logo
Деньги, креди, банки(исправленно 25

2.4. Особенности проявления роли денег в разных моделях экономики

Особенности проявления роли денег в рыночной и плановой моделях экономики наблюдаются во всех аспектах применения денег. В целом они заключаются:

1) в воздействии на улучшение хозяйственной деятельности;

2) в усилении заинтересованности различных звеньев хозяйства в раз­витии производства;

3) в создании режима зависимости денежных расходов от поступлений денег, что повышает заинтересованность трудящихся предприятий в уве­личении денежных поступлений в результате роста производства и эконо­мии ресурсов;

4) в осуществлении в процессе денежного оборота контроля цен, объема и качества поставляемой продукции для более полного удовле­творения потребности.

В условиях плановой экономики объем и ассор­тимент продукции устанавливается вышестоящими органами для каждого предприятия в виде планов в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели имеют подчиненное значение, применяются ста­бильные цены, устанавливаемые центральными органами. В этих условиях деньги и денежные расчеты не имели перво­степенное значение, а их роль сводилась к использованию в качестве вспо­могательного инструмента контроля. Цены на продукцию оставались не­изменными и при различных соотношениях спроса и предложения, они продолжали применяться как при недостатке товаров, в условиях их нор­мированного распределения, так и при перепроизводстве.

Такие условия приводили к возникновению «подавленной» инфля­ции, сопровождающейся снижением роли денег, так как для приобретения товаров более важное значение имела возможность получения товаров по установленным нормам, чем наличие денег у покупателя. Большое различие имели действующие государственные цены и ры­ночные, превышающие их в 2-3 раза по ряду товаров повышенного спроса, т. е. наблюдалась нелегальная спекуляция. Здесь деньги уже имели ре­шающее значение.

В рыночной экономике товаропроизводители действуют на основе различных форм собственности, приобретают самостоятельность в уста­новлении объема, ассортимента производимой продукции, которую реали­зуют по ценам рынка.