25. Бюджетная система Российской империи.
В России формирование бюджета имело своей основой выплату ордынской дани - «выходов». Они приучили население к постоянным налогам - «тяглу». Соответственно возникла и сословная иерархия Московского государства -деление населения на служилое и тяглое, которое платило разнообразные подати. Основу служилых людей составляли помещики или дворяне, формировавшие конное ополчение. Подсчитано, что в середине XVI в. в России имелось 22 — 23 тыс. служилых людей. Из этого числа 2-3 тыс. были занесены в московские послужные списки и представляли собой родословную элиту, а остальные 20 тыс. были занесены в послужные списки провинциальных городов. Большинство этих воинов были чрезвычайно бедны и имели в среднем по 35 -70 десятин земли. В конце XVI в. 1 служилый человек приходился на 300 лиц податного сословия и духовного звания. В 1651 г. Россия, имея 13 млн. населения, располагала 39 тыс. служилых людей (1:333 жителям). Это- максимум, который могла содержать преимущественно натуральная московская экономика.
Для извлечения бюджетных доходов через продажу царь мог распоряжаться:
излишками, произведенными в его личных владениях;
данью, полученной от управителей и подданных;
закупками, сделанными за рубежом для перепродажи. В последнем случае царь использовал «транзитное положение» России в торговле Китая и Западной Европы.
Российская монархия обладала монополией на торговлю зерновыми и спиртным (водкой). В виде дани с народов Сибири шли меха - «мягкая рухлядь» или «ясак» - самый востребованный в Европе и Азии российский товар. К этому следует добавить монополию на экспорт икры, льняных тканей, смолы, поташа и кожи.
Система откупов или концессий появилась еще в допетровской Руси. Смысл ее состоял в том, что государство отдавало на откуп за определенную сумму ту или иную государственную монополию. С соляных откупов начиналась в XVI в. карьера купцов Строгановых.
Сравнительно редко в качестве источника бюджетных доходов использовались займы. Внутренние займы известны на Руси с начала XV в. Так, князь Юрий Дмитриевич был должен крупным московским купцам - «гостям и суконникам» - 600 руб.
Формирование доходов и расходов династии Романовых было напрямую связано с военным обеспечением внешней политики. По подсчетам П.Н.Милюкова в XVII в. расходы на армию увеличились по меньшей мере в 3 раза: с 250 тыс. руб. в начале века до 750 тыс. руб. в 1680 г. К 1680 г. относится первая из сохранившихся «роспись» доходов и расходов Российского государства - бюджет (см. таблицу 10).
Главная проблема в российском бюджете допетровского периода - отсутствие четкой системы сбора налогов, распределения доходов и контроля за выполнением бюджета. Нельзя сказать, что Петр I Великий разрешил эту проблему. С одной стороны, он действительно упорядочил управление финансами, использовав для этого европейский опыт. С другой стороны, постоянные войны привели к поиску все новых и новых источников налоговых поступлений и невиданным расходам на армию. Это перечеркивало все попытки нормализации бюджета и «размывало» начавшую было складываться «финансовую систему». В то же время российский бюджет пока обходился без внешних займов и, тем самым, был очень устойчив к внешним воздействиям, что было прямо связано с постоянным повышением налогового бремени. Традиция прямого взимания того или иного налога определенным ведомством на свои нужды почти на полвека пережила Петра. Но с течением времени ведомства просто перестали ставить в известность центральное правительство о своих доходах и расходах.
Во главе финансового управления Петр поставил Сенат. Для заведывания государственными доходами была создана Камер-коллегия. Расходы находились в ведении Штатс-контор-коллегии или Штатс-конторы. Для проверки счетов и отчетов появилась Ревизион-контора.
Отсутствие опыта и оперативности бюрократического аппарата привели к весьма запутанной системе «реализации» российского бюджета. Содержание армии шло из подушных сборов. Флот и гвардия финансировались за счет государственных сборов: питейных, таможенных и прочих 40 губерний. На общественные постройки шел соляной сбор. Дворцовые расходы обеспечивали доходы от дворцовых волостей и Рижской губернии. Содержание иностранной коллегии давали прибыли денежных дворов и т.д. Отсюда и все главные особенности российского бюджета: запутанность реализации и управления, огромные расходы на армию и флот (75 %), «опора» всей налоговой системы на низшие классы населения. Российский бюджет 1724 г. выглядел следующим образом (см. таблицу 11).
