34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
Следующий шаг в формировании русской налоговой системы был сделан монголо-татарскими завоевателями. Татарскую дань — «выход» — должны были платить все, за исключением православных монастырей и епископских подворий, которым золотоордынские ханы предоставляли налоговые иммунитеты - «тарханы». В 1245, 1257 и 1273 г. с помощью китайских специалистов татары провели первые всеобщие переписи населения Руси. В научной литературе утверждается, что татары сделали основной податной единицей двор (как в Китае), но сохранившиеся исторические источники это не подтверждают. Дань собиралась по устоявшейся традиции «с сохи» - с совокупности хозяйств определенной работоспособности и доходности. Помимо этого взимался налог на все товары при их продаже («тамга») и проводился набор рекрутов (преимущественно детей) для элитных монгольских частей в Китае. Естественно, что содержание ханских сборщиков налогов -баскаков также ложилось на население. Практиковались и налоговые откупы В роли откупщиков выступали хивинские и хорезмские купцы, которые сразу вносили хану сумму «выхода», а затем с многочисленными злоупотреблениями собирали налоги. В конце XIII в. сумма «ордынского выхода» составляла по полугривне с сохи, «а в сохе числиша два мужи работники». Если приравнивать указанную счетно-денежную единицу к киевской гривне, то «ордынский выход» равнялся около 40 г серебра с мужчины-работника.
По существу, после установления «монголо-татарского ига» подчинения русских княжеств верховной власти ханов Золотой Орды, сложилась двойная система налогообложения. Часть налогов собиралась в пользу князя - московского, нижегородского, тверского или рязанского, а вторая часть предназначалась для «выхода» или «ордынской тягости» - денежных выплат в пользу Золотой Орды. Первоначально эти выплаты производились каждым княжеством или землей отдельно. Например, в 1327 г. новгородцы
выплатили татарам «2 000 серебра». Со времен Ивана Калиты cбop «выхода» и его передача татарским ханам осуществлялась московскими великими князьями. Эта «монополия на финансовые рычаги» была первым фактором, способствовавшим возвышению Москвы па фоне других княжеств.
Сумма ордынского «выхода» с Руси составляла в 1389 - 1390 г. (после Куликовской битвы 1380 г.)- 5 000 руб., а в 1401 - 1433 г.-7 000 руб. Она формировалась за счет распределения частей этой суммы между княжествами, что закреплялось т.н. «докончаниями» между князьями. Самое старое из сохранившихся «докончаний» -московско-тверское - датируется 1375 г. Взнос собственно Московского княжества в конце XIV в. в общую сумму «выхода» составлял пятую часть - 1 000 руб. Такую же сумму вносил и Великий Новгород. Для этого в купеческой республике был введен специальный налог - «черный бор». Повышение суммы до 7 000 руб. связано с получением московским князем Василием Дмитриевичем ханского ярлыка на Нижегородское княжество в 1392 г. В 1481 г. размер «выхода в Орды» составлял всего 1 000 руб., причем это была не столько стабильная дань, сколько откупные от набегов неспокойных соседей: Большой Орды, Казанского ханства, Городокского царевича. Выплачивалась эта дань, судя по всему, от случая к случаю. Хан Большой Орды Ахмат требовал от русских в 1480 г. дань в размере 4 800 руб., но успешное «стояние на Угре» позволило снизить ее до 1 000 руб., а вскоре и вовсе прекратить регулярные выплаты.
Сбор татарского «выхода» осуществляли княжеские данщики. Выплату дани производил великий князь, а частные лица и удельные князья со второй половины XIV в. были лишены этого права. Поэтому князья смотрели на золотоордынский «выход», хотя бы в перспективе, как на средство умножения своего благосостояния. Во второй духовной (завещании) Дмитрия Донского было отмечено: «А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду, и который сын мои возмет дань на своем уделе, то тому и есть». После военного успеха на реке Угре в 1480 г. и распада Золотой Орды в 1502 г. русская налоговая и финансовая система обретают самостоятельность, хотя татарское влияние будет ощущаться до конца XVI в.
Формирование централизованного государства- Московского царства требовало значительных финансовых расходов и вело к росту налогов. С конца XV - начала XVI в. происходит централизация «тягла» - налогов, повинностей и пошлин в Московском государстве. Этому препятствовали различия в местных, удельных традициях налогообложения - различия «старины», а также фискальный иммунитет и льготы Церкви, особенно крупных монастырей, сохранявших еще ханские тарханы. При этом государство стремилось увеличить взимание налогов в звонкой монете и уменьшить число повинностей, которые для одних налогоплательщиков могли быть в тягость, а другие фактически их никогда не выполняли. Например, в 1500 - 1514 г. термин «ям» в княжеских грамотах заменяется на «ямские деньги». Иногда решения были еще радикальней. Так, селам Симонова монастыря в 1502 г. предписывалось давать «за дань и за все пошлины оброком... по осми рублев».
