22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
Первый централизованный бюджет сложился во Франции в XVII в. в рамках формирования абсолютной монархии с неограниченной властью короля. При этом монарх рассматривался как источник всякой власти и закона, но на практике осуществлял их посредством армии и бюрократии. Теоретическое обоснование абсолютизма было сделано в XVI в. Расцвет абсолютных монархий пришелся в Европе на XVII - XVIII в. В рамках абсолютных монархий сложились многие современные нации, появились первые регулярные армии и централизованный аппарат управления. Все это потребовало солидного финансового основания в виде централизованного государственного бюджета. В этом контексте наибольшую известность получил французский опыт бюджетной политики.
Содержание государственного аппарата - это одна из важных статей расходов государственного бюджета. Около 1500 г. на 15 -20 млн. жителей Франция имела 12 тыс. королевских чиновников. В середине XVII в. доходы французского королевства достигали 40 млн. ливров в год Планирование бюджета осуществлялось нерегулярно и было связано со злоупотреблениями со стороны сборщиков налогов. Расходы бюджета осуществлялись без общественного контроля и зачастую были прямо расточительными, но угодными королю. Но наибольшие споры вызывала система откупа налогов и должностей, ставшая важной доходной статьей французского бюджета.
С 1522 г. король постоянно предоставлял своим чиновникам за деньги право преемственности, т.е. возможность, продолжая во всей полноте исполнять свои обязанности, назначить себе преемника: сына, зятя, покупателя. Этот своеобразный взнос - «полетта», дающий право на продажу и наследование должности, распространился на всю континентальную Европу. В 1661 г. сюринтендант финансов Никола Фуке продал должность генерального прокурора Парижского парламента за 1 млн. 400 тыс. ливров. Во Франции государственный контролер финансов при Людовике XIV получал от налоговых откупщиков 500 тыс. ливров ежегодно и раз в шесть лет, если он возобновлял их права на сбор налогов — еще 300 тыс. ливров.
Между 1748 - 1750 г. должности французского королевства имели следующие расценки: младший советник 35 - 40 тыс. ливров, секретарь советника - 34,5 — 36 тыс. ливров, председатель дознаний и кассаций - 172 - 200 тыс. ливров, хранитель мостов и дорог Франции - 595 тыс. ливров, генеральный финансовый откупщик в Кане - 484 тыс ливров, финансовый интендант - 200 тыс. ливров. Внизу лестницы находились такие должности, как комиссар короткой мантии в Париже - 12 тыс. ливров, адвокат в королевском совете - 9 тыс. ливров, инспектор полиции — 7,5 тыс. ливров. Чиновники возмещали свои затраты за счет государственных рент, которые к 1714 г.. несмотря на драконовские сокращения, достигли 86 млн. ливров, при годовом бюджете в трудные военные 1700- 1715 г. в среднем 55 млн. ливров. Помимо этого должности давали право на дворянство - «дворянство мантии», что было связано с престижем и сословными привилегиями. Так что содержание абсолютистского централизованного государства обходилось дорого.
С целью упорядочения сбора налогов при Людовике XIV (1661-1715) вся Франция была поделена на 25 административно-территориальных областей («женералите») и управлялась королевскими чиновниками - интендантами. Они получали жалование из казны, сперва 14 тыс. ливров, а затем 18 тыс. ливров в год. Главной их обязанностью являлся сбор налогов. Венчал эту пирамиду генеральный контролер финансов и сюринтендант. На этой должности получили наибольшую известность Никола Фуке и Жан Батист Кольбер.
Пополнялся бюджет за счет налогов и доходов от королевских мануфактур. Бюджетный дефицит покрывался за счет государственных займов. До XVIII в. включительно основные расходы французского бюджета приходились на «непроизводственную сферу»: армия, дипломатия, двор.Все это внешне укрепляло, прославляло государство и правителя, но зачастую превосходило всякую разумную потребность.