Преемники Петра I не обладали его целеустремленностью и постепенно приводили в расстройство государственный бюджет. По словам русского историка Куломзина, целый ряд независимых друг от друга ведомств занимались каждое взиманием того или другого налога, специально назначенного на удовлетворение расходов данного ведомства. В одном ведомстве были излишки, в другом значительные недостатки, но, несмотря на периодические Высочайшие предписания, ведомства так и не присылали в «Правительствующий Сенат» никаких ведомостей о состоянии своих бюджетов.
В 1762 г. Петру III удалось добиться краткого «экстракта» о государственных доходах и расходах (см. таблицу 12).
Повысить «наполняемость» бюджета власти стремились за счет косвенных налогов. В 1762 г. 61,6% всех доходов бюджет получал за счет косвенных налогов и только 38,4 % путем прямого налогообложения. В целом государственные доходы возросли с 16 497 381 руб. в 1763 г. до 68 597 459 руб. в 1796 г., т.е. увеличились за 34 года более чем в 4 раза.
Но появился государственный долг. К 1796 г. он достигал 215 млн. руб. Наибольшую его часть составляли ассигнации, которых было выпущено на 150 млн. руб. Затем следовали краткосрочные внешние займы, долги поставщикам и подрядчикам, заимствования из банков.
В 1769 г. Екатерина II впервые в Российской истории прибегла к практике внешнего займа у европейских банкиров, который осуществил голландский банковский дом Де Смет. В 1787 - 1793 г. роль главного заимодавца российской короны перешла к крупнейшему амстердамскому банку Генри Хоупа. За эго время он осуществил 19 российских займов на сумму 3 млн. флоринов каждый, т.е. всего на 57 млн. флоринов. В размещении российских ценных бумаг принимали активное участие и другие голландские банковские дома: Хоггеры, Хорнек и К°, Вербрюгге и Голль, Физо, Гран и К°, Де Смет. С этого времени внешний долг России только увеличивался. Хотя как утверждает Я.Г. Ван Диллен, без голландских денег Россия не смогла бы успешно закончить русско-турецкие войны и присоединить Крым и Северное Причерноморье (Новороссию).
Займы вели к внешней задолженности и влиянию иностранных держав. В 1848 г. Россия свела бюджет с дефицитом в 32 млн. руб. Причина -засуха, голод, эпидемии, пожары. Из подвапов Петропавловской крепости в этом и следующем году было вывезено золота на 20 млн. руб. - 17 % имевшегося запаса. В этих условиях Россия просто не могла вмешаться в «австрийские дела» - подавление революции 1848 г. в Венгрии. Ситуацию спасли британцы. Англия не только дала добро на иностранную интервенцию, но предоставила царю заем. Лондонский торговый дом братьев Беринг ссудил российской казне 5 млн. фунтов стерлингов (35 млн. рублей), пошедших на покрытие военных расходов по венгерскому походу. Подобные операции были невозможны без согласия правительства.
За исключением Англии, центральное положение иностранцев в финансовых вопросах и внешних займах было для европейских государств XVIII в. правилом. Во Франции это были протестантские банки с конторами в Швейцарии, в Германии т.н. «придворные евреи» («Hofjuden»). Австрия, подобно России, ориентировалась на голландские банки.
Мощным ресурсом пополнения российской казны стали ассигнации. В 1768 - 1771 г. из 125 млн. дохода ассигнации составляли 10,7 млн. руб. или 11 % от суммы собранных в стране податей, а внешние займы лишь 3,6 млн. руб. или около 3 %.
По указу Екатерины II от 10 января 1774 г. количество ассигнаций в обращении не должно было превышать 20 млн. руб. Выпуск новых допускался лишь для замены ветхих. Но войны и обустройство завоеванных земель требовали все новых и новых денежных ресурсов. С 1791 г. эмиссия ассигнаций увеличивается, и за 5 лет (до 1786 г.) их выпустили на 21,6 млн. рублей. К 1785 г. во внутреннем обращении циркулировало бумажных денег на 50 млн. руб. При этом казне в 1785 г. по докладу А.А.Вяземского недоставало 5,28 млн. руб., которые предлагалось получить повысив налоги. Но императрица предпочла выпустить необеспеченные ассигнации.
