24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
Бюджетные отношения в Древней Руси до XIII в. развивались схожим с западноевропейскими странами образом. Бюджет русского князя формировался из трех основных источников:
- военной добычи (она зачастую давала холопов для работы в княжеской вотчине и продажи в заморское рабство);
- княжеской вотчины - наследственного владения князя;
- подачей с «черной» земли (т.е. обложенной налогами - податями, в отличие от земли «белой», принадлежавшей церкви и служивой знати), причем первоначально в рамках податей выделялись платежи с населения и дань с покоренных народов и племен. Архив Великого княжества Литовского, т.н. Литовская Метрика, фиксирует разделение всех земель на княжеские и частновладельческие. Налоги и прочие доходы от последних поступали в руки панов и шляхты, обязанных за это службой великому князю литовскому. Военная служба в конном ополчении - «посполитом рушении», освобождала шляхту от уплаты налогов. В соответствии с размерами земельных владений феодалы обязаны были служить в армии и выставлять военные отряды - «хоругви». Об этом свидетельствуют «Пописы войска Великого княжества Литовского» 1528, 1565 и 1567 г. Например, Радивиллы в 1528 г. со всех своих владений выставляли 607 всадников. Королевский медик и друг Станислав Довойна - 60 гусар. Мелкие землевладельцы - «бояре», выезжали на войну лично или с несколькими помощниками - «похолками». Как отметил княжеский писарь в реестре 1528 г.: «Кожны боярин менован есць на кольку конех маець служыци». Поэтому фраза «Миколай Олехнович с 2 коньми» означает фактически. трех военнообязанных с владений мелкого шляхтича Лидского повета Николая Олехновича.
К сожалению, мы ничего не знаем о городских бюджетах. Хотя относительно городских республик Новгорода Великого, Пскова и, отчасти, Полоцка, можно предположить их существование как самостоятельных фондов, не связанных с княжеской казной. Для Беларуси формирование городских бюджетов было затруднено административно-правовой дифференциацией городского населения. Даже в крупных городах, обладавших Магдебургским правом, еврейское население и жители «юридик» жили по собственным законам. «Юридиками» назывались городские кварталы, находившиеся в собственности магнатов, которым и поступали все налоги и сборы.
В целом принципы формирования бюджета были унаследованы Великим княжеством Литовским от Древней Руси. Известно, что в начале XV в. в результате успешных военных столкновений с Новгородом Великим и Псковом князь Витовт не только пополнил литовский бюджет контрибуцией, но также переселил в Гродно жителей захваченного псковского посада - Каложи. В 1426 г. великий князь литовский Витовт ходил «воевати» Псков. Псковичи откупились за 1450 руб. Князь запрашивал больше- 3000 руб., но благодаря отчаянному сопротивлению псковичам удалось снизить «выкуп». В 1428 г. Витовт пошел на Новгород. Мир с литовским князем стоил купеческой республике 5000 руб. + 5000 руб. с «порубежного града» Порхова, осажденного князем после взятия Се-бежа. Еще 1000 руб. Витовт взял за выкуп полона. В результате деньги собирали «со всех волостей» из расчета 1 руб. с 10 человек.
Подобная практика пополнения бюджета за счет военных контрибуций была широко распространенной среди восточных славян. В 1425 г. по итогам военного конфликта между Великим Новгородом и Великим Устюгом за Заволочскую землю новгородцы взяли с устюжан «откуп» 50 000 белки и 6 сороков соболей. В 1441 г. великий князь московский Василий по итогам конфликта с Новгородом взял с купеческой республики откуп в 8 000 руб.
Бюджет долгое время рассматривался и «реализовывался» как казна. После смерти Казимира IV Ягеллончика (1440- 1492), по словам летописи, в особом тайном хранилище короля и великого князя было 300 тыс. «червонных золотых». По-видимому, государство стремилось накопить как можно больше золота. Это приводило к его изыманию из оборота. Отсюда и очень редкие находки золотых монет, несмотря на их частое упоминание в источниках. Упомянутые 300 тыс. золотых, согласно завещанию короля, были распределены следующим образом: 200 тыс. сыновьям, 50 тыс. в «коронный скарб». 10 тыс. матери, 30 тыс. - жене, 10 тыс. на храмы и больницы. Сыновья покойного - польский король Ян Ольбрахт и великий князь литовский Александр в 1500 г. потратили 30 тыс. золотых на подкуп «крымского царя» Шахмата, который обещал военную помощь против захватившей «северские земли» Великого княжества Литовского Москвы
В 1486 - 1490 г. Казимир IV Ягеллончик активно практиковал продажу должностей и откуп налоговых и таможенных сборов. В 1482 г. могилевское наместничество было куплено неким Миткой Стародубцем за 60 «золотых вгорских». Откуп минской таможни мещанином Мартином Янгелевичем в 1504 г. обошелся ему в 100 «золотых черленых вгорских». При этом откупы устанавливались в пражских грошах (серебре), а возвращение в казну назначалось от 1/8 до 1/3 получаемой суммы в венгерских золотых. По сведениям Т.В.Сорокиной, в 1486 г. король за 140 золотых «продал» на два года торговые пошлины «мостовое городенское» и «померное мерсцкое» гродненским мещанам.