Жан Батист Кольбер (1619- 1683)- генеральный контролер финансов с 1661 г., сюринтендант искусств и мануфактур, государственный секретарь по делам флота, торговли и дома короля - считается создателем первого европейского бюджета современного типа. Его главная задача, после проворовавшегося Николая Фуке, состояла в поиске новых источников доходов и уменьшении государственного долга, в обеспечении равновесия бюджета Финансист стремился расширить круг налогоплательщиков, увеличить поступления от королевских владений, лишить привилегий дворян самозванцев, присвоивших себе дворянские звания и, соответственно, льготы. Основным источником пополнения бюджета были налоги с 15 млн. крестьян. Главный сословный налог назывался талья. Дворяне его не платили, т.к. они служили государству. Чтобы не разорить окончательно крестьян, Кольбер запретил брать в счет налогов скот и сельскохозяйственные орудия. В 1661 г. год смерти кардинала Мазарини и начала единоличного правления Людовика XIV - основной сословный налог талья давал 40 млн. ливров. В 1683 г.- в год смерти Кольбера- этот налог составлял всего 35 млн. ливров: «войны пожрали и средства, и людей». Поэтому пополнение казны в значительной степени шло за счет налогообложения продовольствия, соли и напитков - акцизов. При Кольбере доходы бюджета от косвенных налогов увеличились с 5 до 20 млн. ливров. Была создана лесная администрация, которая провела опись всех лесов в стране.
Кольбер начал беспощадную борьбу с коррупцией. В ходе ее понесли наказание почти 500 человек. Интендантов Парижа (Дюмон) и Орлеана повесили. Некоторые, чтобы избежать наказания, добровольно возвращали в казну по 2 - 3 млн. ливров. Большие средства дала конфискация имущества коррумпированных чиновников. Доносчики получали минимум 15 — 16 % от нечестно нажитых состояний. В 1664 г. генеральный контролер финансов провел «переаттестацию» дворянства. Были аннулированы все дворянские грамоты, выданные после 1634 г. Самозванцы внесли в казну 2 млн. ливров штрафов и стали постоянными плательщиками тальи. Общая численность дворянства сократилась на 40 %. В итоге Кольбер собрал 110 млн. ливров - сумму, равную доходам казны за мол гора года.
Большое внимание уделялось финансовой дисциплине, которая в понимании Кольбера выглядела следующим образом: сперва счет подписывал генеральный секретарь, по ведомству которого тратились деньги, затем требовалась виза генерального контролера финансов, определявшего источник ассигнований. Если речь шла о выплате более чем 300 ливров, требовалась пометка короля: «Хорошо».
Однако денег во французском бюджете катастрофически не хватало. При Кольбере произошло подорожание должностей секретарей короля, нотариусов, прокуроров и казначеев. Повысили налоговый сбор со струящихся в Париже домов. Почтовый тариф увеличили с 2 до 5 су. Сдача в аренду почтового ведомства сразу дала доход в 1 200 тыс. ливров. Табачная монополия приносила казне 1 600 тыс. ливров. Ввели продажу муниципальных должностей (мэров, офицеров милиции), гербов для лиц, не являвшихся дворянами Взималась такса с приобретаемого духовенством имущества.
Важным фактором стабилизации бюджета являлась стабильная валюта- ливр. Кольбер запретил использование мелких медных денег - иностранных и выпускавшихся на присоединенных к Франции территориях (Оранж, Авиньон, Траву). В этих городах были закрыты монетные дворы.
Для увеличения доходов бюджета Кольбер поддерживал мануфактурное производство, особенно производство предметов роскоши: шелковых ковров гобеленов, дорогих тканей, хрусталя, шоколада, зонтиков и парфюмерии. Качество экспортных изделий поддерживалось строжайшими регламентами, инспекциями и санкциями Взамен предоставлялись государственные субсидии, освобождение от уплаты налогов и монопольные права на изготовление и продажу товаров. Таможенные тарифы ограничивали или закрывали доступ в страну товаров, способных конкурировать с национальной продукцией.
