logo
Финансово-кредитная сис-ма

26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.

Бюджет и бюджетная политика Белорусской ССР

Революция 1917г. привела к образованию Белорусской Советс­кой Социалистической Республики, провозглашенной 1 января 1919г. БССР в первое время формально считалась самостоятельным госу­дарством и имела право на собственный Наркомат финансов и бюд­жет. Но последствия Первой мировой войны (1914- 1918) и советс­ко-польская война 1920 г. не позволили БССР реализовать эти воз­можности Помощь в обеспечении БССР финансовыми ресурсами оказывала РСФСР. После Рижского мира 1921 г. были определены границы БССР, согласно которым западные районы отошли к Польше, и началось становление белорусского бюджета.

В 1921 г. на территории БССР был введен первый «со­ветский» налог - промысловый налог, которым облагались торговля и промыслы в зависимости от объема оборотов и применения на­емного труда. В 1922 г. со всего трудоспособного населения начал взиматься общегражданский налог. Подробно эволюция налоговой системы БССР будет рассмотрена в следующей теме.

По словам народного комиссара финансов СССР Г.Я.Соколь­никова, в 1922 г. в качестве основных направлений оздоровления «финансового хозяйства» необходимо было провести «сокращение государственного бюджета, развитие местного бюджета, развитие системы денежных налогов, развитие системы государственных доходов, снятие всего того, что можно в области промышленности с государственного бюджета, обложение промышленности, кото­рая должна давать определенные ресурсы государству, развитие системы аренд, концессий, смешанных обществ, которые обеспе­чивают развитие производительных сил и дают нам возможность использовать иностранный капитал». Но далеко не все из деклари­рованного Сокольниковым было реализовано на практике.

Первый бюджет БССР за 1921 г. был выполнен с колоссаль­ным дефицитом 92 % бюджетных расходов покрывались необес­печенной эмиссией. Однако бюджет БССР 1922 г. смог уменьшить дефицит до 26.3 % и обеспечить налоговыми поступлениями 35,3 % бюджетных расходов.

В конце 1921 г. местные бюджеты отделились от государствен­ного. В связи с этим появились местные налоги. В городских посе­лениях их число увеличилось с 5 до 22, а в сельских поселениях достигло 13. Но в своем большинстве местные бюджеты БССР продолжали зависеть от государственного бюджета, т.к. их доходная база была очень слабой. По мере того, как государство брало курс на ус­коренные социалистические преобразования - индустриализацию и коллективизацию, и стремилось с этой целью аккумулировать все финансовые средства, доля собственных доходов местных бюдже­тов неуклонно уменьшалась. В 1926 - 1927 г. доля собственных до­ходов местных бюджетов БССР составила 36,8 % к общему объему доходов, а в 1929 - 1930 г. она снизилась до 19,3 %.

В 1926 г. было принято Положение о местных финансах. В 1927 г. утверждено Положение о бюджетных правилах СССР и со­юзных республик. Эти документы предписывали бездефицитное сбалансирование бюджетов союзных республик и местных сове­тов. Но реализовать на практике это требование не удавалось. В 1928 - 1929 г, бюджет БССР получил дотаций из союзного бюдже­та в размере 14,5 % от республиканских доходов.

Налоговая реформа 1930 г. серьезно повысила доходы госу­дарственного бюджета и эффективность налоговой системы. Ос­новными источниками пополнения советского бюджета стали на­лог с оборота и отчисления от прибыли.

В 1931 г. постановление Центрального исполнительного ко­митета и Совета народных депутатов СССР ввело систему отчис­лений от налога с оборота в местные бюджеты. Получили само­стоятельность сельские бюджеты. В результате в бюджете БССР налог с оборота в 1933 г. составил 48,8 % от всех доходов.

В целом рост доходов и совершенствование бюджетных отно­шений позволили в 1930 - 1940 г. значительно увеличить поступ­ления в бюджет БССР. Доходы белорусского советского бюджета в это время выросли в 12,7 раза и достигли накануне Великой Отече­ственной войны 2 294 млн. руб.

В структуре расходов белорусского бюджета в 1940 г. 60,1 % финансовых средств выделялось на развитие социальной сферы и 23,5 %- на развитие экономики. «Второстепенное» бюджетное финансирование белорусской экономики, по-видимому, объясня­ется «прифронтовым» положением БССР. Поэтому в межвоенный период на территории Беларуси не создавались крупные предпри­ятия, имеющие оборонное значение.