Наполеоновские войны привели в расстройство российские финансы. Особенно пострадал бюджет. В 1809 г. расходы в два раза превысили доходы. В 1810 г. в государственном бюджете России превышение расходов над доходами составило 105 млн. руб., а государственный долг достиг 577 млн. руб. М.М.Сперанский (1772- 1839), автор «Плана финансов» (1809) по оздоровлению финансовой системы страны, предлагал изъять из обращения ассигнации. Для этого создать специальный фонд за счет продажи государственного имущества в частную собственность: «Ассигнации суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что иное, как сокрытые долги» Деятельность Сперанского в 1810 - 1812 г. позволила вдвое увеличить доходную часть бюджета, но расходы также возрастали, а война 1812г. перечеркнула все планы финансового оздоровления
В 1810г. была образована Государственная комиссия погашения долгов. Ее главная цель- уменьшение количества обращавшихся ассигнаций Для образования особого фонда в ведение комиссии была передана часть государственных имуществ: поселения, леса, угодья, налоги (оброк с государственных крестьян). Правительство предприняло первый внутренний заем на 100 млн. ассигнационных рублей. Но реализовано ценных бумаг было лишь на 3,2 млн. руб. Причина полного провала внутреннего займа, столь успешного в Англии или Голландии, - ограниченность капиталов у населения, перетекавших из одного долга в другой, и война 1812 года. После войны изъятие ассигнаций пытались продолжить за счет внешнего займа, но безрезультатно, и в 1823 г. прекратили. Взамен ассигнаций давали процентные билеты, проценты по которым выплачивались монетой.
Консолидированный государственный долг (долг внутренний + внешний) составил в 1825 г. 345 млн. руб.: 672 млн. собственно долгов, 595 млн. ассигнации и 78 млн. банковских займов. Сказались наполеоновские войны, займы и безудержный выпуск ассигнаций. Подушные сборы в это время давали лишь 28,3 % всех доходов казны
Рост государственного долга продолжался и далее, несмотря на отчаянные попытки Канкрина остановить этот процесс. В 1845 г. он составлял 2 049,5 млн. руб. Реформы середины XIX в. породили стабильно дефицитные бюджеты. Из 26 лет царствования Александра II (1855 - 1881) лишь пять имели бездефицитные бюджеты. Сумма всех дефицитов за годы царствования Александра II превысила 1 млрд. руб. Но это были не только военные расходы. Наконец-то российский бюджет стал ориентироваться на экономические или, хотя бы, социальные задачи. Около млрд. было затрачено нa строительство почти 20 тыс верст железных дорог и 500 млн. на проведение крестьянской реформы. За счет земств государственный бюджет избавился от многих статей местных расходов. Все это создавало условия для успехов российской финансовой системы на рубеже XIX - XX в.
Для пополнения бюджета в России активно использовали заимствованную из Европы (особенно Франции) систему откупов -аренды казенных имений и предприятий. При Петре I Великом в аренду сдавали отдельные предприятия. При Елизавете в середине XVIII в. на откуп и в аренду шли целые отрасли. Даже таможни были сданы Сенатом на откуп за 2 млн. руб. П.И.Шувалов взял на откупы табачный, сальный, китобойный, тюлений промыслы, рыбные ловы на Белом море, а вместе с купцом В.Гоммом - и продажу олонецкого леса Ему принадлежали 2 железных завода в Оренбургской губернии и 2 винокуренных завода в Верхотурской губернии. И.Г.Чернышев получил на откуп уральские медные заводы и т.д.
Наиболее выгодными были винные откупы, просуществовавшие в России с 1712 по 1863 г. Доходы откупщика в несколько раз превышали суммы, вносимые им в казну. При заводской цене водки 40 - 45 коп. за ведро откупная цена была 3-4 руб., а откупщик продавал водку по 10 - 12 руб. за ведро, а «распивочно», в розницу - до 20 руб. за ведро. Доход казны от винных откупов составлял в середине XIX в. около 130 млн. руб., т.е. 40 % всех государственных доходов, а прибыли откупщиков - 600 - 780 млн. руб. ассигнациями ежегодно!
Более цивилизованной формой «откупов», применявшейся в XIX - XX в. стали концессии - договора о передаче в эксплуатацию на определенный срок принадлежащих государству предприятий, каких-либо хозяйственных объектов или природных богатств.
При Александре II доходы бюджета выросли в 2,5 раза - с 264 млн. руб. в 1855 г. до 651 млн. руб. в 1880 г. «Обыкновенные» расходы российского государства за этот же период увеличились соответственно, но в разной степени по отдельным статьям:
- расходы на армию и флот выросли в 2 раза;
- расходы министерства путей сообщений и императорского двора остались без изменения;
- расходы министерства внутренних дел выросли в 4,5 раза (сказалось проведение крестьянской реформы и начало революционного террора);
- расходы министерства юстиции выросли в 5 раз; -расходы министерства государственных имуществ выросли в 5,5 раза;
-расходы министерства народного просвещения возросли почти в 6 раз!