Кольбер стал инициаторам первых «таможенных войн» - между Францией и Голландией. В 1664 и 1665 г. Кольбер впервые повысил пошлины, чем вызвал негодование голландцев, а через три года удвоил их (с ввозимых в страну импортных товаров). Чтобы ослабить монополию голландцев на вывоз из Франции продовольствия, в том числе сахара, Кольбер создавал благоприятные условия для торговли датчанам, шведам, португальцам. В ответ Голландия запретила ввоз продовольствия и вин из Франции. Цель Кольбера - пополнить бюджет и подорвать иностранную торговую монополию. До этого голландцы платили пошлину в 50 су за тонну (2,83 куб. м) один раз - при выходе корабля из французского порта.
Ко временам Кольбера относятся и попытки создания французских торговых компаний. В 1664 г. начала действовать компания Восточной Индии с монопольным правом торговли между французскими портами и партнерами в Индийском и Тихом океане. Затем появились компании Западной Индии, Севера, Сенегала и Леванта. В частности компания Сенегала имела монополию на торговлю неграми на африканском побережье, покупая товар по 13 ливров «за голову». Французский опыт монопольных торговых компаний оказался неудачным. Они не выдержали конкуренции голландцев и англичан и скатились к контрабанде.
Еще один перспективный источник доходов, по мнению Кольбера - освоение колоний. Новая Франция (ныне в составе Канады) тогда включала в себя Новую Шотландию и Новый Брауншвейг. Их официально присоединили к Франции, 12 мая 1678 г. Руанский коммерсант Роббер Кавалье в 1682 г. основал Луизиану (названную в честь Людовика XIV). При этом все белое население Новой Франции составляло в 1675 г. лишь 7 833 человека. Кольбер предлагал стимулировать в колониях рождаемость. Каждому молодому человеку в день свадьбы полагалось 20 ливров. Многодетным семьям - 300 ливров. Браки с индианками признавались властями полностью законными.
В итоге в 1670-х годах Кольбер смог получить 150 млн. ливров дополнительных доходов. Государственные расходы снизились более чем в два раза. Бюджет был уравновешен. Но все перечеркнули разорительные войны «короля солнца». В 1683 г. дефицит бюджета, несмотря на все титанические усилия и изобретательность Кольбера, составил 6 млн. ливров.
Наибольшие расходы французского бюджета приходились на содержание армии. В середине XVII в. они выглядели следующим образом. Король платил капитану за каждого рекрута пехотинца 10 экю, а за кавалериста - 50 экю. Капитан пехоты получал 75 ливроз в месяц в мирное время и в полтора раза больше в военное. Из жалованья каждого своего подчиненного капитан мог удержать несколько су в день для оплаты расходов по уходу за оружием, обу-вью, одеждой. Если в роте было 50 человек, капитан получал единовременно 3 солдатских оклада, 60 человек - 5 окладов. Солдат размещали на постой к гражданскому населению. При этом населенный пункт платил по 5 ливров за содержание каждой роты. Начиная с 1670 г. солдат ставили на постой с целью выколачивания налога-тальи с наиболее нерадивых налогоплательщиков. Некоторые города, откупаясь от постоев, строили для солдат отдельные помещения. Так появились первые казармы.
В 1668 г. после подписания Ахенского мира между Францией и Испанией во французской армии насчитывалось 50 тыс. пехоты и 15 тыс. кавалерии. Через 10 лет эта цифра удвоилась. Так, благодаря стараниям Людовика XIV и государственного секретаря по военным делам маркиза Франсуа де Лувуа появилась первая в Европе регулярная армия. Здесь выплачивалось фиксированное жалованье- 5 су в день пехотинцу и 15 су в день кавалеристу. Фальшивых солдат, поставленных в строй лишь накануне инспекции - «пасволанов» -прогоняли сквозь строй и клеймили. С 1672 г. появилась военная форма. Начали вводиться рода войск и унифицированное вооружение В начале XVIII в. полностью исчезли мушкеты и пики. Основным оружием французской пехоты стали ружья со штыками.
