31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
Формирование современных систем налогообложения произошло в XVII - XVIII в. в рамках становления централизованных государственных бюджетов. Подробно этот процесс был рассмотрен в предшествующей теме Отметим, что наибольшего экономического и политического эффекта добились те страны, которые создали эффективные налоговый системы за счет всеобщего налогообложения своих граждан и подданных: Англия и Франция. В тех случаях, когда налоговая политика государства строилась на средневековых принципах разного рода налоговых иммунитетов, а налоговое бремя переносилось на иностранных подданных и население колоний, как в Испании и Португалии, государственный бюджет столкнулся с хроническим дефицитом.
В XVII в. во Франции благодаря кардиналу Ришелье (t 1642) и генеральным контролерам финансов Фуке и Кольберу сложилась эффективная налоговая система, позволявшая долгое время финансировать разорительные войны короля Людовика XIV. За счет этих налогов доходы французского бюджета удвоились, а то и утроились. По словам Ришелье, одна только соляная пошлина с соляных полей королевства приравнивалась по доходности к «Индиям короля Испанского». Но поражение Франции в войне за испанское наследство в начале XVIII в. поставило вопрос о пределах налогового бремени, при нарушении которых хозяйственная жизнь приходит в упадок.
В целом для раннего Нового времени предполагается, что налоговое бремя (бюджетные доходы) колебались от 5 % до 15 % национального продукта. Причем 5 % представляли собой норму, а 15 % являлись исключительным случаем, который не мог сохраняться долго без катастрофических последствий: бегства капиталов, экономического спада, бунтов и революций.
Во Франции в начале XVIII в. маршал Вобан предложил коренную реформу всей налоговой системы: «Проект королевской Десятины». Необходимо было упразднить все существовавшие налоги, прямые и косвенные, и провинциальные таможни, заменив их одним налогом «на все что приносит доход, и (от которого) ничто не ускользнет». Каждый подданный будет платить этот налог исходя из своих доходов. Ставка налога не должна превышать 10 %. По расчетам Вобана. речь шла о 10 % валового национального дохода. Полученная сумма превысила бы самый большой военный бюджет из известных Франции на тот момент- 160 млн. ливров. Но лишь Французская революция 1789 г. покончила со всеми сословными привилегиями, внутренними таможнями и отменила феодальные налоги.
По подсчетам П.Матиаса и П.О'Брайена, налоговые сборы составляли следующий процент от «физического продукта» (т.е. сельскохозяйственного и промышленного, без недвижимости и сферы услуг):
1. Во Франции: 1715 г. - 11 %, 1735 г. - 17 %, 1770 г. - 9 % 1775 г.-10%, 1803 г.-10%.
2.В Англии: 1715г.- 17%, 1750г.-18%, 1800г.-24%, 1850г.-10 %.
Взаимосвязь бюджетов, налогов и внешнеполитических успехов страны отлично демонстрирует сопоставление Англии и Франции в конце XVIII в. По данным на начало 1783 г. бюджет Франции составлял 16 млн. ф.ст., а бюджет Англии 15 млн. фунтов стерлингов. При этом «фискальная напряженность» была различной. Во Франции в виде налога изымалось 10 % ВНП, а в Англии 22 %. Французы сами признавали, что у них «жить легче». Правда, это были привилегированные французы, а большинство подданных французской короны облагались на местах различными «социальными» налогами в пользу сеньора и церкви, что ограничивало аппетиты королевской казны. В это же время ВНП во Франции достигал 160 млн. фунтов стерлингов, а Англии -- 68 млн. фунтов стерлингов. Но в бюджетном отношении Англия была на равных со страной, вдвое большей чем она. Это объяснимо лишь с учетом дохода на душу населения и структуры налогов. В Англии доход на душу населения составлял в среднем 7,31 фунта стерлинга на человека, а во Франции 5 фунтов стерлингов. Разница заметная, хотя и не такая большая, как привыкли считать. Во Франции доминировал прямой налог, который всегда плохо воспринимался в социально-политическом плане и с трудом поддавался увеличению. В Англии 70 % бюджетных доходов в 1750 - 1780 г. давало косвенное налогообложение продуктов потребления.