Реализация российского бюджета была в ведении министерства финансов. На рубеже XIX - XX в. его возглавляли:
1. Н.Х.Бунге - министр финансов Российской империи в 1881 -1896 г., до этого профессор, ректор Киевского университета, помощник министра финансов;
2 И.А.Вышнеградский - министр финансов Российской империи в 1888-1892 г.;
3. С.Ю.Витте — министр финансов в 1892 - 1904 г.;
4.В.Н.Коковцов-министр финансов в 1904-1905 и 1906- 1914г.
При Бунге «Высочайше предписали» всем ведомствам строгую бережливость, стали вести строгий контроль всех смет, почти остановили рост государственных расходов. Но покрытие огромных бюджетных дефицитов прошлых лет делало почти все бюджеты дефицитными Не помогали и внешние займы, которые в 1881 - 1886 г. дали свыше 600 млн. руб. Российский бюджет упорно оставался дефицитным
С 1888 г. российские бюджеты становятся профицитными. В первую очередь, за счет все возрастающего экспорта российского хлеба и сельскохозяйственных продуктов в Европу. Соответственно, положительный торговый баланс России составил в 1891 г. 327,4 млн. руб. Но первый же неурожай 1891 г. поколебал всю эту финансовую систему.
При Витте министерству финансов подчинялся корпус пограничной стражи, т.к. в составе министерства был департамент таможенных сборов. В это же время в 1880-х годах - при участии министерства финансов начинается разработка «эмеритальных касс» для служащих железных дорог и военного ведомства. Проект для военного ведомства готовил математик академик Бунявский, но проект оказался неудачным - касса не наполнялась и не работала.
В 1892 г после страшного неурожая 1891 г. казна была настолько истощена, что нечем было платить жалование чиновникам и военным Тогда было приказано напечатать 20 млн. кредитных билетов, ничем не обеспеченных.
Вторая проблема начала 1890-х годов -таможенная война Германии и России. Еще предшественник Витте на посту министра финансов Бунге начал политику повышения таможенных тарифов. Почти ежегодно повышались пошлины на различные предметы ввоза и вывозз. Таможенный устав 1877 г. имел откровенно высокопошлинный характер и по многим статьям был откровенно запретительным Пошлины предписывалось взимать только золотом. Исходя из протекционистских идей, российское правительство в 1891 г. повысило пошлины на чугун, железо и ряд продуктов, из них изготовленных. В ответ Германия повысила таможенные пошлины на сельхозпродукцию. Немцы ввели максимальные и минимальные пошлины на сельскохозяйственную продукцию и сырье. Минимальные - для стран, с которыми Германия заключила торговые договора, а максимальные для стран, с которыми таких договоров не было. В ответ Витте провел то же самое в России существующие ставки признал минимальными, а новые - на не сколько десятков процентов больше - максимальными. Немцы в ответ еще повысили ставки, Россия сделала также: «началась самая усиленная, беспощадная таможенная война». В конечном итогe в 1894 г. стороны договорились на существующие минимальные таможенные пошлины на 10 лет. В 1904 г. договор переподписали, но на более выгодных для Германии условиях, т.к. сказалась русско-японская война и революционные события 15.
Для повышения доходов казны Витте ввел питейную монополию. Смысл ее в том, что ректификация спирта делалась исключительно государством, а производство спирта в первичном виде оставалось за частными заводчиками. При этом заводчики могли производить лишь столько спирта, сколько им было заказано, и только это количество спирта продать государству.
Большие средства Витте стал вкладывать в образование, в том числе и церковно-приходские школы, за которые ратовал обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев — влиятельный политик, бывший в 1860- 1865 г. воспитателем великих князей, в т.ч. императора Александра III.