Офицерские должности во Франции продавались. Кавалерийский полк стоил 22 500 ливров. Рота - 12 тыс. ливров. Гвардейская рота обходилась в 80 тыс. ливров. Правда, утверждение на должность требовало согласия короля. Офицерские звания занимали только дворяне Во Франции в конце XVII в. их было около 200 тыс., из них 20 тыс. на военной службе. Офицерский корпус на три четверти состоял из дворян. Из 360 тыс. солдат в 1700 г. 60 тыс. были иностранцами, которых набирали по всей Европе.
Дипломатическое искусство при Людовике XIV часто не отличалось от взяточничества В апреле 1657 г. французская дипломатия, чтобы добиться благоприятного исхода выборов императора Священной римской империи, затратила следующие средства; 60 тыс. экю - электору Пфальца, 100 тыс. экю - электору Бранденбурга, по 20 тыс. экю - электорам Кёльна и Трира и т.д. Деньги требовались и на приданое. Так, испанская инфанта Мария Терезия, выходя замуж за Людовика XIV, вносила в качестве приданого 500 тыс. экю.
Бюджет Франции в 1672 г. предусматривал следующие выплаты иностранным монархам: английскому королю - 3 млн. лив-ров, германским князьям - 1 468 тыс. ливров, королю Швеции - 1 200 тыс., швейцарской лиге - 200 тыс., на содержание французских посольств - 400 тыс. Общая сумма расходов государства в этот год составляла 71 339 тыс. ливров. Из них на внешнюю политику уходило около 10 %. Что касается расходов на дипломатов, то сюда входило жалованье послам и резидентам. В 1685 г. французские послы получали следующее жалованье: в Риме - 72 тыс. ливров, в Лондоне - 48 тыс., в Гааге, Мадриде, Лиссабоне и Копенгагене -по 36 тыс., в Турине, Венеции, Солотурне - 24 тыс. ливров.
За счет французского бюджета содержалось 16 тыс. шведских солдат в Германии. Шведский король с 1661 г. получал по 600 тыс; ливров ежегодно. Затем наступил период охлаждения франко-шведских отношений. В 1671 г. отношения нормализовались, что стоило Франции 400 тыс. После чего еще какое-то время Швеция получала по 600 тыс. ливров ежегодно. Электор Бранденбурга выкачал из Франции за 20 лет с 1668 по 1688 г. 4 млн. ливров на содержание своей армии.
Но самые скандальные и непопулярные в глазах подданных расходы французская казна несла, удовлетворяя запросы королевской семьи. С 1661 по 1710 г. расходы на строительство Версаля и его окрестностей составили 117 млн. ливров. Лувр и Тюильри обошлись в 10,6 млн. ливров, Фонтенбло -2,8 млн., Шамбор - 1,2 млн. ливров. Две конюшни короля «потянули» на 3 млн. ливров, а штат из 512 слуг обходился «всего» в 466 тыс. ливров. Только в 1685 г. Людовик XIV купил бриллиантов на 2 млн. ливров. В результате бюджет военно-морского флота Франции урезали на 4 млн. ливров. Королева в 1684 г. проиграла в карты 100 тыс. экю. Карточный долг учтиво выплатили из бюджета королевства.
Отдельные действия властей приводили к резкому сокращению числа налогоплательщиков. Отмена Нантского эдикта о веротерпимости в 1685 г. больно ударила по французским финансам. Эмигранты-гугеноты (протестанты) вывезли из страны 60 млн. ливров. Сильный удар получила экономика. В Туре в 1683 г. было 900 кожевенных мастерских, 8 тыс. ткацких станков, 3 тыс. станков для обработки льна. В 1698 г. остались 54 мастерские, 1 200 ткацких станков и 60 станков для обработки льна. Причина проста - 3 тыс. протестантов бежали из города. Согласно служебной записке маршала Вобана из армии бежало 12 тыс. солдат, 9 тыс. матросов и 600 офицеров. Всего из страны бежало 300 тыс. человек и 400 тыс. оставшихся «перекрестились».
