35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
Начиная с Петра I, содержание большой профессиональной армии становится главной задачей бюджета России. В 1725 г. страна располагала армией в 210 тыс. регулярных, 110 тыс. нерегулярных войск и 24 тыс. моряков. При населении в 12 - 13 млн. человек это почти втрое превышало пропорции, которые в Европе XVII в. считались приемлемыми - 1 солдат на 100 жителей. Военные расходы поглощали 80 - 85 % доходов, а в 1705 г. достигли рекордной суммы в 96 % от всех расходов. Известна фраза Петра I: «Деньги суть артерия войны». Двести лет спустя, российский министр финансов С.Ю. Витте определил суть реформ Петра Великого другими словами: «Российская империя в сущности была военная империя; ничем иным она особенно не выдавалась в глазах иностранцев. Ей отвели большое место и почет не за что иное, как за силу». Но эта военная сила нуждалась в постоянных финансовых вливаниях, хотя рекрутская система и позволяла обойтись без дорогостоящей вербовки наемников - «визитной карточки» регулярных западноевропейских армий XVIII в.
В поисках источников пополнения перманентно военного бюджета правительство Петра I почти 20 лет бессистемно вводило все новые налоги. Российские дореволюционные историки, пытаясь отыскать систему в петровской фискальной политике, выделили несколько ее этапов.
1689- 1700 г. - введение новых налогов: драгунского сбора, гербового сбора, сбора на постройку судов, а также введение табачного откупа (еще мало распространенного ввиду отрицательного отношения церкви к табаку);
1701 - 1704 г. - усиленная эксплуатация регальных прав, особенно монетной регалии -перечеканки старой русской монеты, что дало свыше 3 млн. рублей;
1705 - 1711 г. - эксплуатация оброчных статей казенная монополизация торговли. Оброчными статьями становятся домашние бани, постоялые дворы, мельницы и рыбные ловли. Казенными товарами становятся соль (при этом цена на нее возросла вдвое), пенька, поташ, воск, сало, деготь, икра, смола, селитра.
Но к 1715 г. старые методы налогообложения себя исчерпали. В 1717г. Петр I решил заменить все постоянные и временные налоги одной прямой податью, введя новую фискальную единицу -«ревизскую душу». В 1718 г. была проведена первая поголовная перепись населения. В 1722 г. произведена «раскладка тягла» на души мужского пола «по 8 гривен с персоны». Сбор подушной подати начался с 1724 г.
Старые методы взимания налогов со двора и пашни приводили к тому, что крестьянин занижал земельные площади и набивал свой дом родственниками до отказа. Теперь чем больше распашешь — тем лучше. Были расширены категории плательщиков за счет того, что всякие промежуточные сословия - холопы, живущие крестьянским трудом, обедневшие дворяне, священники без прихода - все стали фактически крепостными.
Подушный налог определялся не тем, сколько население может заплатить, а сколько государству надо. Правительство исчисляло свои военные расходы в 4 млн. руб. Эту сумму и разложили между различными категориями налогоплательщиков: 74 коп. в год с помещичьих крепостных, 1 руб. 14 коп. с государевых крепостных (ибо они ничего не платили помещикам) и 1 руб. 20 коп. с посадских. Деньги полагалось выплачивать частями 3 раза в год. Если старые прямые налоги давали в российский бюджет 1,8 млн. руб., то новая подушная подать принесла 4,6 млн. Благодаря чему государственные доходы выросли с 6 млн. до 8,5 млн. руб.
Эта система до 1887 г. была главным инструментом пополнения бюджета Российской империи. Считается, что введение подушного налога втрое увеличило налоговое бремя податного населения. Со временем по подушной подати накапливались недоимки. Налог постепенно отменили на основании царского указа 14 мая 1883 г. компенсировав это повышением косвенных налогов и увеличением обложения государственных крестьян, которых с традиционного оброка перевели на выкупные платежи, подобно бывшим помещичьим крестьянам.
За время своего существования подушная подать претерпела изменения. В 1783 г. Екатерина II постановила, что «подати с крестьян и мещан по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете». Отныне крестьянская община могла «разверстать» положенную ей по количеству душ подать между общинниками, так как считала необходимой - «но справедливости». Павел I в 1797 г. разделил все российские губернии в зависимости от плодородия почв на четыре класса. Для каждого из них были определены свои размеры подушной подати.
К петровским налогам следует добавить рекрутскую повинность, введенную в 1705 г. - 1 рекрут с каждых 20 сельских или городских дворов или 3 рекрута с 1 000 жителей. Купцы освобождались от рекрутчины за 100 руб. с человека. С 1775 г. купечество избавлялось от подушной подати, вместо которой платили ежегодный налог в размере 1 % с «объявленного по совести» капитала. Запись в гильдейское купечество начиналось с 500 руб. С 1785 г. | сумма возросла до 1 тыс. рублей. В первой гильдии размер капитала исчислялся от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, во второй - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Чрезвычайные методы активно применялись петровской администрацией вместо финансовых механизмов (субсидий, льгот). Когда в 1702 г. был заложен Санкт-Петербург, встал вопрос о его населении. В 1712 г. царь повелел, чтобы в город переселили 1 000 дворян и такое же число купцов и ремесленников.