Великая Отечественная война нанесла колоссальный ущерб народно-хозяйственному комплексу БССР. Общие материальные по­тери, нанесенные немецко-фашистскими захватчиками экономике и гражданам БССР затри года оккупации, достигали 75 млрд. руб., что в 35 раз превышало государственный бюджет республики в до­военном 1940 г.

Понесенный материальный ущерб был частично компенсиро­ван дотациями из союзного бюджета. В годы Великой Отечествен-- ной войны Беларусь получила из союзного бюджета: в 1943 г. - 37 млн. руб., в 1944 г. - 49,8 млн. руб., в 1945 г. - 120 млн. руб.

Бюджет БССР в 1945 г. составил 181,8 млн. руб. Из них 99,1 млн. руб. выделялись на социально-культурную сферу и 48,2 млн. руб. на восстановление экономики.

По мере восстановления народного хозяйства происходил рост доходов белорусского бюджета. В 1951 г. их объем составил 367,5 млн. руб., в 1955 г.-496,5 млн. руб., в 1958 г.- 1050,8 млн. руб. Обращает на себя внимание тот факт, что еще в 1958 г. бюджет БССР не достиг уровня довоенного бюджета 1940 г.

В структуре доходов белорусского бюджета наибольшее значение имел налог с прибыли. Его доля в общих бюджетных доходах возросла с 46,5 % в 1951 г. до 50,2 % в 1958 г. Удельный вес отчислений от при­были в структуре доходов государственного бюджета за 1951 - 1958 г. вырос с 14,5 % до 18,7 %. Благодаря тому, что было принято решение о передаче всей суммы подоходного налога с колхозов в республиканс­кий бюджет, возросло значение этой статьи бюджетных доходов. Если в 1951 г. они составили 3,3 млн. руб. или 0,9 %, то в 1958 г. - 46,1 млн. руб. или 4,4 % поступлений в белорусский бюджет.

Налоги с населения в абсолютных показателях практически не изменились в 50-х годах XX в. В 1951 г. они составили 55,8 млн. руб., а в 1958 г. - 60 млн. руб. Однако их доля в бюджетных дохо­дах сократилась почти в 3 раза - с 15,2 % до 5,7 %. Также резко снизилась доля доходов от поступлений по государственным зай­мам и денежно-вещевым лотереям. С 28,5 млн. руб. или 7,7 % в 1951 г. до 20,4 млн. руб. или 1,9 % в 1958 г.

По мнению Т.В.Сорокиной, увеличению платежей из прибыли способствовал рост производства, рентабельности и прибыли пред­приятий, а также расширение круга плательщиков за счет передачи ряда предприятий союзного подчинения в республиканское. Поло­жительные последствия имел новый порядок расчетов с бюджетом. С 1955 г. большинство предприятий стали рассчитываться по отчис­лениям от прибыли на основе результатов своей финансово-хозяй­ственной деятельности в децентрализованном порядке.

Расходы государственного бюджета БССР увеличились с 367,5 млн. руб. в 1951 г. до 1025,5 млн. руб. в 1958 г. Впервые в истории финансов Беларуси на первый план вышли экономические расхо­ды. В 1951 г. расходы на народное хозяйство составили 82,5 млн. руб. или 22,5 % от всех бюджетных расходов. В 1958 г. эти расходы достигли 536,6 млн. руб. или 52,2 % бюджетных расходов. Почти треть - 29 % - составили расходы на сельское хозяйство. Расходы на социально-культурные нужды возросли с 241,7 млн. руб. до 392,5 млн. руб. Но их удельный вес в структуре расходов белорусского бюджета с 1951 по 1958 г. сократился с 65,8 % до 38,2 %.

Принятый в 1959 г. Закон о бюджетных правах СССР и союз­ных республик значительно расширил права республиканских ор­ганов власти в определении объемов бюджетных доходов и основ­ных статей расходов. Союзные республики получили право исполь­зовать для развития экономики и культуры дополнительные доходы, полученные за счет перевыполнения доходной части республикан­ского бюджета.

В 1965 г. в СССР прошла экономическая реформа, которая изменила структуру доходов государственного бюджета. Реформа преследовала цель повысить эффективность производства и уси­лить экономические методы в управлении народнохозяйственным комплексом. Изменилась система распределения денежных средств, формы и методы их аккумуляции в бюджет, взаимоотношения субъектов хозяйствования с бюджетом. Вместо отчислений от при­были предприятия стали уплачивать в государственный бюджет плату за фонды, фиксированные платежи и перечисления свобод­ного остатка прибыли.