Во Франции накануне революции рост налогов уже давно не покрывал дефицита бюджета, но вызывал рост народного недовольства. Одним из самых непопулярных налогов была т.н. «двадцатина» - прямой налог в размере 5 % стоимости имущества и доходов лиц всех сословий. Первую «двадцатину» собрали в 1750 г., вторую в 1756 г. в связи с началом Семилетней войны, третью должны были уплатить к 31 декабря 1786 г. Духовенство регулярно вносило особый налог - взнос духовного сословия в казну, вносимый с согласия ассамблей духовенства и заменявший прямые налоги. Накануне революции министр Финансов Неккер сократил более 600 придворных должностей. Для 25 млн. французской «черни» это была экономия на спичках.
Правительство широко прибегало к займам. За годы правления Людовика XVI государственный долг утроился и к 1789 г. достиг 4,5 млрд, ливров, тогда как находившаяся в обращении денежная масса составляла примерно 2,5 млрд. ливров. Согласно «Отчету о состоянии казны за 1788 г.» дефицит достигал 126 млн. ливров, или 20 % расходов. Тогдашние генеральные контролеры финансов Тюрго (в отставке с 1776 г.), Неккер (в отставке с 1781 г.) и Ш.-А.Калонн (1783 - 1787 г.) выступали с широкими программами реформ, но не нашли поддержку ни со стороны короля, ни со стороны нотаблей в 1787 г. (последнее относится к Калонну).
Лидеры революции широко использовали на первой стадии народное недовольство дворянством, не желавшим платить прямые налоги. В начале революции Учредительное собрание 22 декабря 1789 г. ввело цензовую систему и разделило граждан на «активных» и «пассивных». Права «активных» граждан получили мужчины, достигшие 25 лет, платившие прямой налог в размере местной трехдневной заработной платы (не менее 1,5 —3 ливров) и не находящиеся в услужении. Таковых оказалось около 4,3 млн. человек из 8 - 9 млн. мужчин и около 28 млн. всего населения.
Многие проблемы в европейских финансах раннего Нового времени вызывала система откупов. Государственные финансы находились в руках посредников - откупщиков, которые полностью не подчинялись государству и вели собственные дела, среди которых откуп налогов или займы королю были лишь одной из доходных статей. Поэтому во Франции, наиболее часто практиковавшей откупы и после краха системы Лоу вообще не имевшей централизованных государственных финансов, периодически создавались специальные судебные палаты для расследования финансовых злоупотреблений и возвращению государству похищенных сумм. Всего было учреждено 14 таких палат: в XVI в. - восемь, в XVII в. - пять, в XVIII в. - одна, работавшая в 1716 - 1717г.
Зачастую современники представляли откупщиков как людей низкого происхождения. Но дела судебной палаты 1661 г., созданной для расследований махинаций суперинтенданта финансов Николя Фуке, показывают, что из 230 откупщиков-дольщиков 176 или 76,5 % были дворянами, а 65 «королевскими секретарями». Процесс этот не был доведен до конца, т.к. по его результатам стал вырисовываться неожиданный результат - деньги, которые откупщики выплачивали королю авансом в звонкой монете, предоставляли им крупные собственники из королевской аристократии.
