logo
Деньги, креди, банки(исправленно 25

Среднемесячные темпы прироста денежного предложения

и потребительских цен, в %*

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Агрегат М2

18,5

14,6

9,5

7,0

2,3

1,7

2,5

1,65

4,7

5,2

3,3

2,7

Инфляция

31,2

20,5

10,0

7,2

1,8

0,7

8,0

3,0

1,5

1,4

0,92

0,8

* Источники: [6], с. 480; [10], с. 554, 616.

Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 г. взамен ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции, при которой среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2 %. Многофакторный характер инфляции способствовал развитию двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек.

Главными неденежными факторами инфляции в условиях перехода к рынку следует считать:

1) кризис планового хозяйства, проявляющийся в спаде производст­ва, несбалансированности и диспропорции экономики;

2) неэкономичность производства - затратный характер, низкий уровень производительности труда и качества продукции.

К основным денежным факторам следует относить:

1) либерализацию цен в условиях отсутствия рынка и конкуренции, что дало возможность монополистическим структурам овладеть реализа­цией товарной массы и диктовать цены;

2) долларизацию денежного обращения. Приток иностранной валю­ты увеличивал цены на товары и услуги;

3) распад «рублевой зоны»;

4) введение приватизационных чеков, сыгравших роль денежного суррогата, и пр.