26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
Бюджет и бюджетная политика Белорусской ССР
Революция 1917г. привела к образованию Белорусской Советской Социалистической Республики, провозглашенной 1 января 1919г. БССР в первое время формально считалась самостоятельным государством и имела право на собственный Наркомат финансов и бюджет. Но последствия Первой мировой войны (1914- 1918) и советско-польская война 1920 г. не позволили БССР реализовать эти возможности Помощь в обеспечении БССР финансовыми ресурсами оказывала РСФСР. После Рижского мира 1921 г. были определены границы БССР, согласно которым западные районы отошли к Польше, и началось становление белорусского бюджета.
В 1921 г. на территории БССР был введен первый «советский» налог - промысловый налог, которым облагались торговля и промыслы в зависимости от объема оборотов и применения наемного труда. В 1922 г. со всего трудоспособного населения начал взиматься общегражданский налог. Подробно эволюция налоговой системы БССР будет рассмотрена в следующей теме.
По словам народного комиссара финансов СССР Г.Я.Сокольникова, в 1922 г. в качестве основных направлений оздоровления «финансового хозяйства» необходимо было провести «сокращение государственного бюджета, развитие местного бюджета, развитие системы денежных налогов, развитие системы государственных доходов, снятие всего того, что можно в области промышленности с государственного бюджета, обложение промышленности, которая должна давать определенные ресурсы государству, развитие системы аренд, концессий, смешанных обществ, которые обеспечивают развитие производительных сил и дают нам возможность использовать иностранный капитал». Но далеко не все из декларированного Сокольниковым было реализовано на практике.
Первый бюджет БССР за 1921 г. был выполнен с колоссальным дефицитом 92 % бюджетных расходов покрывались необеспеченной эмиссией. Однако бюджет БССР 1922 г. смог уменьшить дефицит до 26.3 % и обеспечить налоговыми поступлениями 35,3 % бюджетных расходов.
В конце 1921 г. местные бюджеты отделились от государственного. В связи с этим появились местные налоги. В городских поселениях их число увеличилось с 5 до 22, а в сельских поселениях достигло 13. Но в своем большинстве местные бюджеты БССР продолжали зависеть от государственного бюджета, т.к. их доходная база была очень слабой. По мере того, как государство брало курс на ускоренные социалистические преобразования - индустриализацию и коллективизацию, и стремилось с этой целью аккумулировать все финансовые средства, доля собственных доходов местных бюджетов неуклонно уменьшалась. В 1926 - 1927 г. доля собственных доходов местных бюджетов БССР составила 36,8 % к общему объему доходов, а в 1929 - 1930 г. она снизилась до 19,3 %.
В 1926 г. было принято Положение о местных финансах. В 1927 г. утверждено Положение о бюджетных правилах СССР и союзных республик. Эти документы предписывали бездефицитное сбалансирование бюджетов союзных республик и местных советов. Но реализовать на практике это требование не удавалось. В 1928 - 1929 г, бюджет БССР получил дотаций из союзного бюджета в размере 14,5 % от республиканских доходов.
Налоговая реформа 1930 г. серьезно повысила доходы государственного бюджета и эффективность налоговой системы. Основными источниками пополнения советского бюджета стали налог с оборота и отчисления от прибыли.
В 1931 г. постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных депутатов СССР ввело систему отчислений от налога с оборота в местные бюджеты. Получили самостоятельность сельские бюджеты. В результате в бюджете БССР налог с оборота в 1933 г. составил 48,8 % от всех доходов.
В целом рост доходов и совершенствование бюджетных отношений позволили в 1930 - 1940 г. значительно увеличить поступления в бюджет БССР. Доходы белорусского советского бюджета в это время выросли в 12,7 раза и достигли накануне Великой Отечественной войны 2 294 млн. руб.
В структуре расходов белорусского бюджета в 1940 г. 60,1 % финансовых средств выделялось на развитие социальной сферы и 23,5 %- на развитие экономики. «Второстепенное» бюджетное финансирование белорусской экономики, по-видимому, объясняется «прифронтовым» положением БССР. Поэтому в межвоенный период на территории Беларуси не создавались крупные предприятия, имеющие оборонное значение.