Французская система откупов сложилась в 1680- 1726 г. и достигла расцвета в 1726 - 1776 г. В 1680 г. был заключен арендный договор Фоконне, согласно которому государство за более чем 63 млн. ливров передавало откупщикам габель (табачную монополию), эд (налог на розничную продажу вина), налоги с управления домениальными имуществами, внутренние и ввозные пошлины. К 1730 г. сложился институт сорока генеральных откупщиков (к революции 1789 г. их было 44). Они выступали гарантами выполнения шестилетних договоров на аренду тех или иных налогов. Само право сбора налогов периодически выставлялось на торги. Откупщики вносили огромные налоговые суммы - до 1,5 млн. ливров с человека - что делало их фактически несменяемыми. С этих сумм им выплачивался процент, а чтобы отказаться от услуг откупщика, французскому королю необходимо было вернуть залоговую сумму и найти столь же богатого заимодавца. Естественно, что от контракта к контракту государство увеличивало свои аппетиты. В 1726 г. откупщики должны были внести 80 млн. ливров, в 1738 г. - 91 млн., 1755 г. - 110 млн., 1773 г. -138 млн. ливров. Но подобное размещение капиталов все равно оставалось выгодным.
Откупщики представляли собой замкнутый клан, связанный родственными узами и поддерживающий постоянные связи с королевским двором. Не случайно, что в ходе революционного террора 1794 г. на гильотину были отправлены 34 королевских откупщика. Ненависть к этой привилегированной группе была почти всенародной. Система откупов имела одно очевидное преимущество - государство экономило на содержании многочисленной фискальной бюрократии. Минусов было больше. Во-первых, для чиновников и придворных открывались широкие возможности по личному обогащению. Во-вторых, сборы откупщиков, несомненно, превышали сумму налоговых сборов по «росписям налогов», что вызвало устойчивое недовольство подданных французского короля.
Следует отметить, что французскому опыту формирования централизованного бюджета предшествовал испанский опыт. К середине XVI в. Испания превратилась в центр мировой империи во главе с династией Габсбургов. В состав этой империи, помимо собственно Испании, входили захваченные в Америке и на Филиппинах колонии, а также европейские земли, связанные с Габсбургами династическими узами: Нидерланды, Южная Италия и Австрия. Великодержавная политика Габсбургов - войны с Францией, Турцией, Англией и протестантскими князьями Германии -требовали громадных средств Испанские армия и флот считались одними из лучших в Европе XVI в., а государственный аппарат был одним из самых многочисленных. В 1624 г. в Испании было 70 тыс. «мест, должностей и чинов». Правда, Испания, обладавшая гигантской колониальной империей, была исключением, «потолком» бюрократизации для своего времени. При этом в Испании продавались лишь низшие должности городской администрации -посты «рехидоров».
Но Габсбургам в XVI - XVII в. так и не удалось создать централизованный бюджет. Они были вынуждены обращаться к иностранным кредиторам, которые за свои услуги требовали различного рода «преференций» Размер последних резко возрос после государственных банкротств. В 1616г. председатель Кастильского совета финансов дон Эрнандо де Каррильо напоминал испанскому королю Филиппу III «все поддерживается только силою денег... и сила Вашего Величества заключается главным образом в деньгах; в тот день, когда их не окажется, война будет проиграна».
Бюджет Испании около 1670 г. пополнялся преимущественно за счет колоний, которые ежегодно давали около 60 млн. ливров. Но денег не хватало из-за войны с Португалией. Правительство пошло на эмиссию 6-7 млн. медной монеты с высокими номиналами, заработав этой жульнической операцией 24 - 25 млн. В Каталонии «облегченные» монеты принимать отказались. Тогда власти ввели платную марку на официальных бумагах, что дало 2 млн, ливров и систему разрешений на употребление в пищу в постные дни ног и голов животных (налоговый сбор -около 2 млн. ливров). Несмотря на эти усилия, государственный долг Испании к 1700 г. составлял 300 млн. ливров. Но самое неприятное заключалось в том, что Испания была не способна платить проценты по своим обязательствам. Страна могла выставить не более 8 тыс. солдат. У короля Карла II ( 1700) не было даже своей кареты, а королевские конюхи разбежались.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.