Таким образом, в Российской империи основными налогами были подушная подать и рекрутская повинность, общественные сборы и общественные повинности на местные нужды. С течением времени уменьшались бюджетные доходы от прямых налогов и росли доходы от косвенного налогообложения. Подушная подать во второй половине XVIII в. давала от 34 % до 36 % поступлений в бюджет, а косвенные налоги - до 43 %. Причем половину этой суммы составляли «питейные» налоги. В 1823 г. прямые налоги - «подушные сборы», давали лишь 28,3 % бюджетных доходов. К началу XX в. косвенные налоги окончательно возобладали. Они давали свыше 60 % всех поступлений в российский бюджет. Прямые налоги - поземельный, промышленный, имущественный не превышали 9 %.
Реформирование налоговой системы Российской империи совпало со временем либеральных реформ императора Александра II (1855— 1881). Отмена крепостного права, всеобщая воинская повинность и появление земств - органов местного самоуправления, стали наиболее значительными из проведенных реформ. Правительство в налоговой сфере постепенно переходило от обложения «персоны» — личности в соответствие с ее сословным статусом, к обложению имущества. Вместе с тем эта цель осуществлялась постепенно и половинчато. Отменив в 1883 г. подушную подать, правительство, тем не менее, сохранило выкупные платежи, которые крестьяне были обязаны выплачивать за свое освобождение от крепостного права в 1861 г. Правда, сумма выкупных платежей была с 1882 г. уменьшена на 12 млн. руб.
Для реформирования и повышения эффективности налоговой системы в 1859- 1879 г. в Российской империи действовала комиссия по пересмотру податей и сборов. Стратегическая цель комиссии состояла в «смягчении податной тяжести для низших, беднейших классов населения» и привлечении к налогообложению высших, неподатных классов. Наибольшим достижением комиссии стала замена в 1863 г. питейных откупов питейным акцизом, что не только положительно сказалось на пополнении бюджета, но позволило прекратить многочисленные административные нарушения на местах.
С 1882 г. стали все более увеличиваться налоги с имущества. Был установлен налог с имущества «переходящего безвозмездным способом (наследование и дарение). С 1885 г. появились дополнительные сборы, 3 %-ый и раскладочный налог с торговых и промышленных предприятий, 5 %-ый налог на денежные капиталы, повышен поземельный налог и налог на недвижимое имущество в городах.
Общественные повинности - «мирские расходы крестьян, мирские сборы» - выполнялись крестьянами на нужды волостных управ с сельской волости. Они включали в себя расходы на содержание волостного правления, суда, создание и ремонт хлебных магазинов, полевых дорог, мостов, содержание церквей и школ. Собирались налоги в натуральной и денежной форме. С 1880 по 1905 п общественные повинности увеличились в 2,2 раза и составили около 20 % всех прямых крестьянских налогов. После выкупных платежей общественные повинности воспринимались как наиболее тяжкое налоговое бремя. В белорусских губерниях Российской империи они доходили до 25 % всех крестьянских налогов. Структура общинных повинностей была следующая: 30 - 45 % шло на содержание волостных правлений, 10 - 13 % на образование и 5 - 8 % на здравоохранение.
Налог на промышленность и торговлю, ежегодная уплата которого обеспечивала сословные купеческие права, заменил собой гильдейский сбор. В 1824 г. была введена патентная система обложения, которая с некоторыми изменениями просуществовала до начала XX в. В 1885 г. в дополнение к патентному сбору были объявлены раскладочный и процентный сборы, построенные на учете доходности предприятия. В 1898 г. установили промысловое налогообложение, включавшее основной (патентный) и дополнительный налоги. Кроме того, вводился обязательный гильдейский сбор, неуплата которого вела к потере сословных купеческих прав. Правительство готовило замену этой архаической системы налогообложения (промыслового налога) на подоходный в 1916г.
Прямые налоги в Российской империи в 1832 - 1897 г. в абсолютных показателях возросли почти в 2,5 раза - с 43 млн. до 101,4 млн. руб., но в процентом отношении уменьшились более чем в двое - с 36,6 % в 1832 г. до 14,5 % в 1897 г. Косвенные налоги за этот же период в абсолютных показателях выросли почти в 8 раз, а их доля в налоговых поступлениях выросла с 63,4 % до 85,5 %.
