27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
Налоги - обязательные безвозмездные денежные платежи юридических и физических лиц, предприятий, учреждений в государственный и местный бюджет. Только государство обладает правом на установление и взимание налогов. Материальная основа налогов - часть национального дохода, которую государство изымает на общегосударственные и социальные нужды. Налоги - это мощный финансовый рычаг регулирования экономики.
Функции налогов:
Фискальная - формирование доходной части бюджета с целью аккумулирования финансовых ресурсов государства.
Распределительная - реализуется в рамках государственного управления экономикой в форме регулирования и воспроизводства. Регулирование проявляется в установлении ставок налогов, сдерживающих или стимулирующих определенные виды потребления и хозяйственной деятельности. Часто регулирующая функция отождествляется со стимулирующей. Воспроизводство осуществляется посредством отчислений на поддержание и развитие минерально-сырьевой и, отчасти, энергетической базы.
Контрольная - оценка эффективности каждого платежа и соответствующей сферы хозяйственной деятельности, а также сопоставление налоговых поступлений в бюджет с потребностями государства в финансовых ресурсах и определение необходимости внесения изменений в налоговую систему.
Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных государством, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. В широком смысле слова налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых в установленном порядке, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Принципы современной налоговой системы были впервые сформулированы Адамом Смитом. Они включали в себя: справедливость, определенность, удобность, экономии издержек в ведении налогового дела. Согласно К.В.Рудому, налоговые системы в настоящее время строятся на основе следующих принципов:
Справедливости, что предполагает распределение налогового бремени пропорционально возможностям каждого налогоплательщика.
Нейтральности, которая требует исключить влияние налогов на принятие различными лицами экономических решений или минимализировать это влияние.
Эффективности, подразумевающей, что налоги должны способствовать не только формированию доходной части бюджета, но и экономическому росту страны.
Доходчивости или прозрачности, которые требуют, чтобы налоговая система была понятна налогоплательщику, а порядок исчисления и взимания налогов не допускал бы свободных толкований.
5 Оптимальности, что предполагает минимализацию расходов по упpaвлeнию и взиманию налогов.
В зависимости от метода установления выделяют прямые и косвенные налоги.
Прямыми налогами облагается имущество и доходы налогоплательщиков. Прямые налоги наиболее ярко реализуют принцип социальной справедливости по отношению к субъектам налогообложения. Прямыми налогами являются: налог на недвижимость, налог на землю, налог прибыль и подоходный налог.
Косвенные налоги — это налоги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Они включаются субъектами хозяйствования в цену товаров, услуг и работ и оплачиваются потребителем Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом налогоплательщика. Последний выступает в роли сборщика налогов, а конечным плательщиком является покупатель (по завышенной цене). По сравнению с прямыми налогами это более эффективная форма налогообложения, т.к. от нее невозможно уклониться и она проста в использовании. Косвенное налогообложение имеет свои минусы: оно носит регрессивный характер по отношению к налогоплательщикам (чем меньше его доход, тем больше налогов он платит), отрицательно влияет на рост потребления и конкурентоспособность продукции. Косвенными налогами являются акцизы и налог на добавленную стоимость. Акцизы (от французского «accise», произошедшего в свою очередь от латинского «accidere» - обрезать) - налоги на потребление. Как правило, акцизы устанавливаются на товары массовою потребления, что не позволяет населению уклониться от этого вида косвенного налогообложения.
По объекту обложения налоги делятся на следующие группы:
Имущественные налоги - налоги на недвижимость, материальное имущество (в т.ч. предметы роскоши и оборудование), нематериальные активы (лицензии, ценные бумаги и т.п.), а также налоги на наследство и дарение.
Ресурсные налоги - плата за добычу и использование природных ресурсов: полезных ископаемых, лесных угодий, земли и т.п.
Налоги с оборота - устанавливаются при государственном регулировании цен на высокорентабельные изделия. Ставка налога устанавливается в процентах к оптовой цене либо в виде наценки на цену изделия.
Налоги на потребление - общие налоги на потребителя (НДС, налог с продаж) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы). Удерживаются с налогоплательщика, когда доходы используются (тратятся).
Налоги на доходы и капитал - взимаются в момент получения дохода или с собственности. В первую очередь это подоходный налог с физических и юридических лиц.
По назначению налоги делятся на общие - предназначенные на общегосударственные нужды, и специальные - имеющие строго определенные цели.
Налог считается пропорциональным или твердым, если налоговая ставка не зависит от размера дохода. Регрессивный налог предполагает понижение налоговой ставки по мере роста величины дохода, что призвано стимулировать предпринимательскую активность. Прогрессивный налог предполагает повышение налоговой ставки по мере роста величины дохода, что направлено на реализацию принципа социальной справедливости.
Выделяют три способа взимания налогов:
Кадастровый (от средневекового греческого (византийского) «katastichon» - лист, реестр) предполагает использование кадастра, содержащего типичный перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения. Первоначально во времена Римской и Византийской империй кадастры представляли собой списки лиц, подлежащих подушному обложению или своды сведений о земельной собственности. Кадастровый способ взимания налогов позволяет государству с большой долей вероятности прогнозировать объемы бюджетных доходов, но не учитывает имущественные изменения. В Беларуси примером кадастрового налогообложения являлись «Реестры подымного Великого княжества Литовского» XVII - XVIII в.
Декларационный способ взимания налогов предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации и величине объекта обложения. Этот способ предполагает высокую сознательность налогоплательщиков. Он является одним из основных в современной Беларуси.
Административный способ предполагает участие финансовых служб субъектов хозяйствования в процессе взимания налога.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.