Прямые налоги взимались с основной податной единицы -сохи, которая отражала размер пашни. Соха делилась на 32 выти - более мелкие единицы пахотной земли. Наиболее ранние упоминания фиксируют этот налог как «оброк с сохи по рублю». Постепенно государство увеличивало «оброк с сохи» за счет его перерасчета в более мелкую и реальную денежную единицу - денгу. В этом случае, при соотношении 1 руб. = 200 денег реально сумма налога превышала это соотношение. Этот «посошный оклад» не был стабильным и колебался от 1 руб. до 3 руб. 29 денег. По видимому, он учитывал качество земли, а также другие налоги, которыми облагались те или иные категории «тяглых». Как правило, сбор прямых налогов проводился на Рождество. При чрезвычайных обстоятельствах размер «посошного оброка» мог возрастать до 12 руб. с сохи, как это произошло в 1547 г. в связи с Казанским походом Ивана Грозного К концу XVI в. размер «посошного» увеличился до 2 руб. с сохи Употреблялся также термин «обежная дань» - комплекс прямых налогов, которые взимались с обжи - надела пахотной земли, с которой собирали, «жали» урожай. Размер налогообложения фиксировался в писцовых книгах, где содержалось описание податных единиц, самой мелкой из которых была «сотница». Отмена тарханов осуществлялась согласно статье 43 Судебника 1550 г., на основании которого в мае 1551 г. начался пересмотр всех жалованных грамот. По данным Каштанова, были подтверждены 236 налоговых иммунных грамот, что составляло примерно шестую часть всех тарханов. Отмена коснулась в основном светских землевладельцев, но 78 церковных учреждений сохранили свои налоговые льготы: митрополичий дом. коломенская и рязанская епископские кафедры, 68 монастырей и 7 соборов. Лишь в 1584 г. московскому правительству удалось добиться от церковного собора согласия на отмену податных привилегий монастырей (тарханов). С этого же времени вводится «госпошлина» на регистрацию кабальных сделок - «алтын с рубля» (этим занимались в Москве Холопий суд, а в городах приказные люди).
Среди косвенных налогов Московской Руси выделялись таможенные и кабацкие сборы. Система внутренних таможенных пошлин была крайне запутанной. Она включала в себя пошлины, известные со времен Древней Руси, татарские пошлины времен Золотой Орды и целый рял нововведений. Среди таможенных пошлин Московской Руси известны следующие: тамга, мыто, восмичее, пудовщина, померное, пятно, побережное, ззорное, гостиное, яв-леное, мостовое, весчее, деларное, контарное, детиное. Большинство этих косвенных налогов были необременительными, но они «брали свое» количеством и частотой сборов. «Мыто» взималось в размере денга с 1 руб. стоимости товара, т.е. всего 0,005 стоимости. «Повозное» исчислялось в размере 2 денги с воза, а «пятно» представляло собой пошлину с купли-продажи лошадей.
Кабацкие сборы являлись важной питейной регалией правительства. С конца XIV в. появились налоги на брагу, пиво, мед, квас и, наконец, на водку. В 1565 г. Иван Грозный открыл на Балчуге под Москвой первый на Руси кабак - «Большой царев кабак»17. Кабаки брались на откуп, при этом населению запрещалось самому изготавливать спиртные напитки, что делало «царев кабак» важным источником пополнения казны и обогащения откупщиков. Арендаторы кабаков назывались «целовальниками», т.к. они целовали крест, принося клятву в исправном выполнении своих обязанностей. В действительности от них требовалось одно - обеспечить ежегодный рост доходов с кабака в государеву казну.
В условиях слабого уровня развития товарно-денежных отношений большое распространение в Московской Руси получили личные повинности. Например, «ям» - содержание почтовых станций и гонцов (причем особенно разорительны был «татарский ям»). Иногда «ям» называли «прогонные деньги». Сохранились также упоминания о таких личных повинностях, как городовое дело, острожное дело, туковое, наместничий корм, посошная служба, писчее или писчая белка (пошлина в пользу писца), «руга», «костки». Посошная служба представляла собой поставки ратников «с сохи». Любопытен такой налог как «убрусное» или «выводная куница», которую платили за девушку, выходящую замуж в чужую волость. «Знаменная пошлина» бралась с мужчины, вступающего в брак: «2 алтын с отрока».
К счастью, не все налоги взыскивались одновременно. Поэтому сохранилась жалоба крестьян Троице-Сергиева монастыря, которых городецкий сотник заставлял «тянуть во все пошлины».
От уплаты налогов освобождались «военнообязанные» - помещики (бояре, дети боярские и дворяне), татары, казаки и прочие служилые люди (пушкари и стрельцы). Подсчитано, что в середине XVI в. в России имелось 22 - 23 тыс. служилых людей. Из этого числа 2-3 тыс. были занесены в московские послужные списки и представляли собой дворянскую элиту, часто боярского происхождения, а остальные 20 тыс. были занесены в послужные списки провинциальных городов. Большинство этих воинов были чрезвычайно бедны и имели в среднем по 35 - 70 десятин земли. В конце XVI в. 1 служилый человек приходился на 300 лиц податного сословия и духовного звания. В 1651 г. Россия, имея 13 млн. населения, располагала 39 тыс. служилых людей (1:333 жителям). Это -максимум, который могла содержать московская экономика и основанная на натуральных податях и трудовых повинностях налоговая система.
