logo
Финансово-кредитная сис-ма

27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.

Историческая перио­дизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.

Налоги - обязательные безвозмездные денежные платежи юри­дических и физических лиц, предприятий, учреждений в государ­ственный и местный бюджет. Только государство обладает правом на установление и взимание налогов. Материальная основа нало­гов - часть национального дохода, которую государство изымает на общегосударственные и социальные нужды. Налоги - это мощный финансовый рычаг регулирования экономики.

Функции налогов:

  1. Фискальная - формирование доходной части бюджета с целью аккумулирования финансовых ресурсов государства.

  2. Распределительная - реализуется в рамках государствен­ного управления экономикой в форме регулирования и воспроиз­водства. Регулирование проявляется в установлении ставок нало­гов, сдерживающих или стимулирующих определенные виды по­требления и хозяйственной деятельности. Часто регулирующая функция отождествляется со стимулирующей. Воспроизводство осуществляется посредством отчислений на поддержание и разви­тие минерально-сырьевой и, отчасти, энергетической базы.

  3. Контрольная - оценка эффективности каждого платежа и соответствующей сферы хозяйственной деятельности, а также со­поставление налоговых поступлений в бюджет с потребностями государства в финансовых ресурсах и определение необходимости внесения изменений в налоговую систему.

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных государством, а также совокупность принципов, спо­собов, форм и методов их взимания. В широком смысле слова нало­говая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых в установленном порядке, принципов и поряд­ка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, уста­новления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых ор­ганов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Принципы современной налоговой системы были впервые сформулированы Адамом Смитом. Они включали в себя: справед­ливость, определенность, удобность, экономии издержек в ведении налогового дела. Согласно К.В.Рудому, налоговые системы в настоящее время строятся на основе следующих принципов:

  1. Справедливости, что предполагает распределение налого­вого бремени пропорционально возможностям каждого налогопла­тельщика.

  2. Нейтральности, которая требует исключить влияние нало­гов на принятие различными лицами экономических решений или минимализировать это влияние.

  1. Эффективности, подразумевающей, что налоги должны спо­собствовать не только формированию доходной части бюджета, но и экономическому росту страны.

  2. Доходчивости или прозрачности, которые требуют, чтобы на­логовая система была понятна налогоплательщику, а порядок исчис­ления и взимания налогов не допускал бы свободных толкований.

5 Оптимальности, что предполагает минимализацию расхо­дов по упpaвлeнию и взиманию налогов.

В зависимости от метода установления выделяют прямые и косвенные налоги.

Прямыми налогами облагается имущество и доходы налогоплательщиков. Прямые налоги наиболее ярко реа­лизуют принцип социальной справедливости по отношению к субъектам налогообложения. Прямыми налогами являются: на­лог на недвижимость, налог на землю, налог прибыль и подоход­ный налог.

Косвенные налоги — это налоги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Они включаются субъектами хозяйствования в цену товаров, услуг и работ и оплачиваются по­требителем Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом налогоплательщика. Последний выс­тупает в роли сборщика налогов, а конечным плательщиком яв­ляется покупатель (по завышенной цене). По сравнению с пря­мыми налогами это более эффективная форма налогообложения, т.к. от нее невозможно уклониться и она проста в использовании. Косвенное налогообложение имеет свои минусы: оно носит рег­рессивный характер по отношению к налогоплательщикам (чем меньше его доход, тем больше налогов он платит), отрицательно влияет на рост потребления и конкурентоспособность продукции. Косвенными налогами являются акцизы и налог на добавленную стоимость. Акцизы (от французского «accise», произошедшего в свою очередь от латинского «accidere» - обрезать) - налоги на потребление. Как правило, акцизы устанавливаются на товары массовою потребления, что не позволяет населению уклониться от этого вида косвенного налогообложения.

По объекту обложения налоги делятся на следующие группы:

  1. Имущественные налоги - налоги на недвижимость, материальное имущество (в т.ч. предметы роскоши и оборудование), нематериальные активы (лицензии, ценные бумаги и т.п.), а также налоги на наследство и дарение.

  2. Ресурсные налоги - плата за добычу и использование природ­ных ресурсов: полезных ископаемых, лесных угодий, земли и т.п.

  3. Налоги с оборота - устанавливаются при государственном регулировании цен на высокорентабельные изделия. Ставка нало­га устанавливается в процентах к оптовой цене либо в виде нацен­ки на цену изделия.

  1. Налоги на потребление - общие налоги на потребителя (НДС, налог с продаж) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы). Удерживаются с налогоплательщика, когда дохо­ды используются (тратятся).

  2. Налоги на доходы и капитал - взимаются в момент получе­ния дохода или с собственности. В первую очередь это подоход­ный налог с физических и юридических лиц.

По назначению налоги делятся на общие - предназначенные на общегосударственные нужды, и специальные - имеющие стро­го определенные цели.

Налог считается пропорциональным или твердым, если нало­говая ставка не зависит от размера дохода. Регрессивный налог предполагает понижение налоговой ставки по мере роста величи­ны дохода, что призвано стимулировать предпринимательскую ак­тивность. Прогрессивный налог предполагает повышение налого­вой ставки по мере роста величины дохода, что направлено на реа­лизацию принципа социальной справедливости.

Выделяют три способа взимания налогов:

  1. Кадастровый (от средневекового греческого (византийского) «katastichon» - лист, реестр) предполагает использование кадастра, содержащего типичный перечень сведений об оценке и средней до­ходности объекта обложения. Первоначально во времена Римской и Византийской империй кадастры представляли собой списки лиц, подлежащих подушному обложению или своды сведений о земель­ной собственности. Кадастровый способ взимания налогов позволяет государству с большой долей вероятности прогнозировать объемы бюджетных доходов, но не учитывает имущественные изменения. В Беларуси примером кадастрового налогообложения являлись «Реест­ры подымного Великого княжества Литовского» XVII - XVIII в.

  2. Декларационный способ взимания налогов предусматрива­ет подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации и величине объекта обложения. Этот способ предполагает высокую сознательность налогоплательщиков. Он является одним из основ­ных в современной Беларуси.

  3. Административный способ предполагает участие финансовых служб субъектов хозяйствования в процессе взимания налога.