Великая Отечественная война нанесла колоссальный ущерб народно-хозяйственному комплексу БССР. Общие материальные потери, нанесенные немецко-фашистскими захватчиками экономике и гражданам БССР затри года оккупации, достигали 75 млрд. руб., что в 35 раз превышало государственный бюджет республики в довоенном 1940 г.
Понесенный материальный ущерб был частично компенсирован дотациями из союзного бюджета. В годы Великой Отечествен-- ной войны Беларусь получила из союзного бюджета: в 1943 г. - 37 млн. руб., в 1944 г. - 49,8 млн. руб., в 1945 г. - 120 млн. руб.
Бюджет БССР в 1945 г. составил 181,8 млн. руб. Из них 99,1 млн. руб. выделялись на социально-культурную сферу и 48,2 млн. руб. на восстановление экономики.
По мере восстановления народного хозяйства происходил рост доходов белорусского бюджета. В 1951 г. их объем составил 367,5 млн. руб., в 1955 г.-496,5 млн. руб., в 1958 г.- 1050,8 млн. руб. Обращает на себя внимание тот факт, что еще в 1958 г. бюджет БССР не достиг уровня довоенного бюджета 1940 г.
В структуре доходов белорусского бюджета наибольшее значение имел налог с прибыли. Его доля в общих бюджетных доходах возросла с 46,5 % в 1951 г. до 50,2 % в 1958 г. Удельный вес отчислений от прибыли в структуре доходов государственного бюджета за 1951 - 1958 г. вырос с 14,5 % до 18,7 %. Благодаря тому, что было принято решение о передаче всей суммы подоходного налога с колхозов в республиканский бюджет, возросло значение этой статьи бюджетных доходов. Если в 1951 г. они составили 3,3 млн. руб. или 0,9 %, то в 1958 г. - 46,1 млн. руб. или 4,4 % поступлений в белорусский бюджет.
Налоги с населения в абсолютных показателях практически не изменились в 50-х годах XX в. В 1951 г. они составили 55,8 млн. руб., а в 1958 г. - 60 млн. руб. Однако их доля в бюджетных доходах сократилась почти в 3 раза - с 15,2 % до 5,7 %. Также резко снизилась доля доходов от поступлений по государственным займам и денежно-вещевым лотереям. С 28,5 млн. руб. или 7,7 % в 1951 г. до 20,4 млн. руб. или 1,9 % в 1958 г.
По мнению Т.В.Сорокиной, увеличению платежей из прибыли способствовал рост производства, рентабельности и прибыли предприятий, а также расширение круга плательщиков за счет передачи ряда предприятий союзного подчинения в республиканское. Положительные последствия имел новый порядок расчетов с бюджетом. С 1955 г. большинство предприятий стали рассчитываться по отчислениям от прибыли на основе результатов своей финансово-хозяйственной деятельности в децентрализованном порядке.
Расходы государственного бюджета БССР увеличились с 367,5 млн. руб. в 1951 г. до 1025,5 млн. руб. в 1958 г. Впервые в истории финансов Беларуси на первый план вышли экономические расходы. В 1951 г. расходы на народное хозяйство составили 82,5 млн. руб. или 22,5 % от всех бюджетных расходов. В 1958 г. эти расходы достигли 536,6 млн. руб. или 52,2 % бюджетных расходов. Почти треть - 29 % - составили расходы на сельское хозяйство. Расходы на социально-культурные нужды возросли с 241,7 млн. руб. до 392,5 млн. руб. Но их удельный вес в структуре расходов белорусского бюджета с 1951 по 1958 г. сократился с 65,8 % до 38,2 %.
Принятый в 1959 г. Закон о бюджетных правах СССР и союзных республик значительно расширил права республиканских органов власти в определении объемов бюджетных доходов и основных статей расходов. Союзные республики получили право использовать для развития экономики и культуры дополнительные доходы, полученные за счет перевыполнения доходной части республиканского бюджета.
В 1965 г. в СССР прошла экономическая реформа, которая изменила структуру доходов государственного бюджета. Реформа преследовала цель повысить эффективность производства и усилить экономические методы в управлении народнохозяйственным комплексом. Изменилась система распределения денежных средств, формы и методы их аккумуляции в бюджет, взаимоотношения субъектов хозяйствования с бюджетом. Вместо отчислений от прибыли предприятия стали уплачивать в государственный бюджет плату за фонды, фиксированные платежи и перечисления свободного остатка прибыли.
