21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
Античность опиралась на опыт цивилизаций Древнего Востока. В Древнем Египте государственный бюджет представлял собой систему разбросанных по территории страны складов, на которые поступали взимаемые с населения натуральные продукты. Отсюда они выдавались в качестве жалования придворным, чиновникам и воинам. Эти «царские житницы» служили своеобразным страховым фондом на случай неурожаев или военных действий. Помимо государственных хранилищ роль своеобразных страховых фондов выполняли храмовые сокровищницы, в которых хранились значительные богатства.
В Древней Греции и Древнем Риме долгое время отсутствовали централизованные государственные бюджеты. Первые античные бюджеты представляли собой бюджеты полисов -самостоятельных городов-государств. В Риме эти городские сообщества имели меньшие права, но также сохраняли значительную самостоятельность и назывались муниципиями. Бюджеты полисов и муниципиев можно рассматривать как местные бюджеты. В Древней Греции роль общегреческой казны на случай чрезвычайных обстоятельств выполняли сокровищницы в святилище Аполлона в Дельфах. Лишь при эллинистических царях Македонии, Пергама, Вифинии, Сирии и Египта начинают формироваться государственные бюджеты. Окончательно первенствующее значение переходит от местных бюджетов к государственному во времена Римской империи в начале нашей эры.
Первые относительно достоверные данные о формировании бюджета относятся ко временам афинскою тирана Писистрата (умер около 528/527 г. до н.э.). Бюджет тирана формировался из его личного имущества (значительную часть которого составляло имущество изгнанных или казненных политических противников), серебряных Лаврийских рудников в Аттике, золотых и серебряных Пангейских рудников на Халкидике и прямого земельного налога со всех землевладельцев в размере 10 % урожая (натуральные выплаты). Из этих денег тиран содержал двор, наемников, вел строительство, устраивал празднества в честь богов, предоставлял ссуды крестьянам (в основном посевным зерном или упряжкой волов). Поступления от пошлин и рыночных сборов по-прежнему оставались в ведении полиса и расходовались на удовлетворение финансовых потребностей общины.
Афинская казна в период расцвета демократии в «золотой век Перикла» (460 - 430 г. до н.э.), имела следующие основные статьи государственных доходов (точные суммы неизвестны):
- поступления от таможенных и торговых сборов;
- сдача в аренду государственных земель и рудников;
- распоряжение средствами Афинского морского союза - основанного в 478 г. до н.э. для борьбы с персами союза 208 греческих городов, многие из которых платили крупные денежные суммы -«форос» - вместо предоставления своих воинских контингентов. С 478 по 424 г. до н.э. эта сумма возросла с 460 до 1 460 талантов.
Что касается расходов афинской казны, то они также выглядели непривычными для современного бюджета:
- содержание армии, военного флота и строительство крепостных укреплений (т.н. «Длинные стены», надежно соединившие Афины с портом Пирей).
- украшение города с целью повышения его престижа (в т.ч. строительство знаменитого храма Парфенон и других зданий на Акрополе).
- поддержка демократических институтов (впервые за исполнение государственных должностей в демократическом государстве стали выплачивать жалование; денежное пособие платили малоимущим на посещение народного собрания и театральных представлений, поскольку они имели социально-политическое, «воспитательное» значение).
Часть доходов бюджетов греческих полисов формировались за счет субсидий зарубежных государств. Например, во время Пелопонесской войны между Афинами и Спартой (431 -404 г. до н.э.), в которой на стороне каждого противника сражались целые коалиции более мелких полисов, спартанцы на полученные от Персии деньги (412 - 406 г. до н.э.) смогли создать собственный военно-морской флот и одержать победу.
Почти нет сведений о бюджетах эллинистических правителей, которые унаследовали отдельные провинции завоеванных Александром Македонским территорий. По сведениям Плутарха, доходы македонских царей Антигонидов составляли около 250 талантов в год и намного уступали доходам Селевкидов в Сирии и Птолемеев в Египте. Расходы эллинистических бюджетов шли на содержание наемных армий, строительство роскошных городов (Александрия, Пергам, Антиохия, Селевкия и другие) и содержание царского двора.
