30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
Средневековая налоговая система сформировалась в условиях типичного традиционного общества: аграрного, технологически отсталого общества с низким уровнем товарно-денежных отношений и социальной мобильности. Объектом налогообложения выступала земля, а субъектом налогообложения - крепостной крестьянин, который обладал правами на держание части этой земли. В условиях отсутствия государства власть персонифицировалась в знатных крупных землевладельцах: герцогах, графах, баронах. Посредством системы феодальной иерархии, на вершине которой находились император и короли, а у подножия «однощитные рыцари», происходил сбор и перераспределение налогов, точнее оброка и повинностей, отработок.
Владение землей давало право ренты (от латинского «reddita» -возвращенная) - постоянный доход, получаемой собственником земли, не связанный с предпринимательской деяятельностью, а также часть производимого крестьянами прибавочного продукта, который присваивался землевладельцем. Таким образом, рента выступала аналогом налога. Хотя первым настоящим налогом средневекового общества была церковная десятина -десятая часть дохода (урожая, денежной прибыли и т.п.), взимавшаяся в пользу церкви. Впервые десятина была установлена Маконским со5ором в 585 г. В 779 г. Карл Великий сделал десятину обязательной для всего населения Франкского королевства. Последующие завоевания Карла Великого в начале IX в. распространили десятину навею Западную и Центральную Европу. Как правило, в рамках десятины выделяли три налога:
- «большую десятину» — бралась с урожая зерна и виноградников;
- «малую десятину» - с огородных и технических культур;
«десятину крови» - со скота и продуктов скотоводства.
Средневековая феодальная рента выступала в трех формах:
барщина или отработочная рента;
натуральная рента или оброк продуктами и изделиями крестьянского хозяйства;
денежная рента или ценз.
Первоначально рента взималась в форме оброка или дани продуктами и изделиями зависимого населения. Барщина или отработочная рента представляла собой бесплатный принудительный труд феодально-зависимого крестьянства, работавшего с собственным инвентарем в хозяйстве феодала. В Западной Европе барщина достигла расцвета в XI -XIII в. Размер барщины определялся правовым статусом крестьянина и размером его держания -собственно крестьянского надела. Полнонадельный крестьянин-серв работал на барщине 4 дня в неделю, а держатель половины надела—2 дня. Для вилланов эти нормы были в два раза меньше. В XIV - XV в. в Западной Европе барщина трансформировалась в денежную ренту. Например, уже в 1279 г. в Букингемшире в Англии три четверти феодальной ренты составлял денежный оброк и лишь одну четверть натуральный.
Различие статуса «налогоплательщиков» определялось их правовым положением. Вилланы (от латинского «villa»- поместье, усадьба) были лично свободными, но поземельно-зависимыми крестьянами. Они выплачивали сеньору натуральную и/или денежную ренту и несли барщину (меньшую, чем сервы) за пользование землей. После необходимых расчетов виллан имел право перейти в другую вотчину или феод. Сервы (от латинского «servus» - раб) -лично зависимые крестьяне, находившиеся в судебной власти синьора и не имеющие права покинуть феод или домен.
Сервы платили синьору следующие налоги:
«Шеваж» - ежегодная подушная подать.
«Формальяж»- брачный побор, ограничивающий свободу брака и взимавшийся за вступление в брак со свободным лицом либо с сервом из другого феода, в монастырских владениях «формальяж» составлял 2 денье, в светских феодах он был намного выше.
«Право «Мертвой руки» - пошлины, ограничивающие свободу наследования и требующие уплаты определенного взноса, как правило, в виде лучшей головы скота за право крестьянина вступить в права наследования.
«Талья» (taille) - произвольный налог, который позволял синьору требовать от серва неограниченных повинностей и платежей.
