29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
Первые налоговые системы сформировались еще в цивилизациях Древнего Востока. В Древнем Египте земледельцы передавали в «царские житницы» не часть урожая, а весь урожай! Впоследствии из этих государственных запасов им выдавалось 70 % на текущие нужды и для предстоящего сева. Таким образом, в распоряжении государства оставалось около 30 % урожая, который шел на содержание двора фараона, чиновников и армии.
В Месопотамии подати населения ограничивались лишь 10 % урожая, но и они выполнялись не всегда, что увеличивало податную задолженность. Как средство борьбы с недоимками и неплательщиками практиковалась продажа должников в рабство. Но в больших размерах она могла лишить царя подданных. Поэтому, начиная с правления вавилонского царя Хаммурапи (1728 - 1686 г. до н.э.), вошло в обычай при вступлении на престол прощать долги. Неизвестно, распространялась ли эта норма на долги храмам и частным лицам. Опыт древневосточных обществ оказал влияние на становление и развитие налоговых отношений в античном мире. Классические античные представления о налогообложении не предполагали личных налогов на свободных граждан полиса. Налоговые поступления обеспечивались за счет косвенных налогов (чаще всего таможенных пошлин) и податей с побежденных народов. Лишь постепенно появились прямые налоги, которые первоначально были налогами с имущества, недвижимости.
В Древней Греции одно из первых упоминаний налогов относится к VII в. до н.э. и связано с Коринфом - богатым дорийским городом на Истмийском перешейке, где пересекались важные торговые пути. Правивший городом знатный род Бакхиадов (численностью более 200 человек, «отдававших женщин в своем кругу») извлекал доходы из налогов и пошлин от гавани. Захвативший власть в Коринфе тиран Периандр (627 - 587 г. до н.э.), благодаря росту объема портовых сборов смог отказаться от других налогов, что способствовало его популярности в родном полисе. Афины первоначально не могли похвастаться высокими торговыми оборотами. Поэтому афинский тиран Писистоат (около 600 - 528 г. до н.э.) установил прямой земельный налог в 10 %. Сыновья тирана снизили этот налог до 5 %, что стало возможным благодаря разработкам серебряных рудников и конфискации имущества политических противников.
В V в. до н.э. освободившиеся от тиранов и победившие в Греко-персидских войнах демократические Афины покрывали свои расходы за счет эксплуатации рудников и взносов членов морского союза. Часть расходов перекладывалась на плечи богатых граждан посредством литургий. Греческая литургия -«leiturgia» -первоначально представляла собой денежную повинность богатых граждан в пользу полиса: снаряжение военных кораблей, оплата хора на праздниках Диониса, содержание в течение года гимнасия и т. п. Согласно афинским законам Солона 594 г. до н.э. литургии рассматривались как почетная обязанность богатых граждан полиса -«пентакосиомедимнов» (греческое «500 медимнов [зерна]»), входивших на основе имущественного ценза в первую группу граждан. Позднее литургии накладывались и на метеков - свободных не граждан В эллинистическом Египте условия выплаты литургий были настолько тяжелыми, что многие предпочитали бегство из полисов. В Риме литургии соответствовала «мунера», от латинского «sg. munus» (служба, должность, поручение). Это были повинности и обязанности, налагаемые государством на граждан. Сюда включались занятие определенных должностей, уплата налогов, муниципальные повинности: предоставление для армии вьючных животных, поставки зерна, ремонт дорог и мостов. Часть таких повинностей налагалась на определенный срок, другие были постоянными Литургии и мунера привели к разорению многих состоятельных граждан и бегству горожан из городов: греческих полисов и римских муниципиев.
В чрезвычайных военных обстоятельствах полис накладывал на своих граждан особый налог - «эйсфору», размер которого не был постоянным, а выплата, чаще всего, была единовременной.
Завоевания Александра Македонского стимулировали развитие налоговой системы в Греции и возникших эллинистических царствах Македонии, Египте, Сирии, Пергаме, Вифинии, Понте, Греко-Бактрии. В первую очередь речь шла о налогообложении всего свободного населения как «эллинов», так и «варваров».