В Риме составлением бюджета изначально ведал сенат. Он определял также введение новых налогов, размер контрибуций и дани с побежденных. Распоряжение казной было в руках квесторов (лат. «quaestor» - изыскатель) -должностных лиц, получавших платежи и осуществлявших выплаты. Первоначально в Риме было 2 квестора. С 421. до н.э 4 квестора, с 267 г. до н.э. - 8, при диктаторе Сулле (83 -79 г. до н.э.) их стало 20. Цезарь в связи с ростом римских финансов довел их число до 40 человек, но это оказалось временной мерой. Квесторы заведовали архивом и римской казной, Находившимися в храме Сатурна в нижней части Капитолия, а также военными знаменами и принадлежностями для триумфа: колесницей, парадной тогой и т.п. Должность квестора считалась первой ступенькой в политической карьере. Городские квесторы заведовали казной, а провинциальные - финансовым управлением провинций.
Долгое время важным источником пополнения римской казны была военная добыча и контрибуции с побежденных и покоренных народов. По подсчетам Н.А.Машкина, общая сумма доходов Рима в годы I пунической войны (264 - 241 г. до н.э.) От военных контрибуций, выкупных платежей и продажи в рабство военнопленных и гражданских лиц составила 65,5 млн. талантов. Походы Цезаря были самыми колоссальными финансовыми вливаниями в римский бюджет. В триумфальном шествии после гражданских войн Цезарь вез 60,5 тыс. талантов серебра и 2 822 золотые короны, которые весили 2414 фунтов. У Птолемея Египетского Цезарь забрал 6 000 талантов. Последние значительные военные доходы были получены римским бюджетом в результате дакийских и парфянских походов императора Траяна (98 - 117).
Вторым важным источником доходов Рима были провинции. Первые заморские провинции - Сицилия, Сардиния и Корсика -были образованы в 227 г. до н.э. Провинция рассматривалась как собственность Рима, ее население облагалось налогами и подчинялось преторам -осуществлявшим правосудие и командовавшим войсками. Для сбора налогов ежегодно в провинцию приезжал квестор (казначей). По сведениям Цицерона, только Сицилия давала ежегодно 50 тыс. медимнов пшеницы и 50 тыс. сестерциев звонкой монетой. В 27 г. до н.э. император Август разделил провинции на сенатские и императорские. В императорские провинции попали экономически развитые Испания, Галлия и Египет. Налоги с них шли в императорскую казну и здесь размещались легионы.
Государственная казна, находившаяся со времен Республики в ведении Сената, называлась эрарием. Ей управляли 2 квестора под непосредственным контролем сенаторов. Остальные квесторы осуществляли финансовое управление провинциями. В императорскую эпоху значение эрария все более падало, и он постепенно превратился в городскую кассу с местными поступлениями.
Личная казна римского императора называлась «фиск». Это название произошло от названия корзины для хранения денег, находившихся в походах при легионе. Во главе фиска стоял императорский вольноотпущенник, именовавшийся «a rationibus» - счетовод. Со времен Адриана (117 - 138) им был чиновник из сословия всадников. Важнейшие источники финансовых поступлений в фиск: налоги с провинций, импортные пошлины, налоги с наследства, военная добыча и завещания в пользу императора.
При Августе в 6 г. н.э. была основана специальная военная казна, которая пополнялась налогами на наследство и на распродажи. Август присвоил императорской власти монетную регалию -чеканку серебряной и золотой монеты, оставив за сенатом лишь право на эмиссию медных денег.