По словам Витте, его часто критиковали, что он держит большие запасы свободной валюты, вместо того чтобы употребить их на производительные цели по примеру Англии, Франции и Германии. Но, по мнению Витте, учитывая климатические особенности России, держать свободную наличность в несколько сот миллионов рублей всегда полезно. Ведь являясь сельскохозяйственной страной. Россия ведет сельское хозяйство на столь низком уровне, что от неурожаев никогда не застрахована. Кроме того, Россия - страна исключительной иностранной задолженности. Поэтому необходимо иметь резерв для предотвращения панического движения русских фондов, находящихся за рубежом и в России. Кроме того в начале XX в. чувствовалось, что царя толкают к войне (русско-японской 1904 г.) Поэтому когда Витте уходил с поста министра финансов, там было 380 млн. руб., что дало возможность несколько месяцев по ходу русско-японской войны не прибегать к займам, а затем получить их на более мягких условиях (под меньший процент). в 1905 - 1906 г. Витте был председателем совета министров Российской империи. В этом качестве он получил заем от французских банков в 2,5 млрд. золотых франков. Несмотря на это, русско-японская война увеличила количество бумажных денег в обращении с 600 млн. до 1 200 млн. руб. (при министре финансов Коковцеве). Поэтому с окончанием войны и началом революции пришлось заключить громадный заем на 800 млн. руб. (т.н. русский заграничный заем 1906г.)
Одной из доходных статей российского бюджета были военные контрибуции. До конца XIX в. в российский бюджет поступала турецкая контрибуция - 3 млн. рублей ежегодно, как финансовый итог русско-турецкой войны 1877 - 1878 г. Союзники просили, чтобы эти деньги передавались бы Черногории! Подобная практика была обычной для международных финансов сто лет назад. Франция после поражения в войне с Германией в 1870 - 1871 г. выплатила победителю до 1873 г. 5 млрд. золотых франков. Япония после победы над Китаем в 1895 г. получила контрибуцию в размере 400 млн. руб. (200 млн. таэлей).
Сумма в 3 млн. «контрибуционных рублей» вряд ли имела большое значение для российского бюджета. Например, в 1839 г. одних таможенных сборов от ввоза в Россию 190 тыс. пудов китайского чая через Кяхту казна получила 19 млн. руб. В кяхтинской торговле чай оттеснил на задний план традиционные ткани, шелк, фарфор, золото и серебро в слитках. Лишь с конца XIX в. московский торговый дом Боткина, наладив контакты с лондонскими предпринимателями, стал ввозить в Россию цейлонский и индийский чай. В целом за вторую половину XIX — начало XX в., несмотря на постоянное повышение размера налогообложения и введение новых налогов, значение налоговой системы как источника пополнения российского бюджета неуклонно снижалось До конца 1 840-х налоги давали 3/4 всех «обыкновенных» доходов Российского бюджета. В 1867 г. эта сумма составляла 2/3 доходной части
кла^аАП°ЛОВИНУ' Министерство финансов Российской империи групп ЦИрОВал° все источники бюджетных доходов на девять вобщ -от°РЬ1е в 1897 г. имели следующее процентное выражение
^ и сумме «обыкновенных» доходов российского бюджета прямые налоги (7,1 %);
- косвенные налоги (42,2 %)
пошлины (5,3 %);
- регалии (8,1 %);
- казенные имущества и капиталы (6,1 %);
- отчуждения государственных имуществ (0,04 %);
- выкупные платежи (6,2 %);
- возмещение расходов государственого казначейства (4,3);
доходы разного рода (0,5 %);
Особенностью российского «обыкновенного» бюджета XIX в. являлось неуклонное уменьшение рати налогов как доходной статьи бюджета. В абсолютных показателях прямые налоги в Российской империи в 1832 - 1897 г. возросли почти в 2,5 раза-с 43 млн. руб. до 101,4 млн. руб. Но в процентом отношении они уменьшились более чем в двое- с 36,6 % в 832 г. до 14,5 % в 1897 г. Косвенные налоги за этот же период в абсолютных показателях выросли почти в 8 раз, а их доля в налоговых поступлениях выросла с 63,4 % до 85,5 %. При этом, если в 1832 г. прямые и косвенные налоги давали 85,9 % от общей суммы (бюджетных доходов, то в 1897 г. менее половины - 49,3 %. Пополнение государственного бюджета Российской империи на рубеже XIX - XX в. осуществлялось за счет доходов от государственных имуществ (в первую очередь железных дорог) и казенной винной монополии.
Необходимо отметить, что рост значения косвенных налогов являлся общеевропейской тенденцией. В 1897 г. процентное отношение доходов от прямого и косвенного налогообложения к общей сумме бюджетных доходов составляло (см. таблицу 13). Подробно прямые и косвенные налоги Российской империи будут рассмотрены в следующей теме.
