4.1. Развитие недвижимости. Девелопмент
Развитие рынка недвижимости происходит по двум направлениям: на первичном и на вторичном рынке. Первичный рынок образуют акты купли-продажи недвижимости, впервые выступающей в качестве товара. Это либо продажа государственной собственности, либо продажа новых объектов. Первый источник рано или поздно исчерпывается, поэтому основным источником, питающим первичный рынок, является новое строительство. Вторичный рынок образуют акты купли-продажи недвижимости, уже бывшей в эксплуатации в качестве частной собственности.
В России формирование рынка недвижимости началось прежде всего в сегменте жилья, причем в основном за счет вторичного рынка. Но для дальнейшего его расширения нужна постоянная "подпитка" за счет нового строительства и развития первичного рынка. Это касается не только жилья, но и любого сегмента рынка.
Если развитие вторичного рынка может происходить и при сохранении прежнего объема товарной массы - лишь за счет возрастания частоты перехода собственности из рук в руки, то первичный рынок может развиваться только вследствие возрастания объема самой недвижимости - нового строительства и перепрофилирования уже существующих объектов.
Выполнение строительных, инженерных, земляных и иных работ на поверхности, над или под землей или осуществление иных материальных изменений в использовании зданий или участков земли - называется девелопментом. Это узкое значение данного понятия, которое используется и в более широком значении.
Новое строительство может осуществляться следующим образом:
Собственник приобретает земельный участок и ведет строительство "самостроем" (и в основном за счет собственных средств). Этот способ распространен в дачном строительстве, в жилищном строительстве в сельской местности и некрупных городах, но возможен и в промышленном строительстве, когда производственная фирма имеет у себя строительное подразделение.
Собственник приобретает земельный участок и нанимает подрядную строительную организацию, которая на основе договора выполняет весь комплекс проектно-изыскательных и строительно-монтажных работ за счет средств заказчика.
Строительство осуществляет девелопер, реализующий после завершения строительства объект как товар на первичном рынке. Этот способ развития недвижимости, является наиболее соответствующим рыночному типу экономики. В русском языке девелопера иногда называют застройщиком.
♦ В более широком смысле слова суть девелопмента как вида профессиональной деятельности или сферы бизнеса заключается не только и не столько в самом процессе строительства (девелопер для выполнения строительных работ, как правило, нанимает подрядную строительную организацию), сколько в управлении инвестиционным проектом. То есть девелопмент - это вид предпринимательской деятельности, вид бизнеса.
Девелопмент в изложенном значении включает в себя следующее:
выбор экономически эффективного проекта застройки;
получение всех необходимых разрешений на его реализацию от органов власти;
определение условий и механизма привлечения инвестиций, разработка форм их возврата;
поиск и привлечение инвесторов;
отбор подрядчиков, финансирование работ и контроль за их выполнением;
реализация созданного объекта недвижимости и возврат капитала, инвестированного в его создание.
Выполнение этих задач подразделяется на две части. Традиционно девелопер выходит на рынок инвестиционных проектов с идеей, которая является его активом. Под идею формируется команда проекта, которая состоит из двух групп консультантов. В первую «сервисную» группу входят эксперты по исследованию рынка, юристы, оценщики, брокеры, PR-агенты и управляющие недвижимостью. «Продав» инвесторам бизнес-идею, подкрепленную результатами работы консультантов сервисной группы и получив финансирование, девелопер вводит в игру вторую «строительную» группу, состоящую из архитекторов, инженеров, управляющих строительным проектом и подрядчиков. Задача сервисной группы заключается в ответе на вопрос «что строить?», в то время как строительные консультанты призваны ответить на вопрос «как строить?»
Эта стадия включает в себя строительство и эксплуатацию готового объекта, либо его продажу. В целом риэлторская деятельность представляет собой разработку и управление реализацией инвестиционного проекта. Таким образом, понятие инвестиционного проекта несколько шире чем девелопмент, так как охватывает многих участников.
Девелоперские компании на российском рынке возникли из двух источников:
В п Первый. В период распада командной экономики бывшие советские строительные организации лишились государственных заказов и государственного финансирования. Те организации, где руководство было достаточно предприимчивым, преобразовавшись в акционерные общества, стали строить объекты недвижимости, используя банковские кредиты. Постепенно обороты нарастали, спрос на недвижимость рос, росла и конкуренция, в которой наиболее успешные компании быстро увеличивали свои объемы.