В результате реформы в структуре бюджетных доходов БССР снизилось значение налога с оборота и возросло значение отчислений от прибыли. В 1965 г. эти статьи бюджетных доход составляли 37,6 % т 28,4 % соответственно. Но в абсолютных цифрах поступления от этих источников доходов продолжали расти, что способствовало развитию белорусского бюджета.
Реформа 1965 г. существенно сократила практику прямых инвестиций в экономику, в первую очередь промышленность, которая широко практиковалась в СССР со времени индустриализации. Но система, эффективная в годы индустриализации, войны и восстановления народного хозяйства, не отвечала новым условиям. Поэтому при проведении реформы власти изменили порядок финансирования предприятий. Отныне затраты на капитальные вложения и прирост оборотных средств осуществлялись за счет собственных средств субъектов хозяйствования, а в недостающей части использовался банковский кредит. Бюджетные ассигнования выделялись лишь на особо важные объекты и программы. Результатом реформы явился рост значения налогов с оборота. В 1970 г. он дал 35 % бюджетных доходов, а в 1980 г. - 41,6 %.
По мере того как в советской экономике нарастали кризисные явления, наблюдалось снижение значения налога с оборота и платежей из прибыли в структуре бюджетных доходов. В 1981 г. эти налоги составляли 45,2 % и 29,9 % от всех бюджетных доходов. В 1990 г. налог с оборота составлял 40,7%, а платежи с прибыли 23,4 % от бюджетных доходов БССР.
В структуре расходов государственного бюджета БССР преобладали расходы на народное хозяйство. Своего максимума они достигли в 1989 г., составив 62,7 % бюджетных расходов. Расходы на социально-культурные мероприятия составляли 31,1 %. В том числе 13,7 % на просвещение и науку. 10,4 % на социальное обеспечение и 7,4 % на здравоохранение. В целом расходы на социально-культурные мероприятия сократились с 40,1 % в 1981 г. до 31,1 % в 1990 г. Кок отметила Т.В.Сорокина, фактически неэффективная экономика не могла выделить какие-либо средства на социально-культурную сферу и финансировала сама себя. В 1990 г. 64,1 % доходов бюджета формировались за счет поступлений от народного хозяйства: налога с оборота и платежей из прибыли. В то же время 58,7 % бюджетных расходов направлялись в народное хозяйство.
Таким образом, бюджет БССР был первым государственным бюджетом Беларуси. Типологически его можно отнести к социально-экономическим бюджетам современного типа. Большая часть его расходов направлялась на развитие экономики и социальные нужды. Но советскому бюджету не удалось преодолеть пагубную практику прямых инвестиций в промышленность и, в меньшей степени, сельское хозяйство. Сказалось также полное отсутствие иностранных инвестиций и постепенный рост внешней задолженности
Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы существования СССР доходы бюджетов союзных республик —республиканских и местных стали значительно превышать доходы союзного бюджета, что создавало почву для разного рода сепаратистских тенденций и серьезно подрывало позиции союзного руководства За годы правления М.С.Горбачева эта статистика выглядела следующим образом (см. таблицу 15).
Особенно впечатляющим разрыв в уровне доходов союзного и республиканского бюджетов был в 1989 г., когда он достигал разницы почти в 1,5 раза. В то же время расходы союзного бюджета устойчиво превышай расходы республиканских бюджетов (см. таблицу 16).
Таким образом, в последние годы существования СССР бюджетные расходы устойчиво превышали доходы. Особенно заметным дефицит бюджета был в 1988 - 1989 г, когда превышение расходов над доходами достигало 80,6- 80,7 млрд. руб. При этом страна не находилась в состоянии войны. Денежная эмиссия и внешние займы стали основными формами покрытия советского бюджетного дефицита.
Структура государственного бюджета СССР в 1985 - 1990 г. отражала нарастающие кризисные явления в советской экономике (см. таблицу 17).
Следует отметить, что до 1989 г. расходы на народное хозяйство включали в себя значительную часть военных расходов: на закупку вооружений и техники, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, военное строительство. Поэтому в бюджете 1989 г. произошло сокращение почти на 20% расходов на народное хозяйство, при увеличении в 3,7 раза военных расходов.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.