Римское название налогов — «vectigalia». Римские граждане, жившие в Италии со 167 г. до н.э., были освобождены от уплаты прямых налогов. Поэтому вся тяжесть римской налоговой системы первоначально лежала на провинциях. Самый известный из этих налогов - сбор в пользу Рима десятой части урожая. Освобождение рабов, работорговля и все формы наследования облагались налогом. Завоеванная римлянами и превращенная в провинцию Македония платила подать в 100 талантов.
Нерон в 58 г. издал эдикт, согласно которому публично должны были быть выставлены постановления относительно каждого налога. Жалобы на откупщиков должны иметь преимущественное рассмотрение. Для солдат устанавливалась беспошлинность, за исключением тех случаев, когда они сами начинали торговлю. Причина - частые жалобы населения на притеснения откупщиков. Нерон даже подумывал, согласно римскому историку Тациту, отменить косвенные налоги, но сенаторы отговорили, предрекая резкое уменьшение доходов казны.
Откуп налогов и государственных земель - провинций - был чрезвычайно выгодным предприятием в Древнем Риме. Взимание налогов в Римской республике находилось в руках частных откупщиков - «публиканов» из сословия всадников, которые объединялись в откупные товарищества, если сумма налога превышала финансовые размеры одного откупщика. «Публиканы», выигравшие право сбора налога или всех налогов с определенной провинции на аукционе, вносили в государственную казну твердо установленную сумму налога, а затем собирали налоги в провинции. Злоупотребления в сфере налоговых откупов были столь частыми, что со 149 г. до н.э. в Риме существовала постоянная судебная палата, которая рассматривала т.н. «процессы о деньгах» - иски по отношению к незаконно обогатившимся наместникам и откупщикам с обязательным взысканием незаконно нажитых средств. Благодаря 7 судебным речам Цицерона нам хорошо известен подобный процесс в отношении наместника Сицилии в 73 - 71 г. до н.э. Гая Вер-реса (t 42 г. до н.э.), который был приговорен к ссылке и возмещению ущерба на сумму в 40 млн. сестерциев!
Закон 218 г. до н.э. запрещал сенаторам участвовать в торговых операциях, к которым приравнивались и все операции с деньгами. Поэтому высшее римское сословие помещало свои средства в виде паев в откупные товарищества во главе с «публиканами» из сословия всадников. Не брезговали откупщики и средствами мелких пайщиков. Это делало сбор налогов в римских провинциях поистине «всенародным» делом, а судебные процессы над «зарвавшимися» откупщиками были чаще всего сведением счетов с конкурирующим кланом «публиканов» или политической акцией для успокоения провинций.
В императорскую эпоху было введено государственное управление финансами, что несколько улучшило положение провинций. Императорские прокураторы руководили налоговой системой в провинциях и, в известной степени, надзирали за наместниками. Прокураторы не имели права вводить новые налоги и должны были отправлять финансовые отчеты в Рим, где на их основе составлялись доклады для императора и принимались решения. В результате положение населения провинций при императорах улучшилось.
Пошлины на морскую торговлю являются старейшими косвенными налогами, известными уже во времена Гомера (VIII в. до н.э.). Особенно широкое распространение взимание пошлин получило в афинском порту Пирее с V в. до н.э. В эллинистических государствах пошлины составляли важную статью государственных доходов, В Египте при македонской династии Птолемеев они доходили до 50 % стоимости товаров. После римского завоевания в Египте и Сирии торговые пошлины снизились до 25 %, а в период поздней империи — до 12,5 %. При этом на большей части Римской империи они составляли 2 - 2,5 %. Это является свидетельством развития торговли и товарно-денежных отношений преимущественно в восточных провинциях Римской империи: Сирии, Палестине, Египте. Эти земли и в средние века, уже под арабской властью и новым названием Левант, унаследуют все преимущества своего транзитного положения в мировой торговле.
Римляне взимали пошлины при пересечении государственной границы, таможенные границы были установлены между некоторыми провинциями Некоторые города также обладали правом взимать ввозные и вывозные пошлины. Взимание пошлин отдавалось на откуп частным лицам.