При императоре Клавдии (41 - 54) были учреждены три придворных ведомства: по ученым делам (Полибий), по делам прошений (Нарцисс) и по денежным делам (Паллант). Все руководители были императорскими вольноотпущенниками, что обеспечивало их личную преданность правителю. Ведомство по денежным делам фактически стало первым министерством финансов и определяло бюджетную политику государства
Основные расходы римского бюджета приходились на содержание армии. При Цезаре легионер получал ежегодно 225 денариев. Ежемесячно воину выдавали также 2/3 медимна зерна (1 медимн = 54 литрам) или 4 модия. Позднее это натуральное довольствие было увеличено до 5 модиев зерна. Император Домициан (81 96) повысил плату до 300 денариев. Септемий Север и Каракалла в начате III в. еще повысили жалование. При увольнении со службы легионер получал увольнительный дар. При Августе он составлял 3 000 денариев. Калигула уменьшил его наполовину, но Каракалла снова повысил его до 5 000 денариев Учитывая, что уже во времена Августа численность армии достигала 300 тыс. человек, то расходы на содержание армии были огромными. Население Римской империи в эпоху Августа составляло около 55 млн. человек. Если верить перечню официальных должностей от 395 г., численность римской армии превышала 500 тыс. человек. В результате к концу III в. римский бюджет уже не выдерживал тяжести военных расходов. По словам современника: «Огромные расходы на армию необходимо проверить, поскольку они ввергли в кризис всю систему уплаты налогов». По мнению римского государственного казначея Урсула, в 360 г. безмерное жалование солдат подорвало финансовое здоровье империи.
Второй значительной статьей расходов являлось обеспечение и развлечение римской бедноты - «пролетариата», вошедшего в историю со своим знаменитым лозунгом «Хлеба и зрелищ!»12. В эпоху республики подобные мероприятия обеспечивали кандидатам поддержку электората и избрание на государственные должности. В Риме в середине I в. до н.э. 320 тыс. обнищавших римских граждан пользовались правом на бесплатное получение хлеба и продовольствия. Цезарь уменьшил их число до 150 тыс. человек и выселил 80 тыс. римских «пролетариев» в колонии. В эпоху империи это была достаточно обременительная традиция, особенно после пожалования императором Каракаллой в 212 г. прав римских граждан всем свободным жителям провинций. Рим в эпоху своего расцвета имел свыше 1 млн. жителей. Около 350 г. почти 300 тыс. римлян имели хлебные карточки, дававшие им право на «бесплатный государственный рацион». Около 450 г. их количество сократилось до 120 тыс. человек, но и это была непосильная ноша. Во второй половине IV в. н.э. 175 дней в году посвящалось публичным зрелищам за государственный счет, в то время как двумя веками раньше эти развлечения занимали лишь 135 дней в году. Третьей статьей расходов римского бюджета являлось содержание бюрократического имперского аппарата. Штат наместника провинции Африка (современный Тунис) состоял из 400 чиновников. Директору имперского казначейства подчинялось 834 чиновника. Самые большие штаты имели имперская почтовая и шпионская служба (сыск). К ним следует добавить особый штат чиновников-посредников для выполнения конкретных поручений императора- викариев, насчитывавший свыше 200 человек. При этом империя активно использовала на местах бесплатных муниципальных чиновников, чья служба рассматривалась как почетная обязанность по отношению к своим согражданам.
Помимо обременительных, но неизбежных военных расходов римский бюджет в императорскую эпоху страдал от отсутствия общественного контроля. По словам римских историков, Калигула (37 -41) истратил меньше чем за год все состояние своего предшественника Тиберия - 2 млрд. 700 млн. сестерциев! По сведениям Диона, эта сумма была еще большей - 3 млрд. 300 млн. сестерциев. Растратив императорскую казну, Калигула озаботился поиском новых источников доходов. Ими стали:
новые налоги;
рост старых налогов;
злоупотребления при сборе налогов;
«добровольные» подарки от подданных;
- распродажа имущества от предшественников (Августа и Тиберия) и после зрелищ с аукционов;
- платные приглашения на императорские обеды (200 тыс. сестерциев за «входной билет»);
- требование о включении императора в число наследников по завещанию.
В результате роста государственных расходов и злоупотреблений императоров типа Калигулы и Нерона римский бюджет в конце I в. н.э. имел колоссальный дефицит. В начале правления Веспасиана (69 - 79) тот заявил, что ему надо 40 млрд. сестерциев, чтобы государство стало на ноги. С этой целью император взыскивал недоимки, увеличил, а то и удвоил дань с провинций, активно продавал государственные должности. Новым способом решения бюджетных проблем стала государственная «порча монеты». По мере ослабления империи, кризиса товарно-денежных отношений, роста сепаратизма провинций и варварских завоеваний римский государственный бюджет развалился. Но римский опыт бюджетных отношений стал классической моделью для многих последующих государств.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.