Помимо этого на серва как держателя земельного надела налагались барщина или оброк, подобные тем, что выполнялись вилланами. Сервы обязаны были вести свои тяжбы только в поместном суде синьора, за что с них взимались судебные пошлины и штрафы, и выплачивать синьору различные пошлины: рыночные, мостовые, паромные и др. Сервы работали над укреплением замков и несли повинности содержания сеньора (droit de gite).
Право феодалов - синьоров, на налоги и отработки в свою пользу было связано с т.н. «банном» или «баналитетом» - правом главы государства осуществлять судебную, военную и экономическую власть. В последнем случае речь шла о баналитетных мельнице, таверне, печи, куда обязанные пользоваться ими крестьяне вносили свою муку и свой хлеб. В условиях феодального общества «баналитет» перешел от королевской власти ко всем представителям феодального сословия - сеньорам, обладавшими собственными вассалами. Это потребовало перераспределения национального продукта в пользу синьоров.
В XIII -XIV в. в Западной Европе начинается процесс выкупа сервов на волю и перевод крестьян на денежную ренту или ценз (от латинского «census» - податная перепись имущества). Фактически сервы и вилланы сливаются в одно сельское сословие, именуемое в правовых актах «цензитариями» - держателями «цензи-вы» - земельного надела за пользование которым ежегодно выплачивалась денежная рента или ценз.
По словам Ж. Ле Гоффа: «Феодальная система - это, в сущности, присвоение синьориальным классом- церковным и светским -всего сельского прибавочного продукта, обеспеченного трудом крестьянской массы. Эта эксплуатация осуществляется в условиях, которые лишают крестьян возможности участвовать в экономическом прогрессе...» Безусловно, в течение всего средневековья сохранялось свободное крестьянство - владельцы аллодов и фригольдеры, но в идеале средневековое общество требовало повсеместной феодализации. «Нет земли без сеньора», - утверждали французские юристы.
Только таким образом средневековое общество могло обеспечить обороноспособность. Как отметил Анри Пиренн: «Так как светские сеньоры обязаны были давать феоды своим рыцарям, то доходы с их наследственных владений уменьшались с каждым новым царствованием. Действительно, феодальное держание было бесплодным земельным держанием. Вытекавшая из него военная служба заменяла все другие повинности, и хотя с каждым аллодом, превращавшимся в феод, к армии сюзерена прибавлялся лишний воин, однако его амбарам или его казне наносился тем самым соответствующий ущерб, так как все полезные доходы с феода принадлежали вассалу. Эти доходы позволяли ему вести соответствующий его общественному положению уровень жизни и содержать боевого коня».
Становление средневековой налоговой системы в современном понимании этого слова относится к концу XI в. Первый шаг был сделан в Англии, завоеванной в 1066 г. нормандским герцогом Вильгельмом II Незаконнорожденным (1027 - 1087). В качестве английского короля Вильгельма I Завоевателя им была конфискована 1/7 часть всех возделанных земель, которые составили огромный домен короля. На этих землях была установлена прямая зависимость вассалов от сеньора-короля, что на долгое время обеспечило стабильность английской монархии. В 1086 г. в Англии была проведена первая перепись населения и имущества. Полученные данные были сведены в своеобразный кадастр, получивший в народе название «Книга Страшного суда». В частности, в ней отмечалось, что во всем королевстве имелось 5 624 водяные мельницы, которые облагались налогом. За каждые 200 фунтов дохода «барония» обязана была выставить 40 рыцарей сроком на 40 дней ежегодно. По этой системе вся Англия (без Шотландии и Уэльса) должна была мобилизовать 4 200 рыцарей, что позволяет оценить «валовой национальный доход» королевства примерно в 21 тыс. фунтов.
Король Генрих II Плантагенет (1154 - 1189) разрешил вместо военной службы вносить в казну т.н. «щитовые деньги», на которые на военную службу нанимались наиболее пригодные рыцари или стрелки, для которых устанавливались дисциплинарные требования и сроки службы. Сбором денег в графствах занимались шерифы -особые королевские чиновники. Постепенно к ним перешли также судебные и административные функции. Это позволяло более эффективно осуществлять сбор налогов. Преимущества «английской централизации» в полной мере проявились в победах английской армии на начальной стадии Столетней войны (1336 - 1453).