Второй. Некоторые риэлторские компании, быстро увеличив свои капиталы на посреднических услугах, стали и сами заниматься девелопментом. Успешности их работы сильно способствовало хорошее знание рынка, его потребностей и основных тенденций развития.
- Глава 6. Ипотечное кредитование потребительской и коммерческой
- Глава 7. Основы ипотечно-нвестиционного анализа
- Глава 8. Ипотечно-инвестиционный анализ с учетом
- Анализ эффективности при выборе варианта
- Введение
- Глава 1. Недвижимое имущество и его основные признаки
- Структурная характеристика недвижимости и ее классификация;
- Особенности недвижимости как товара и как экономического актива.
- 1.1. Основы отнесения материальных объектов к недвижимости: правовой и физический аспект
- 1.2. Структурная характеристика недвижимости и ее классификация
- 1.3. Особенности недвижимости как товара и как экономического
- Глава 2. Собственность на недвижимое имущество
- 3. Сделки с недвижимостью.
- 2.1. Пакет прав на недвижимость. Обязанности и ограничения.
- 2.2. Формирование частной собственности на недвижимость и развитие рынка недвижимости в современной России
- 2.3. Сделки с недвижимостью
- Глава 3. Рынок недвижимости и его инфраструктура
- Инфраструктура рынка недвижимости;
- Основные сегменты рынка недвижимости.
- Особенности рынка недвижимости
- Инфраструктура рынка недвижимости
- Основные сегменты рынка недвижимости
- Глава 4. Особенности инвестирования в недвижимость
- 4.1. Развитие недвижимости. Девелопмент
- 4.2. Инвестиционный проект и его участники
- 4.3. Источники и способы финансирования развития недвижимости
- Риски инвестирования в недвижимость
- 4.5. Денежные потоки и их оценка. Использование функций сложного
- Текущая стоимость обычного аннуитета ∑pv.
- Глава 5. Капитализация доходов от недвижимости
- 5.1. Основные финансовые коэффициенты и критерии эффективности
- Отчет о доходах
- 5.2. Текущая и конечная отдача. Коэффициенты капитализации
- 5. 3. Капитализация доходов, если стоимость капитала за время
- 5.4. Капитализация потока доходов, если прогнозируется снижение стоимости капитала
- 5.5. Капитализация потока доходов, если прогнозируется повышение стоимости капитала
- 5.6. Особенности анализа при инвестировании в сложный объект
- Глава 6. Ипотечное кредитование потребительской и коммерческой недвижимости
- Сущность и особенности ипотечного кредитования;
- Кредитные инструменты финансирования недвижимости;
- Сущность и особенности ипотечного кредитования
- 6.2. Кредитные инструменты финансирования недвижимости
- 6.3. Кредиты с дисконтом и младшие закладные
- 6.4. Риски ипотечного кредитования: риски кредитора и заемщика
- Риск ликвидности
- Страхование наиболее вероятных рисков
- 6.5. Ипотечные ценные бумаги
- Ипотечное жилищное кредитование
- Российская практика ипотечного жилищного кредитования
- Глава 7. Основы ипотечно-инвестиционного анализа
- 7.1. Факторы, влияющие на выгодность инвестирования в недвижимость на разных стадиях инвестиционного проекта
- 1. Приобретение.
- 2. Использование.
- 3. Ликвидация (перепродажа).
- 7.2. Традиционная техника ипотечно- инвестиционного анализа
- Глава 8. Ипотечно-инвестиционный анализ с учетом
- 8.1. Особенности расчета денежных потоков для инвестиционного анализа
- Принятие финансовых решений
- Предварительные установки
- 8.2.2. Анализ эффективности при выборе варианта "продавать - не продавать
- 8.2.3. Анализ эффективности при выборе варианта "рефинансировать – не рефинансировать"
- А. Принятие решения о рефинансировании потребительской недвижимости
- Б) Принятие решения о рефинансировании приносящей доход недвижимости
- Б. Расчет денежных потоков при рефинансировании
- 8.3. Ипотечные кредиты с перезакладываемым залогом (wrap-кредиты)
- 8.3.1. Общая схема финансирования с перезакладываемым залогом.
- 8.3.2. Разновидности финансирования с участием wrap-кредитора
- Список литературы Основные законодательные документы
- Литературные источники
- Глоссарий