Достаточно стабильную группу доходов российского дореволюционного бюджета составляли пошлины - «принудительные сборы с граждан, соединенные с оказанием им какой-либо специальной услуги со стороны государственных учреждений". Доходы от пошлин на протяжении XIX в. были достаточно стабильны и колебались около 5 % от всей суммы поступлений в бюджет. В число государственных пошлин входили следующие сборы:
- гербовые пошлины (28,3 млн. руб.); - крепостные (закрепление сделок, 14,9 млн. руб.);
- канцелярские, судебные и прочие (11,4 млн. руб.);
- с пассажиров и грузов большой скорости (9,7 млн. руб.);
-с имуществ, переходящих безвозмездным способом (5,4 млн. руб.);
с застрахованных от огня имуществ (3,1 млн. руб.);
с паспортов (2,3 млн. руб.).
Во второй половине XIX в. в составе российских пошлин произошло лишь одно значительное изменение - были отменены сборы при рекрутских наборах (в 1867 г. давали 5 млн. руб., но стали неуместными при переходе на всеобщую воинскую повинность) и введена пошлина с имущества, переходящего безвозмездным способом
Низкий уровень развития экономических и правовых отношений приводил к тому, что в России госпошлины давали лишь 60 коп. на душу населения и 5 % бюджетныходов. Во Франции эта сумма в конце XIX в. составляла 6 руб. 80 коп. надушу населения и 20,5 % бюджета. В Англии - 5 руб. 07 коп. и 17,4 % от всех поступлений в бюджет. При этом во Франции среди госпошлин выделялся биржевой налог, а в Англии наследственные сборы.
Относительно небольшие поступления в российский бюджет от налогов и пошлин компенсировались доходами от государственных предприятий и государственных имуществ: правительственных регалий, казенных имуществ и капиталов, отчуждения государственных имуществ.
Экономисты конца XIX в. провели весьма красноречивые подсчеты относительно размера и значения поступлений в государственный бюджет, поступающих непосредственно о/ граждан или подданных. В это число вошла общая сумма дохода от налогов и пошлин (см. таблицу 14). В число «правительственных регалий» в 1897 г. входили следующие регалии: горная, монетная, почтовая, телеграфная и телефонная и вновь введенная «казенная продажа питей». Бюджетные доходы от всех регалий составляли 8,1 %. Правительство стремилось увеличить эту сумму до 10 % в начале XX в.
Огромное значение в доходной части российского бюджета имели казенные имущества. Их доля в формировании бюджета выросла с 9 % в 1887 г. до 26,1 % в 1897 г. Причиной этого явилась «национализация» - переход в «казенное ведомство» огромной сети железных дорог. В 1897 г. из почти 370 млн. руб. бюджетных доходов от казенных имуществ и капиталов 278 млн. поступили за счет казенных железных дорог. При этом убытки казны от эксплуатации железных дорог превышали в 1895 г. 35 млн. руб., но потери, которые нес бюджет до «национализации» железнодорожного транспорта, были еще большими, так что государственные железные дороги признавались «меньшим злом» нежели частные.
К прочим доходным статьям бюджета от казенных имуществ и капиталов в 1897 г. относились:
Лесной доход (37,7 млн. руб.);
Прибыль от казенных капиталов и от банковских операций (25 млн. руб.);
Оброчные статьи и промыслы (15,7 млн. руб.);
Казенные заводы, технические заведения и склады (10,8 млн. руб.);
5. Прибыль, от участия казны в доходах частных железных дорог (0,27 млн. руб.).
В раздел «отчуждение государственных имуществ» входила одна единственная статья - «доход от продажи недвижимых имуществ». В 1897 г. это была наименее доходная статья бюджета, составлявшая 661 тыс. руб. или 0,04 %. Однако в 1873 - 1884 г., когда финансовое положение царского правительства оставляло желать лучшего, эта сумма достигала 4 млн. — 6 млн. руб.
Предпоследняя группа доходов российского бюджета - «возмещение расходов государственного казначейства» - включала в себя в 1897 г. следующие статьи:
Возврат ссуд и других расходов (29,8 млн. руб.).
Пособия государственному казначейству из посторонних источников (16,4 млн. руб.).
Обязательные платежи обществ железных дорог ( 12,6 млн. руб.).
4. «Военное вознаграждение» - контрибуции, в частности с Турции (2,3 млн. руб.).
В сумме они давали лишь 4,3 % доходов «обыкновенного» бюджета.