Подробно о налогах в Римской империи нам известно по сохранившимся документам египетских откупщиков, Взимались следующие налоги: банный сбор, налог с ткачей, за торговлю рыбой, с проституции, на речную охрану, портовый сбор, свиной налог, налог на виноградники, финиковые плантации, с красильщиков, с парикмахеров, за пастбища, за домостроительство, подушный налог, земельная подать.
Основным провинциальным налогом была «annona» (от лат. «annus» — год)- единый нормативный налог, который учитывал качество земли и количество занятой рабочей силы и взимался натурой. Причем налоговые выплаты на каждый год были фиксированными и установленными на 15 лет вперед. «Annona civica» собирался для обеспечения Рима, а в поздней античности и Константинополя продовольствием. В Риме в середине I в. до н.э. 320тыс. обнищавших римских граждан, «пролетариев» пользовались правом на бесплатное получение хлеба и продовольствия. «Annona militaris» шел на обеспечение армии и чиновников, определенной провинции.
Немецкий исследователь Вилькен насчитал 213 разных статей налогов, существовавших в Римском Египте и, надо полагать, распространявшихся в той или иной степени на всю территорию империи. Назначение не всех из них нам известно. Точно установлено 86 налогов:
1) сбор на содержание надзора за рынком;
портовые сборы при погрузке и разгрузке;
дорожная пошлина;
за закрепление сделки - 4 %;
за ярлык на ослов - 8 драхм за каждого осла в год («diploma onon»);
налог на наследство;
прибавки при некоторых сделках с фиском - 1/100 или 1/60;
за обмен и размен денег, как прибавка к причитающейся сумме («kollybos»);
за ярлык на верблюдов;
сбор при уплате налога за выписку квитанции, за прикладывание печати и т.п.;
сбор с мелкого скота;
налог за владение рабами (с головы);
сбор со свиней;
сбор с быков;
сбор с верблюдов;
налог на виноградники;
аннона- налог сверх налога земельного, и на урожай, в продовольственный фонд столицы;
земельный налог;
специальный налог на масличные плантации;
специальный налог на огороды;
налог на вино, взимаемый с производителей взамен сдачи вина натурой;
налог на пшеницу, также взамен сдачи натурой;
налог на огурцы;
сбор с финиковых плантаций;
сбор с квартирной платы, взимаемой домовладельцем;
сбор с рыботорговцев;
сбор с ломовиков;
сбор с банщиков;
29) бор с красильщиков;
сбор с ткачей;
сбор с ковровых мастеров;
сбор с проституток;
сбор с портных;
сбор с валяльщиков сукна;
сбор с парикмахеров;
36) сбор с лодочников;
37) сбор с корабельных плотников;
сбор со строителей;
сбор с погонщиков ослов;
сбор с носильщиков;
сбор с ремесленников;
сбор с торговцев платьем;
сбор со старьевщиков;
сбор с зеленщиков;
сбор с торговцев маслом;
сбор с колбасников;
47)сбор с менял;
подушная подать (ее размер в разных районах и в разное время колебался от 10 до 24 драхм);
налог на доход от фиников;
налог на доход с земли под постройкой (налог на ренту);
сбор на воздвижение статуй;
сбор на содержание неимущих сограждан;
сбор в пользу имперского сановника, ведавшего императорской охотой;
сбор на содержание бань;
сбор на содержание и ремонт каналов;
сбор на охотничьи копья;
денежный сбор взамен трудовой повинности по очистке каналов:
сбор на содержание именитого гостя;
сбор на содержание яхты претора;
сбор на содержание речной стражи;
сбор на содержание домовой тюрьмы при конторе откупщика для недоимщиков:
сбор на содержание гарнизона;
сбор на содержание сторожевых вышек;
сбор на содержание откупщика или правительственного чиновника по сбору хлебного (натурального) налога - «annona»;
сбор на содержание пристани сторожевого судна; сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти;
сбор на жалование сторожам;
сбор на поддержание и ремонт плотин;
сбор на содержание статистиков и счетчиков по исчислению налогов;
сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений;
сбор на содержание настоятеля храма;
72) сбор на устройство зрелищ и религиозных процессий;
сбор на содержание начальника района;
сбор на содержание сборщиков налогов;
сбор на благотворительность;
сбор на папирус для канцелярии;
сбор (нотариальный) за аренду;
налог на торговый оборот;
налог на поташ и мыло;
налог на предметы роскоши;
налог при отпуске на волю рабов;
пошлины ввозные и вывозные;
пошлины на пропуск в ворота;
внутренние пошлины с вина, масла, тканей;
сбор за выпас скота;
квартирный налог.