Основными прямыми налогами в дореволюционной России являлись следующие:
подушная подать (в 1897 г. - 1,3 млн. руб.);
оброчная подать (в 1897 г. - 2,4 млн. руб.);
налоги местные с земель и других недвижимых имуществ и личные (в 1897 г. - 16,5 млн. руб.);
налог на недвижимость в городах (в 1897 г. - 7,8 млн. руб.);
государственный поземельный налог (в 1897 г. - 8,0 млн. руб.);
промысловый налог (в 1897 г. - 46,6 млн. руб.);
налог с денежных капиталов (в 1897 г. - 15,6 млн. руб.);
квартирный налог (в 1897 г. - 3,2 млн. руб.). Косвенные налоги Российской империи включали в себя две основные группы налогов:
таможенные пошлины;
акцизы.
Таможенные пошлины являлись второй по значению доходной статьей среди косвенных налогов. В 1897 г. они включали в себя (по бюджетным доходам) следующие сборы:
металлы - 77,3 млн. руб.;
чай - 28,1 млн. руб.;
- хлопок и «другие волокнистые материалы» - 24,1 млн. руб.;
машины и аппараты -9,1 млн. руб.;
вина и другие напитки - 4,0 млн. руб.;
шерсть - 3,2 млн. руб.;
овощи, фрукты, орехи - 3,1 млн. руб.;
рыба - 2,0 млн. руб.;
кофе - 0,8 млн. руб.
По подсчетам дореволюционного русского экономиста Кашкарова, в среднем увеличение таможенных пошлин на ввозимые товары составило от 10,75 коп. на 1 руб. в 1875 г. до 27 коп. на 1 руб. в 1897 г.
Акцизы в Российской империи состояли из следующих видов косвенного налогообложения процесса потребления:
питейный акциз - самый доходный косвенный налог, превышавший в 2,5 раза все прямые налоги и дававший в 1897 г. свыше 280 млн. руб. (был существенно повышен с 5 коп. за градус спирта в 1867 г. до 10 коп. в 1897 г.);
сахарный акциз (в 1897 г. - 35,3 млн. руб.);
- табачный акциз (в 1897 г. - 3,2 млн. руб.);
- нефтяной акциз (в 1897 г. - 22,8 млн. руб.), который был еще неизвестен в 1887 г.;
спичечный акциз (в 1897 г. - 7,1 млн. руб.);
соляной акциз (в 1877 г. - 9,1 млн. руб.), отменен в начале 1880-х годов.
Любопытно сравнить значение питейного акциза среди всех косвенных налогов и относительно всех бюджетных доходов в 1897 г. (см. таблицу 18).
Питейные откупы существовали в Российской империи до середины XIX в. В Беларуси в XIX в.питейные откупы брали купцы. Минский купец Й.Марголин и новогрудский купец Л.Черный в Минске с 1843 по 1848 г., Слуцкий купец Енкель с 1835 по 1839 г. в Слуцке, гродненские купцы Коуфман и Кустов с 1843 по 1847 г. в Белостоке, брестский купец С.Коренблюм с 1826 по 1833 г. в Бресте. Питейные откупы были настолько выгодны, что заполучившие их купцы, чтобы оставить откупы за собой, прибавляли властям сверх месячного взноса дополнительные суммы. Так, гродненский купец Ш.Ящунский в 1828 г. к месячному взносу в 104 руб. добавил своих 29 руб. 50 коп. Лишь в 1830 г. его конкурент З.Зоненберг смог опять заполучить питейные откупы в Гродно. Чтобы получить сверхдоходы, откупщики разбавляли вина и добавляли туда красящие природные вещества: сурик, сандаль, куркума. Это было выявлено в 1851 - 1855 г. в Виленской, Гродненской и Минской губерниях.
Меньшую прибыль приносила аренда почты. Купцы Аренштейн и Плисетский в 30 - 50-х годах XIX в. арендовали почты в Витебской губернии. В 1840 - 1841 г. это же попытались сделать и пружанские купцы в Гродненской губернии.
Проблема справедливости косвенных налогов очень редко попадала в поле зрения финансовых органов. Любопытное исключение - проект министра финансов Царства Польского Франтишка Ксаверия Друцкого-Любецкога. В декабре 1822 г. он предлагал вести косвенные налоги на «колониальные товары»: «Казна имеет монополию на соль, и доходы oт этой монополии складываются из крестьянских закупок. Доход от продажи табака формирует средний класс. Не вижу причины, почему казна не может ввести монополию на сахар, кофе и другие колониальные товары. [...] Правда в том, что монополии на соль и табак не столь справедливы, как [монополии на] колониальные товары, потребление которых приходится в большинстве своем на богатые классы...»
Таким образом, Российская империя не смогла организовать эффективную налоговую систему, о чем свидетельствует колоссальное превышение косвенных налогов над прямыми и до неприличия большое значение питейных акцизов в структуре бюджетных доходов. Российская налоговая система, несмотря на свою относительную «легкость» на душу населения, не стимулировала хозяйственную активность и сохраняла ряд сословных привилегии, уже давно отмененных в европейских странах.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.