подзаконными нормативными правовыми актами
- §7. Действие современного пенсионного законодательства рф: некоторые проблемы
- Глава 3. Негосударственные пенсионные фонды как основа функционирования негосударственной системы пенсионного обеспечения.
- §1. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности нпф
- Основные показатели нпф в 2005 году по добровольному пенсионному обеспечению
- Основной рост обеспечивают крупнейшие фонды (Газфонд, Благосостояние, Ханты-Мансийский нпф, Лукойл-Гарант)
- §2. Механизм инвестиционной деятельности нпф
- Финансовые рынки
- Глава 4. Медицинское страхование
- §1. Конституционные и гражданско-правовые основы медицинского страхования в Российской Федерации. Система организации медицинской помощи.
- §2. Закон рф «о медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
- § 3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
- §4. Субъекты системы обязательного медицинского страхования.
- §5. Правовое обеспечение финансирования обязательного медицинского страхования.
- §6. Правовое регулирование отношений по организации медицинской помощи и обеспечению качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
- Федеральный бюджет
- Фонд оплаты труда работодателей
- § 7. Законодательная база и правила добровольного медицинского страхования
- § 8. Договорное регулирование добровольного медицинского страхования
- Литература Нормативные правовые акты и документы:
- Научная, учебная литература, периодика:
- Приложение
- Требования к оформлению документов
- Сведения о составе акционеров (участников) соискателя лицензии
- Ермаков Дмитрий Николаевич
- Основы страхования Учебное пособие
- 105005, Г. Москва, ул. Радио, 10а, офис 98.