Накопительная
СМЕШАННАЯ
Рассмотрим характерные черты, достоинства и недостатки данных систем.
Солидарно- распределительная система (принцип солидарности или финансирования пенсий поколениями) означает, что взносы уплачиваемые работающими гражданами идут на выплату пенсий пожилым людям этого же года.
В солидарно- распределительной модели повышение активов накоплений, часть полученных доходов направляется на обеспечение нынешних пенсионеров. При переходе ныне работающего поколения в категорию пенсионеров, их пенсии будут зависеть от последующего поколения трудоспособного населения. В цивилизованных странах мира последующие поколения живут богаче, поэтому, как правило, уровень пенсионного обеспечения неуклонно улучшается.
Однако, по мере эволюции солидарно- распределительной системы, размеры текущих выплат уменьшаются в связи с увеличением количества пенсионеров. При среднем периоде трудовой жизни в 30- 40 лет солидарно- распределительная система достаточно эффективна. Однако ее доходность зависит от двух факторов: коэффициента поддержки и реальной зарплаты, с которой уплачиваются взносы.
Коэффициент поддержки- это количество работающих, уплачивающих взносы, приходящиеся на одного пенсионера.
При условии постоянства указанных показателей, участники поддержки получают столько, сколько внесли.
Известный учёный П. Самуэльсон рассчитал, что реальный доход зрелой системы зависит от прироста населения и темпов роста заработной платы при неизменной продолжительности жизни.
Наиболее интересным примером солидарно- распределительной системы с установленными выплатами представляют США.
Пенсионное страхование осуществляется на основе общей федеральной программы (ОФП) обязательного государственного социального страхования. Впервые данная программа была введена в 1935 г. Государственная пенсионная система США основывается на следующих принципах:
Законодательно установленной ответственности работодателя и работника, уплачивающие в установленном порядке страховые взносы.
На гарантиях со стороны государства своевременной выплаты пенсий и эффективной системы контроля за их начислением.
Распространении пенсионного страхования на всех работающих по найму и занятых индивидуальной трудовой деятельностью и самозанятого населения, живущего за счёт собственного труда.
Разработанность методики солидарности из поколения в поколение.
Личной заинтересованности застрахованного лица (размеры пенсий зависят от продолжительности страхового стажа и размера заработной платы).
Ориентированность программы на социальную защиту права и семьи, лишена гендерной (половой) дискриминации. Внебрачные дети имеют все права на получение пенсии.
Распространение государственных гарантий на сферу материального обеспечения престарелых, создание эффективной системы медико- социальной реабилитации престарелых, устранение возрастного предела выхода на пенсию, сохранение рабочего места за теми, кто способен и желает трудиться создало благоприятные условия для превращения пенсионеров в привилегированную категорию населения. В настоящее время старость перестала ассоциироваться с бедностью и нищетой.
В соответствии с ОФП страхованию подлежат следующие категории лиц:
лица, имеющие стабильную заработную плату, включая самостоятельно занятых работников. За исключением работников занятых в сельском хозяйстве и подёнщиков, ограниченное число самозанятого населения с годовым доходом менее 400 долл., а также некоторых федеральных служащих, принятых на работу до 1984 г.
служащие администрации штатов и органов местного самоуправления, духовенства (на добровольной основе).
граждане и резиденты США, собственники, а также лица, работающие на предприятиях и организациях, принадлежащих североамериканскому капиталу за границей.
Источниками финансирования системы выступают взносы застрахованных лиц (работников) в размере 6,2 процентов от заработной платы. Страхователи выплачивают 6,2 процента от фонда заработной платы. Самостоятельно занятое население отчисляет 12, 4 процента.
Американское государство финансирует месячные пособия по старости для лиц, которым исполнилось 72 года до 1968 г. и несёт все расходы по пособиям, связанным с уровнем дохода.
Пенсия по старости выплачивается по достижении возраста 65 лет с поэтапным переходом на возраст 67 лет. Однако по достижении возраста 62 – 64 года американским пенсионерам может выплачиваться неполная пенсия. Для начисления пенсии застрахованное лицо должно иметь 40 кварталов страхования (10 лет). Несколько меньшую продолжительность страхования могут иметь пенсионеры, которые достигли до 1991 г. возраста 65 лет.
Пенсии американцам, живущим за границей, выплачиваются в том случае, если с этими странами существуют двухсторонние договоры о конвертации пенсионных прав граждан.
Наряду с застрахованными работниками право на пенсию по старости имеют:
находящиеся на иждивении жены, мужья, достигшие пенсионного возраста или нетрудоспособные, воспитывающие детей в возрасте до 18 лет или детей- инвалидов;
дети- инвалиды;
дети до 18 лет;
дети до 19 лет, являющиеся студентами учебных заведений очной формы обучения;
вдовы и вдовцы, достигшие пенсионного возраста;
Важное место занимают вопросы определения размеров выплат.
Программа государственного пенсионного страхования основана на принципах страхования пенсионеров по старости в зависимости от заработной платы и количества лет, в течении которых выплачивался страховой взнос. Для получения полной пенсии необходимо отработать 35 лет страхового стажа.