Преимущества косвенного налогообложения заключались в минимализации издержек на сбор налогов. При прямом налогообложение государство сталкивалось либо с ростом расходов на фискальный аппарат, который стремился «содержать сам себя», либо вынуждено было мириться с системой откупов. В предшествующей теме было отмечено, что Франция пошла по второму пути. Между государством и налогоплательщиком, между крестьянином и сеньором стоял откупщик. Издержки системы откупов были оче-видными, но оперативность, с которой откупщики предоставляли «власть имущим» необходимые финансовые средства, заставляла мириться с их существованием.
Английская налоговая система с 1683 г. ввела акцизные сборы — налоги на потребление, введенные по образцу Голландии. Одним из наиболее заметных налогов в капиталистической Англии с XVIII в. станет поземельный налог (land tax), который выплачивался земельными собственниками в размере пятой части своих доходов.
Подоходный налог впервые был введен в Англии правительством Роберта Пиля в 1842 г., когда казалось, что ресурс косвенных налогов полностью исчерпан. Это была крайняя мера в поисках выхода их бюджетного тупика. Так появилось прогрессивное подоходное налогообложение.
В образцовой капиталистической стране раннего Нового времени - Голландии в XVII - XVIII в. на первом месте среди личных налогов стоял налог на слуг:
за 1 слугу - 5 флоринов 16 су;
за 2 слуг - 10 флоринов 6 су;
за 3 слуг - 11 флоринов 12 су;
за 4 слуг - 12 флоринов 18 су;
за 5 слуг - 14 флоринов 14 су.
Т.е. это был классический, хотя и редкий, регрессивный налог!
Подоходный налог составлял 1 %. Например, 15 флоринов с 1500 флоринов дохода. Доход ниже 300 флоринов налогом не облагался. «Те, у коих вовсе нет постоянного дохода и кои существуют лишь за счет своей торговли или профессии, каковой они занимаются, облагаются налогом сообразно доходу, какой они, как считают, могут получить от этой торговли или профессии». Как прокомментировал эту норму Ф.Бродель: «Имея дело с оценкой подлежащего обложению дохода, люди изыщут не один способ себя защитить». Наконец, не существовало прямого налога на наследство.
Соответственно, при наполнении голландскою бюджета XVII — XVIII в. основную роль играли косвенные налоги, которые своими размерами и разнообразием вызывали удивление у всей Европы. На первом месте стояли налоги на потребление — акцизы. Ими облагались спиртные напитки, уксус, пиво, все виды зерна, разные сорта муки, фрукты, картофель, сливочное масло, строительный лес и дрова, торф, уголь, соль, мыло, рыба, табак, курительные трубки, свинец, черепица, кирпич, все виды строительного камня. В 1748 г. обсуждался вопрос об отмене этой сложной системы, но правительство Соединенных Провинций посчитало за благо оставить все как есть, т.к. невозможно было заменить одним налогом эту сложную систему массы косвенных налогов, к которым население уже в целом привыкло. По сведениям современников, корова, проданная за 60 ливров, обойдется покупателю в 70 ливров. «Блюдо с мясом не поставишь на стол, прежде чем за него не заплатишь 20 раз акциз». В 1689 г. акциз на помол пшеницы и пиво почти равнялся их стоимости. Столь развитая система косвенных налогов оборачивалась дороговизной жизни, от которой в первую очередь страдали бедняки.
Американская налоговая система долгое время копировала британский опыт. Попытки введения подоходного налога в США в 1861 и 1894 г. блокировались железнодорожными королями, биржевиками и промышленными магнатами. Как временная мера, вызванная огромным бюджетным дефицитом в результате Гражданской войны Севера и Юга (1861 - 1865), был введен временный чрезвычайный федеральный налог. Но 3 октября 1913 г. подоходный налог был принят. Закон устанавливал необлагаемый минимум в 3 тыс. долларов годового дохода, основную ставку в 1 % и дополнительную ставку по прогрессии.
Финансовый кризис 1929 г. и массовая безработица обусловили резкое падение налоговых поступлений в американский бюджет. В 1934 г. подоходные налоги давали лишь 14 % федеральных бюджетных налогов, налоги на прибыли американских корпораций не превышали 12 %. Почти 30 % бюджетных налогов давали акцизные сборы. Послевоенный экономический подъем США нормализировал структуру федеральных налогов. В начале XXI в. она включала в себя следующие статьи:
налоги с прибыли корпораций - 10 %;
акцизные сборы - 4 %;
налоги на наследство и дарение;
таможенные пошлины;
налоги с розничных продаж потребительских товаров;
- налоги на движимую и недвижимую собственность.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.