Очевидно, что значительную часть римских налогов составляли лицензии за право заниматься определенного рода хозяйственной деятельностью, а также прямые налоги на разного рода имущество. Далеко не все эти налоги взимались с каждого налогоплательщика. Централизация государственной власти в рамках Римской империи повысила эффективность налоговой системы, но открыла дорогу для злоупотреблений ничем неограниченных и морально неустойчивых императоров.
По словам римских историков, император Калигула (37 - 41) истратил все состояние своего предшественника Тиберия - 2 млрд. 700 млн. сестерциев меньше чем за год. По сведениям греческого историка Диона эта сумма была еще большей - 3 млрд. 300 млн. сестерциев. Растратив императорскую казну, Калигула озаботился поиском новых источников доходов. При этом Калигула отказался от откупщиков и осуществлял сбор налогов напрямую - через преторианских центурионов и трибунов. За все съестное взималась пошлина, со всякого судебного разбирательства - 40-я часть спорной суммы (поэтому тех, кто договаривался полюбовно, наказывали как неплательщиков). С носильщиков брали 8-ую часть дневного заработка, с проститутки - ежедневно цену одного сношения (причем этому налогу подлежали и те, кто занимался этим ремеслом в прошлом, по-видимому, чтобы не смогли оставить свою профессию, столь прибыльную для казны).
Новые налоги Калигулы были объявлены устно, но не вывешены. Отсюда законы часто нарушались, а нарушители штрафовались, что увеличивало доходы императора. Когда под давлением масс их все-таки написали, то сделали это очень мелкими буквами и вывесили в таком месте, чтобы никто не мог списать. Убийство Калигулы заговорщиками было встречено населением с энтузиазмом, который во многом объяснялся эксцентрической налоговой политикой императора.
В 212 г. император Каракалла уравнял свободное население провинций с римскими гражданами. С этого момента традиционное деление на жителей Италии, императорских и сенатских провинций потеряло смысл. Налоговая система была распространена на все население Римской империи. На рубеже III - IV в. в связи с кризисом товарно-денежных отношений и натурализацией хозяйства прошла реформа системы налогообложения. Вместо денежных налогов вводились натуральные подати, которыми облагались все «головы» — мужчины работники в возрасте от 12 до 65 лет (с женщин налог исчислялся в половинном размере), а также налог с земли в зависимости от ее плодородия. Для определения этих параметров, начиная с 297 г. каждые 5 лет, а с 312 г. - каждые 15 лет проводились переписи имущества и населения, сведения о которых заносились в кадастры.
Римская налоговая система была столь обременительной, что варвары без проблем находили поддержку у местной бедноты, стоило лишь им уничтожить римские налоговые кадастры Так поступил около 442 г, н.э. в завоеванной Северной Африке король вандалов Гейзерих Впрочем, вскоре вандалы воссоздали некоторое подобие римского фиска. Хотя размеры налогов заметно упали, а сами вандалы и их союзники аланы налогов не платили.
Говоря о римской и «варварской» (скопированной с Римской империи) системы сбора налогов, необходимо помнить, что она проводилась достаточно несовершенным аппаратом. В Риме этим процессом ведали выборные муниципальные власти (городские), которые отвечали за поступление определенного количества налогов своим состоянием. Поэтому «магистраты» часто рисковали быть либо разоренными (их деятельность не оплачивалась, т.к. считалась почетной), либо впасть в немилость соседки и земляков Попытки уклониться от исполнения государственной службы с нулись законом 326 г., сделавшим муниципальные должности для зажиточных горожан обязательными и наследственными. Поэтоmy усиленный натурализацией хозяйства начался отток населения из городов в сельскую местность, где населенные пункты не обладали правами самоуправления.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.