Право на пенсию по старости получают: застрахованные работники (со стажем страхования 35 лет и соответствующим размером страховых взносов), их супруги (независимо от возраста и воспитывающие детей в возрасте до 18 лет), нетрудоспособные супруги, а также разведённые жены, достигшие пенсионного возраста.
По достижении 72 лет пенсионеры получают право на социальную пенсию независимо от стажа и заработной платы. Начиная с 2002 г. официально установлен выход на пенсию в возрасте 66 лет, однако, за американцами устанавливается право на неполную пенсию в 62 года.
Американский законодатель предусмотрел выплату пенсий по инвалидности. На основании закона 1956 г. она назначается лицам, не способным к получению стабильного заработка вследствие ухудшения здоровья, временной нетрудоспособности, которая может продлиться в течение одного года или повлечь за собой смерть застрахованного лица.
Инвалидность, дающая право на получение пенсии определяется как неспособность к полноценной деятельности, подтверждаемая медицинским заключением. Пенсия по инвалидности выплачивается только до достижения застрахованным лицом пенсионного возраста. С этого момента он переходит на пенсию по старости.
Солидарно- распределительная модель, несмотря на позитивный опыт применения в США, имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Важным преимуществом представляется возможность осуществления выплат без предварительного накопления благодаря текущему финансированию. Значительно снижается зависимость от эффективности управления пенсионными фондами средствами, направленными на инвестирование. Отсутствие инвестиционных и инфляционных рисков создают благоприятные условия для появления у потенциальных пенсионеров уверенности в обеспеченной старости. Данная модель обеспечивает значительно больший размер пенсий для лиц со средним уровнем доходов. Благодаря высокому коэффициенту заработка модель оптимальная для работников, получающих «усреднённую» заработную плату. Последнее благоприятно для стран с низким уровне заработной платы и с высокой дифференциацией в доходах населения.
Вместе с тем, солидарно- распределительная модель сильно зависит от демографических факторов, старения и уровня смертности населения (она эффективна в странах с высоким уровнем рождаемости). Для эффективного функционирования солидарно- распределительной модели требуется высокий уровень занятости и заработной платы в реальном секторе экономики и уплата всем работающим населением пенсионных взносов. Гипертрофированное распределение влечёт за собой уравнивание размеров пенсий, а следовательно, порождает социальное иждивенчество.
Накопительная модель пенсионной модели основывается на фондовом или накопительном принципе. Пенсионные системы, работающие на накопительном принципе предусматривают будущие выплаты посредством резервирования денежных средств в государственных или частных фондах. Фонды формируются за счёт часть доходов или зарплаты работодателей и перечисляются на специальные персонифицированные счета. Фонды осуществляют инвестирование указанных средств, что обеспечивает их прирост. Когда человек достигает пенсионного возраста- его пенсия целиком финансируется за счёт собственных отчислений. Уровень накоплений определяется тем, в какой степени финансовые активы пенсионных фондов обеспечиваются дисконтируемую стоимость будущих пенсионных обязательств. В том случае, если стоимость финансовых активов на схемах равна стоимости обязательств перед участниками, её называют полной системой пенсионного финансирования. В такой системе средняя накопительная ставка должна превышать темпы инфляции.
Однако накопительные модели подвергаются рискам. В первую очередь- пенсионный риск. К нему относятся: колебания уровня заработной платы во время трудовой деятельности человека; риск преждевременной утраты трудоспособности; риск, связанный с ошибкой в исчислении сроков дожития пенсионера до смерти. Во- вторых, инвестиционный и инфляционный риски.
К положительным свойствам накопительной модели следует отнести: индивидуальное финансирование пенсий самими работниками; возможность увеличения пенсии за счёт инвестиционного дохода; зависимость размера пенсии от заработка; право наследников наследовать накопительную часть пенсии в случае смерти работника ранее наступления пенсионного возраста. Немаловажным представляется также снижение вероятности нежелательного вмешательства государства в процесс начисления пенсии, большая эффективность частного управления пенсионными фондами. Накопительная модель позволяет решать макроэкономические проблемы страны- возможность использования пенсионных вложений позволяет негосударственным пенсионным фондам проводить инвестирование пенсионных накоплений, что в свою очередь, стимулирует развитие экономики и рост новых рабочих мест. Важным преимуществом накопительной системы представляется её относительная независимость от демографического фактора.
Следует признать, что накопительная модель в большей степени подвержена экономическим рискам (пенсионному, инвестиционному и инфляционному). Государство полностью снимает с себя какую- либо ответственность по выплате накопительной части и гарантирует только базовую часть пенсии. В широкой практике система нашла своё успешное применение в странах с развитой экономикой и широкой прослойкой «среднего класса».
Принцип отсутствия солидарных накоплений может повлечь за собой, при наступлении неблагоприятных экономических условий, бедность будущих поколений. Например, в США с солидарно- распределительной пенсионной системой, каждое новое поколение, уровень жизни которого возрастает, содержит ушедших на пенсию стариков. Подобная модель существовала и в бывшем СССР, в котором одного пенсионера приходилось пять работающих. Источником пенсионных выплат служили общественные фонды потребления. Однако в современной России данная модель неприемлема ввиду продолжающегося демографического кризиса.