С течением времени бюджетные отношения в «Великом княжестве Литовском, Русском и Жамойцком» трансформировались под влиянием польского опыта. Этот процесс особенно усилился после Люблинской унии 1569 г., когда Польша и Литва создали федеративное государство Речь Посполитую. Шляхта стала единственным правящим сословием во всем государстве -«политическим народом». Она получила право избирать короля и отстаивать свои интересы на сеймах. Королевские и княжеские владения пе-решли в руки магнатов, которые возглавили шляхетские группировки. Польские короли лишились реальной возможности определять бюджетную политику государства и ради пополнения своего бюджета отдавали на откуп магнатам все новые и новые налоги или домены. С середины XVII в. говорить о бюджете Речи Посполитой можно лишь номинально. Хотя налоговая система продолжала действовать, но извлекаемые посредством ее налоги так и не попадали в государственный бюджет. Последних, впрочем, было два - польский и литовский бюджет. Причем в середине XVII в., по воспоминаниям Я.X.Пасека, в польском бюджете денег уже не было, а в литовском еще были. Поэтому король Ян Казимир отправлял наиболее отличившихся в войнах с казаками, московитами и шведами шляхтичей за жалованием в Вильно. Реально финансовые средства аккумулировались в бюджетах магнатов: Радивиллов, Сапег, Огинских, Вишневецких, Пацов и других. Годовой доход князя Кароля Радивилла, известного среди шляхты как «Пане Коханку», достигал в середине XVIII в. 20 млн. злотых.
По иному сложились бюджетные отношения в Северо-Восточной Руси. Здесь на формирование бюджетных отношений огромное влияние оказали монголо-татарские завоеватели. В 1257 г. с помощью китайских специалистов они провели первую всеобщую перепись населения Руси, сделав основной податной единицей двор (как в Китае). Помимо этого взимался налог на все товары при их продаже («тамга») и проводился набор рекрутов (преимущественно детей). Естественно, что содержание ханских сборщиков налогов -баскаков также ложилось на покоренное население. В результате упорядочение бюджетных отношений началось в «Московской Руси» значительно раньше, чем в «Литовской Руси». Применительно к Великому княжеству Московскому можно говорить о более раннем формировании т.н. налогового государства. Московский бюджет был жестко централизован, не существовал) разницы между княжеским и государственным бюджетом. В то время как Великое княжество Литовское еще долго формировало свой бюджет на основе классического «вотчинного порядка».
В этом случае государство рассматривалось как личная собственность правителя, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению. В 1268 г. литовский князь Войшелк ушел в монастырь, а «княжеский престол» передал своему зятю Шварну - князю галицкому. В 1340 г. князь Гедемин разделил Великое княлество Литовское между сыновьями: Монтвиду - Керново и Слоним, Нариманту - Туров и Пинск, Ольгерду - Крезо и Витебск, Кейстуту - Троки, Любарту - Владимир Волынский и Луцк. Кориату -Новогрудок, младшему Евнутию - Вильно. Отметим, что воля Гедемина была быстро нарушена его сыновьями Кейстутом и Ольгердом, которые, отстранив или подчинив своих братьев, стали править государством. На рубеже XIV - XV в. «вотчинный порядок» привел к войнам между внуками Гедемина: Ягайло, Скиргайло, Свидригайло и Вятовтом
Что такое вотчинный порядок в Великом княжестве Московском, хорошо показывают данные российского историка А.А.Зимина. В 1425 г. московский великий князь Василий Васильевич (сын Василия Дмитриевича) владел Москвой, Коломной, Муромом, Нерехтой, Ржевом как своим «уделом». Причем Москва находилась в совместном управлении всех князей «гнезда Калиты». Владимир, Кострома, Переславль, Юрьев считались владением великого князя независимо от его династической принадлежности (московской, тверской или рязанской). Волоколамск, Вологда, Торжок и Пермь находились в совместном владении Великого Новгорода и московских князей Юрий Дмитриевич, второй по старшинству сын Дмитрия Донского, владел Звенигородом, Рузой, Галичем и Вяткой (Хлы-новым). Петр Дмитриевич хдержал» Дмитров и Углич. Андрей Дмитриевич владел Можайском, Калугой, Вереей и Белоозером. При этом здесь не упомянуты мелкие князья - серпуховские, ростовские и городская республика Великий Устюг. Свои династии имели Нижний Новгород,Рязань и, конечно же, Тверь, которая, по словам польского хрониста начала XVI в. Матвея Меховского, могла выставить 40-тысячную рать
В 1462 г. после смерти Василия Темного ситуация повторилась. Старший сын Иван Васильевич получал 16 городов, все остальные члены рода и вдовствующая княгиня - 12 городов Великого княжества Московского. Таким образом, московский вотчинный порядок предполагал сохранение за великим князем большей части владений, что делало бесперспективным сепаратизм родственников.