Расходы «обыкновенного» бюджета Российской империи, сгруппированные по министерствам, в 1897 г. выглядели следующим образом:
Военное и морское министерства (расходы на оборону) -29,2 %.
Министерство путей сообщения - 17,4 %.
3. Министерство финансов — 15,7 % (при этом необходимо учитывать, что на российском министерстве финансов в указанный период лежали расходы пенсионного фонда и затраты на денежную реформу)
Министерство внутренних дел - 6,2 %.
Министерство юстиции - 3,2 %.
Министерство государственных имуществ и земледелия - 2,6%.
7. Министерство народного просвещения - 2 %.
Ведомство Священного Синода - 1,5 %.
Министерство Императорского двора-1 %. 10. Государственный контроль - 0,5 %.
11. Министерство иностранных дел - 0,4 %.
Необходимо отметить, что в Российской империи разные ведомства финансировали одни и те же расходные статьи. Например, расходы на народное просвещение осуществляли, помимо соответствующего министерства, Министерство Императорского двора (женские учебные заведения Ведомства Императрицы Марии), Священный Синод (церковноприходские школы и семинарии) и даже министерство путей сообщения В результате расходы на образование реально достигали 3,6 % всех бюджетных расходов.
По закону 1894 г. помимо «обыкновенного» бюджета в России был утвержден «чрезвычайный» бюджет. Его доходная часть формировалась из поступлений от займов и прочих кредитных операций, вкладов в Государственный банк на вечное время и единовременных поступлений. Расходы чрезвычайного бюджета включали в себя издержки на случай народных бедствий, сооружение и обслуживание железных дорог, ссуды частным железнодорожным обществам и досрочное погашение государственных займов.
«Чрезвычайный» бюджет был подвержен значительным колебаниям. В 1862- 1871 г. он составлял в среднем 94 млн. руб. В 1872- 1881 г. вырос до 210 млн. руб. В 1888- 1897 г. составлял около 90 млн. руб.
Для пополнения бюджета Российская империя в 1864 г. впер, вые прибегла к практике выигрышных займов. Причина - сложное финансовое положение в стране, связанное с осуществлением буржуазных реформ и отказом европейских держав в займах после подавления восстания 1863 - 1864 г. В этих условиях император Александр II 13 ноября 1864 г. подписал Указ о выпуске первого в истории Российской империи 5 %-го выигрышного займа. Подданному империи, подписавшемуся на этот заем, предоставлялась возможность участвовать в лотерее. Она проводилась ежегодно в течение всего срока займа - 60 лет. Каждый год разыгрывалось 300 денежных призов на общую сумму 600 тыс. руб. По итогам тиражей выпускались брошюры с именами победителей, которые через три месяца после проведения розыгрыша лотереи могли получить деньги в Государственном банке.
Выигрышный заем имел успех. Правительство еще дважды прибегало к этой форме пополнения бюджета: в 1866 и 1889 г. На полученные деньги удалось построить Южную железную дорогу, Одесско-Балтийскую, Тираспольскую и другие железнодорожные ветви, выплатить часть внешних долгов и погасить бюджетный дефицит. Билет первого выигрышного займа 1864 г. в 1914 г. стоил на бирже 500 руб., при первоначальной стоимости 100 - 105 руб. Билеты ценились не только за возможность выигрыша, но и потому, что приносили своим владельцам 6,34 %, в то время как билеты французского казначейства лишь 4 % прибыли. Билеты распространялись банкирскими конторами «Мендельсон и К°», «Грюн и К°», «Энгель и К°» не только в России, но и за рубежом. В частности, банкирская контора «Мендельсон и К°» занималась распространением 5- %-го выигрышного займа Российской империи 1864 г. на Берлинской бирже.
Любопытно, что эти банкирские конторы организовали весьма оригинальную и выгодную для себя схему реализации билетов выигрышных займов. Они предлагали клиентам т.н. «паи». Каждый пай включал в себя определенный пакет процентных бумаг различных выпусков и стран и участвовал в розыгрышах несколько раз в год. Но по выигрышным билетам выплачивалась лишь часть, например - 1/20 выигрыша. Паи банкирского дома «Грюн и К°» были разбиты на шесть групп. В 1 группу входили билеты российских 5 %-ных выигрышных займов 1864 и 1866 г. и сербского 3 %-го займа 1881 г. Цена такого пая составляла 12 руб. и ежегодно он участвовал в 7 розыгрышах. По мере увеличения входящего в пай пакета выигрышных билетов (страны, займы и сроки) и частоты его участия в розыгрышах росла и цена пая. Пай 2 группы стоил 60 руб., 3 группы - 120 руб., 4 группы - 200 руб., 5 и 6 группы - 400 руб.