В результате реформы в структуре бюджетных доходов БССР снизилось значение налога с оборота и возросло значение отчис­лений от прибыли. В 1965 г. эти статьи бюджетных доход состав­ляли 37,6 % т 28,4 % соответственно. Но в абсолютных цифрах поступления от этих источников доходов продолжали расти, что способствовало развитию белорусского бюджета.

Реформа 1965 г. существенно сократила практику прямых ин­вестиций в экономику, в первую очередь промышленность, кото­рая широко практиковалась в СССР со времени индустриализации. Но система, эффективная в годы индустриализации, войны и вос­становления народного хозяйства, не отвечала новым условиям. Поэтому при проведении реформы власти изменили порядок фи­нансирования предприятий. Отныне затраты на капитальные вло­жения и прирост оборотных средств осуществлялись за счет соб­ственных средств субъектов хозяйствования, а в недостающей ча­сти использовался банковский кредит. Бюджетные ассигнования выделялись лишь на особо важные объекты и программы. Резуль­татом реформы явился рост значения налогов с оборота. В 1970 г. он дал 35 % бюджетных доходов, а в 1980 г. - 41,6 %.

По мере того как в советской экономике нарастали кризисные явления, наблюдалось снижение значения налога с оборота и пла­тежей из прибыли в структуре бюджетных доходов. В 1981 г. эти налоги составляли 45,2 % и 29,9 % от всех бюджетных доходов. В 1990 г. налог с оборота составлял 40,7%, а платежи с прибыли 23,4 % от бюджетных доходов БССР.

В структуре расходов государственного бюджета БССР преоб­ладали расходы на народное хозяйство. Своего максимума они дос­тигли в 1989 г., составив 62,7 % бюджетных расходов. Расходы на социально-культурные мероприятия составляли 31,1 %. В том чис­ле 13,7 % на просвещение и науку. 10,4 % на социальное обеспече­ние и 7,4 % на здравоохранение. В целом расходы на социально-культурные мероприятия сократились с 40,1 % в 1981 г. до 31,1 % в 1990 г. Кок отметила Т.В.Сорокина, фактически неэффективная эко­номика не могла выделить какие-либо средства на социально-куль­турную сферу и финансировала сама себя. В 1990 г. 64,1 % доходов бюджета формировались за счет поступлений от народного хозяй­ства: налога с оборота и платежей из прибыли. В то же время 58,7 % бюджетных расходов направлялись в народное хозяйство.

Таким образом, бюджет БССР был первым государственным бюджетом Беларуси. Типологически его можно отнести к социаль­но-экономическим бюджетам современного типа. Большая часть его расходов направлялась на развитие экономики и социальные нуж­ды. Но советскому бюджету не удалось преодолеть пагубную прак­тику прямых инвестиций в промышленность и, в меньшей степени, сельское хозяйство. Сказалось также полное отсутствие иностран­ных инвестиций и постепенный рост внешней задолженности

Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы существования СССР доходы бюджетов союзных республик —рес­публиканских и местных стали значительно превышать доходы союзного бюджета, что создавало почву для разного рода сепара­тистских тенденций и серьезно подрывало позиции союзного ру­ководства За годы правления М.С.Горбачева эта статистика выг­лядела следующим образом (см. таблицу 15).

Особенно впечатляющим разрыв в уровне доходов союзного и республиканского бюджетов был в 1989 г., когда он достигал разницы почти в 1,5 раза. В то же время расходы союзного бюджета устойчиво превышай расходы республиканских бюджетов (см. таблицу 16).

Таким образом, в последние годы существования СССР бюджет­ные расходы устойчиво превышали доходы. Особенно заметным де­фицит бюджета был в 1988 - 1989 г, когда превышение расходов над доходами достигало 80,6- 80,7 млрд. руб. При этом страна не находи­лась в состоянии войны. Денежная эмиссия и внешние займы стали основными формами покрытия советского бюджетного дефицита.

Структура государственного бюджета СССР в 1985 - 1990 г. отражала нарастающие кризисные явления в советской экономике (см. таблицу 17).

Следует отметить, что до 1989 г. расходы на народное хозяй­ство включали в себя значительную часть военных расходов: на за­купку вооружений и техники, на научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы, военное строительство. Поэтому в бюд­жете 1989 г. произошло сокращение почти на 20% расходов на народное хозяйство, при увеличении в 3,7 раза военных расходов.