Одновременно эффективность такой системы очень сильно зависит от субъективных макроэкономических факторов. Будущие пенсионеры испытывают сильную зависимость от размеров своего заработка.
Синтезировать достоинства и устранить недостатки солидарно- распределительных и накопительных моделей призвана смешанная модель. Благодаря одновременному внесению взносов работающим населением на накопительную часть, так и за счёт взносов на распределительной основе улучшается финансирование пенсий. Она может предусматривать как установленные взносы, так и установленные выплаты. Каждая из перечисленных систем может иметь как государственное, так и частное управление. Смешанная модель может функционировать в рамках следующих схем: с установленными выплатами; с установленными взносами; условно- накопительными.
- Глава I. Предпосылки страхования………………………………………........10
- §3. Структура страхового законодательства……………………………….….....34 Глава III. Страховые правоотношения……………………………………......36
- Глава V. Классификация страховых правоотношений. Форма страхования………………………………………………………………………………......87 §1. Понятие вида страхования………………………………………………….....87
- §5. Особенности договора имущественного страхования………………...…....125
- Глава 1. Право социального страхования…………………………………....129
- Часть I. Общие основы страхования Глава I. Предпосылки страхования
- §1. Субъективные и объективные оценки опасности
- §2. Виды страховых фондов
- §3. Разновариантность природы страхования
- §4. Основные понятия и термины в страховании
- Глава II. Система страхового законодательства
- §1. Общее страховое законодательство
- Сопоставительная таблица законодательных актов, устанавливающих общие принципы, правила и условия страхования:
- §2. Специальное страховое законодательство
- §1. Участники страховых правоотношений
- Система форм организации страховых отношений
- §2. Объекты страховых правоотношений
- Глава IV. Гражданско-правовой договор страхования
- § 1. Договор страхования: понятие, условия и правила заключения
- §2. Начало действия договора страхования
- §3. Изменение договора страхования
- §4. Прекращение договора страхования
- §5. Недействительность договора страхования
- §6. Обязанности страховщика и страхователя
- §7. Основания отказа произвести страховую выплату
- §2. Классификация по форме страхования
- §3. Классификация по другим основаниям
- Глава VI. Личное страхование
- §1. Общая характеристика личного страхования: история развития
- §2. Особенности личного страхования
- Классификация личного страхования производится по разным критериям:
- Глава VII. Имущественное страхование
- §1. Общие положения имущественного страхования
- §2. Виды договора имущественного страхования
- §3. Страхование ответственности арбитражных управляющих
- §4. Системы расчета страхового возмещения
- §5. Особенности договора имущественного страхования
- Глава vш. Нормативно- правовые аспекты осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в рф.
- Часть II. Социальное страхование Глава 1. Право социального страхования
- §1. Становление и эволюция европейских систем социальной защиты
- §2. Социальное страхование в современной России, его правовое регулирование
- §3. Влияние международных актов и документов на законодательство рф о социальном страховании
- Глава 2. Пенсионное страхование.
- §1. Понятие и виды моделей пенсионного страхования.
- Пенсионные модели
- Солидарно- распределительная
- Накопительная
- Смешанная модель
- Условно- накопительная схема
- Взносами
- §3. Классификация, общая характеристика источников права пенсионного страхования
- §4. Международные акты в области социальной защиты населения и национальная пенсионная система России
- §5. Регулирование отношений по обязательному пенсионному страхованию федеральными законами
- Глава 2 «Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений» (статьи 6-7);
- §6. Регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования подзаконными нормативными правовыми актами
- §7. Действие современного пенсионного законодательства рф: некоторые проблемы
- Глава 3. Негосударственные пенсионные фонды как основа функционирования негосударственной системы пенсионного обеспечения.
- §1. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности нпф
- Основные показатели нпф в 2005 году по добровольному пенсионному обеспечению
- Основной рост обеспечивают крупнейшие фонды (Газфонд, Благосостояние, Ханты-Мансийский нпф, Лукойл-Гарант)
- §2. Механизм инвестиционной деятельности нпф
- Финансовые рынки
- Глава 4. Медицинское страхование
- §1. Конституционные и гражданско-правовые основы медицинского страхования в Российской Федерации. Система организации медицинской помощи.
- §2. Закон рф «о медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
- § 3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
- §4. Субъекты системы обязательного медицинского страхования.
- §5. Правовое обеспечение финансирования обязательного медицинского страхования.
- §6. Правовое регулирование отношений по организации медицинской помощи и обеспечению качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
- Федеральный бюджет
- Фонд оплаты труда работодателей
- § 7. Законодательная база и правила добровольного медицинского страхования
- § 8. Договорное регулирование добровольного медицинского страхования
- Литература Нормативные правовые акты и документы:
- Научная, учебная литература, периодика:
- Приложение
- Требования к оформлению документов
- Сведения о составе акционеров (участников) соискателя лицензии
- Ермаков Дмитрий Николаевич
- Основы страхования Учебное пособие
- 105005, Г. Москва, ул. Радио, 10а, офис 98.