Министр финансов Витте считал необходимым и полезным привлечение иностранного капитала. Но здесь периодически возникали непредвиденные проблемы В 1911 г. США денонсировали русско-американский торговый договор 1832 г. в связи с требованием американского конгресса предоставить американским евреям равные права на въезд в Россию и перемещение в ее пределах, как и остальным американским гражданам.
В течение правления Витте государственный долг был увеличен приблизительно на 1900 млн. руб. На железные дороги (сеть железных дорог была удвоена) и уплату беспроцентного долга Государственному банку, а также «для восстановления денежной (золотой) валюты» было истрачено гораздо более. Всего из-за рубежа Витте привлек в Россию около 3 млрд. руб. К 1917 г. Россия задолжала только Франции 15 млрд. золотых франков!
В записке императору Николаю II от 12 октября 1898 г. С.Ю. Витте отмечал: «Ваше величество имеете 130 млн. подданных. Из них едва ли много более половины живут, а остальные прозябают. Наш бюджет до освобождения крестьян был 350 млн. руб., освобождение дало возможность довести его до 1 400 млн. руб. Но уж теперь тяжесть обложения дает себя чувствовать. Между тем бюджет Франции при 38 млн. жителей составляет 1 260 млн. руб.; бюджет Австрии при народонаселении в 43 млн. составляет 1 100 млн. руб. Если бы благосостояние наших плательщиков было равносильно благосостоянию плательщиков Франции, то наш бюджет мог бы достигнуть 4 200 млн. руб., а сравнительно с Австрией мог бы достигнуть 3 300 млн. вместо 1 400 млн. руб. Почему же у нас такая налогоспособность? Главным образом от неустройства крестьян». Смысл предложений Витте сводился к свободной частной собственности на землю и связанных с этим элементарным гражданским свободам, но не политическим, а «собственническим». При этом Витте ссылался на мнение консервативною обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева, утверждавшего, что в нынешнем виде крестьянин «полуперсона». а надо, чтобы он был «персоной».
После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. все белорусские земли вошли в состав Российской империи. На территории Беларуси были созданы пять губерний: Виленская (включала в себя часть современной Литвы), Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская, которые участвовали в формировании государственного бюджета. В совокупности эти земли назывались Северо-Западным краем. Анализируя особенности бюджетной политики Российской империи на белорусских землях Т.В.Сорокина пришла к выводу, что собираемые в Северо-Западном крае в начале XX в. доходы постоянно превышали бюджетные расходы на этой территории. Объем превышения доходов над расходами в пяти белорусских губерниях колебался от 24,3 % в 1900 г. до 15,9 % в 1913 г. Всего таким путем царское правительство получило с Беларуси в 1900 - 1913 г. через государственный бюджет свыше 220 млн. руб. Если из данных расчетов исключить доходы от эксплуатации железных дорог и расходы на пути сообщения и оборону, носившие общеимперский характер и не ограниченные Северо-Западным краем, то превышение доходов над расходами в бюджетных отношения в Беларуси начала XX в. будет еще большим. Оно составит 98,8 % в 1900 г. и 51,2 % в 1913 г. В сумме доходы государственного бюджета Российской империи с пяти белорусских губерний возросли со 100,8 млн. руб. в 1900 г. до 175,6 млн. руб. в 1913 г. В то время как расходы российского бюджета в Беларуси выросли с 81,1 млн. руб. в 1900 г. до 151,4 млн. руб. в 1913 г. Эти цифры позволили Т.В.Сорокиной сделать вывод о том, что государственный бюджет Российской империи не способствовал развитию экономики Беларуси, а являлся механизмом перераспределения национального дохода, созданного на ее территории в интересах правящих классов Российской империи.
Первая мировая война (1914-1918) привела к восьмикратному увеличению бюджетных расходов России. Для получения соответствующих доходов правительство пошло на увеличение прямых и косвенных налогов, но так и не ввело подоходный налог. Революции 1917 г. окончательно похоронила бюджет Российской империи. Достаточно указать, что в 1918 г. первый бюджет Советской России, построенный на царской налоговой системе с учетом кризисного социально-экономического положения, по доходам был исполнен лишь на 31 %, а по расходам на 32,9 %.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.