В Великом княжестве Литовском органы сословного представительства шляхты ухе на рубеже XV - XVI в. разграничили княжеский и государственный бюджет. Подскарбий земский ведал доходами княжества, а подскарбий надворный -доходами государства. Эти должности приносили немалый доход. Завещание земского подскарбия Авраама Юзефовича от 28 сентября 1519г. упоминает «десять тысяч золотых врогских доброе ваги». В своей налоговой политике и расходах литовский князь был ограничен панамирадой - советом крупнейших феодалов государства. Как минимум с начала XVI в. установление и сбор налогов в Великом княжестве Литовском происходил с «дозволения господаря и панов-рады». Со временем для этого еще требовалось решение «вального сойма» - съезда панов-рады и шляхетских послов от каждого повета, зафиксированное в сеймовой конституции.
Подобная практика отвечала общеевропейским тенденциям. В основе вотчинного бюджетного порядка лежала мысль, что между собственностью правителя и собственностью государства нет различия. Начиная с 1290 г. обычай требовал, чтобы во Франции король относился к имуществу короны, как к неприкосновенному фонду. После 1364 г. от французских королей требовалась клятва, что они не отторгнут ни малейшей части доставшегося им при вступлении на престол королевского поместья, В XVI в. постановили, что завоеванные королем территории находятся в его распоряжении лишь 10 лет, а потом включаются в поместья короны. По мнению испанского правоведа XV в.: «Королю вверено лишь управление делами королевства, а не господство над вещами, ибо имущество и права Государства имеют публичный характер и не могут являться ничьей вотчиной».
В России, по мнению Ричарда Пайпса, лишь при Павле I (1796 - 1801) был проведен раздел династической и государственной собственности - создан Департамент Уделов для управления собственностью династии Романовых.
При Николае I это учреждение было реформировано в Министерство Императорского Двора и Уделов (1826 г.), которое не контролировалось Сенатом и другими министерствами и отчитывалось лично перед императором. Лишь в 1837 г. появилось Министерство Государственных Имуществ, ведавшее государственной собственностью. Возвращаясь к бюджетной системе Речи Посполитой, следует отметить, что теоретически основным источником пополнения бюджета были налоги с податного населения: крестьян, мещан и купцов (подробно см. тему 4). Но благодаря «шляхетской демократии» они попадали в руки всесильных землевладельцев. Княжеские и королевские владения со временем также перешли в руки магнатов. Шляхта, составлявшая до 10 % населения, обладала налоговым иммунитетом. Стремясь быстро и с минимальными затратами получить необходимые финансовые средства королевская власть Речи Посполитой стала практиковать аренду и откупа регалий и таможенных сборов. Но это ненадолго продлило агонию государственного бюджета.
В условиях XVIII в. отсутствие бюджета означало отсутствие постоянной армии. Когда в конце XVII в. во французской армии вместо тяжелых мушкетов появились ружья со штыками, конное шляхетское ополчение сразу безнадежно устарело. Его «лебединой песнеи» стала победа короля Яна Собеского над турками под Веной в 1683 г. Не имея денег на профессиональную армию. Речь Посполитая стала жертвой агрессивных соседей. В 1792 г. армия Речи Посполитой насчитывала около 35 тыс. человек. В том числе 14,5 тыс. человек без единого орудия — армия Великого княжества Литовского.
Пример Речи Посполитой убедительно свидетельствует, что общественный контроль за выполнением бюджета не может ограничиваться одним сословием или частью населения. В противном случае привилегированная социальная группа неизбежно стремится сперва освободить себя от налоговых тягот, а затем присвоить себе источники бюджетных доходов или сами доходы.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.