99,7 % россиян не принадлежали к духовенству и несли государству всяческие повинности, как денежные, так и трудовые, которые назывались «тяглом». Отсюда термин «тяглое население». Входившие в тягло повинности записывались в писцовые книги. Единицей налогообложения были или единица пахотной земли, или двор (в городах только двор). Ответственность за раскладку повинностей несли сами «тяглые», что подразумевало круговую поруку и приводило к закабалению внутри общины - «мира».
Сумма входивших в тягло денег и услуг не была постоянной. Правительство начисляло налоги исходя из своих потребностей и представлений о том, сколько население может заплатить. После иноземных вторжений и неурожаев сумму понижали. В изобильные голы - повышали. Периодически придумывали новые налоги и присовокупляли к существующим налогам. В XVII в. по мере того как Московское царство все чаще воевало с европейскими государствами - Речью Посполитой и Швецией, вводились новые налоги. К старой ямской подати добавили новую - «большую ямскую», которая превышала старую в 80 раз. К старым «пищальным» деньгам - новые «стрелецкие». «Емчужные деньги» предназначались на изготовление пороха, «полоняничные» - на выкуп пленных, чаще всего из крымско-татарского полона. В экстренных обстоятельствах царское правительство вводило чрезвычайные налоги, т.н. «запросные деньги»: «пятинные», «десятинные», «двадцатые». Сумма «полоняничного» по Соборному уложению 1649 г. составляла 8 денег со двора посадских обывателей и церковных крестьян, 4 денги - со двора дворцовых и помещичьих крестьян, по 2 денги - со стрелецких, казацких и прочих служилых дворов. Запросные деньги представляли собой налог с имущества: 20 % - «пятинная денга», 5 % - «двадцатая денга».
Особенно своевольно тягло взималось там, где речь шла о поставке рабочей силы на нужды государства. Это были постройка укреплений, починка мостов и дорог, военные постои и т.д. Когда в конце XVII в. государству понадобилась рабочая сила для работы на мануфактурах, то ее обеспечили, освободив от денежного тягла определенное количество дворов и приписав их к тем или иным предприятиям. Также решали проблему регулярной армии. По указу 1631 г. земли, которые не давали служилых людей - храмовые, вдов, несовершеннолетних, отставных и «черные земли» самостоятельных крестьян - должны были давать 1 пешего ратника с 500 акров пашни. Эти «даточные люди» были первой регулярной пехотой в Европе. Иногда целые деревни переселялись в Сибирь, чтобы кормить тамошние дворянские гарнизоны. Финалом такой системы стало крепостное право, окончательно утвердившееся в России в 1649 г.
Население стремилось всячески уклониться от прямых налогов. Поэтому московское правительство все больше увеличивало косвенное налогообложение. В 1646 г. правительство Алексея Михайловича попыталось заменить ряд прямых налогов налогом на соль в размере 2 гривны с пуда. По существу это был первый на Руси акцизный сбор. Непривычность налоговой реформы, подорожание продукта первой необходимости в 2,5 - 4 раза и неизбежные административные злоупотребления привели к народным волнениям - «Соляному бунту». Поэтому в 1648 г. косвенный соляной налог был отменен.
Таможенные пошлины взимались в соответствии с Торговым уставом 1653 г. и Новоторговым уставом 1667 г. Они носили явно протекционистский характер. Таможенные пошлины были установлены в 4 % и 5 %, но иностранцы должны были дополнительно платить 12 денег с рубля и еще 4 денги с рубля проезжую пошлину. Поэтому для зарубежных «негоциантов» таможенные сборы вырастали до 12 - 13 %.
Для увеличения прямых налогов правительство Алексея Михайловича постепенно перевело земельные кадастры с архаичной «посошной росписи», учитывавшей количество четвертей пашни, на «живущие четверти» - определенное количество крестьянских дворов. Они были зафиксированы в «переписных книгах».
В 1679 - 1681 г. правительство царя Федора Алексеевича осуществило так долго готовившуюся налоговую реформу. Большинство прямых налогов XVI в. были отменены, за исключением «полоняничных денег». Налоги XVII в. в одной общей сумме были переведены на двор под названием подворной и стрелецкой подати. Тем самым был завершен переход к подворному налогообложению. При этом стрельцы, привыкшие соотносить себя с привилегированными сословиями, попали в разряд «тяглых», что определило их недовольство и бунты 1682, 1685, 1689 и 1698 г., завершившиеся страшной стрелецкой казнью и ликвидацией этого сословия. Была упорядочена и система взимания налогов, которые сосредоточились в Стрелецком и Ямском приказах, а также приказе Большой казны. В результате реформы налоговые поступления в московскую казну в 1680 г. превысили 1 220 тыс. рублей. Причем поступления от прямых налогов почти сравнялись со сбором косвенных налогов.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.