Во Франции введение государственных налогов проходило медленно и осторожно. Финансовая база французской монархии была слабой и король жил только за счет доходов с домена — «жил за счет своего». При Филиппе-Августе (1180 - 1223) были введены должности королевских чиновников: бальи, сенешалей и прево. Король расширил Совет и выделил в нем особую финансовую палату. Король Филипп IV Красивый (1285 - 1314) впервые ввел не свойственный феодальным представлениям государственный налог в 1302 г. и при этом советовал своим чиновникам: «Против воли баронов не собирайте вовсе сих денег. И должны совершать сии сборы и деньги с как можно меньшим шумом и елико возможно менее понуждая простой народ, и будьте внимательны к тому, чтобы к исполнению ваших распоряжений приставить сержантов снисходительных и сговорчивых». Но лишь при Карле VII (1422 - 1461) право государства на налогообложение станет очевидным и безусловным. Ордонанс 2 ноября 1439 г. передал определение размеров основного налога - тапьи - на усмотрение короля. В 1451 г. в связи с разорением страны в результате Столетней войны Карл VII на 8 лет освободил французское крестьянство от налогов.
Третьим успешным опытом введения государственных налогов являлось графство Фландрия (современная Бельгия). С XII в. графы Фландрии ввели в своих владениях право «божьего мира» -запрет на ведение частных феодальных войн и право на верховный суд. С 1038 г. графы фландрские узаконили первый государственный налог - «Balfart» - военный налог в пользу графского замка. Территория Фландрии делилась на финансовые округа - «официи», в которых специальные чиновники-нотариусы осуществляли сбор налогов и описи объектов налогообложения (brefs, brevia reddituum). Налоги и описи отправлялись в Брюгге, где они хранились в замке вместе с сокровищами графской казны. В 1089 г. при графе Роберте Фрисландском была создана должность канцлера Фландрии, которому подчинялись все «нотариусы». Графы Фландрии пытались активно осуществлять судебные функции на всей территории графства, независимо от сеньориальных иммунитетов своих вассалов. Это было во многом связано с возможностями взимания судебных штрафов, которые в те неспокойные времена могли быть важной статьей бюджетных доходов. Когда граф Роберт Фрисландский приказал в конце XI в. составить список совершенных в окрестностях Брюгге убийств, он установил, что сумма компенсаций по ним превысила бы 10 тыс. марок!
Налоговая дисциплина средних веков оставляла желать лучшего. Средневековье платило налоги с большой неохотой. Флорентиец XIV в. Джованни ди Паголо Морелли в своих деловых поучениях подчеркивал: «Как огня остерегайся лгать». Но делал исключение для налогов, где лгать позволительно, ибо «ты совершаешь сие не ради того, чтобы присвоить чужое добро, но дабы воспрепятствовать тому, чтобы забрали неподобающим образом твое».
Среди косвенных налогов средневековья по-прежнему доминировали торговые пошлины. В Алеппо в Сирии и Александрии в Египте, крупнейших центрах международной торговли средних веков, они составляли 2 % при ввозе и вывозе. При этом турецкие султаны с 1453 г. дополнительно получали от Венеции 3-5 тыс. дукатов ежегодно за предоставленное итальянцам право на торговлю во владениях султана. Для Западной Европы торговые пошлины не имели большого значения.
- 1. Понятие и функции финансов.
- 2. Исторические условия появления финансов и основные этапы их развития.
- 3. Роль финансов в системе экономических отношений
- 4. Финансы и другие экономические категории: деньги, цена, заработная плата, кредит, капитал.
- 5. Финансовая система и ее звенья
- 6. Финансовый рынок: понятие и классификация
- 7. Понятие и функции денег. Исторически сложившиеся теории денег
- 8. Исторические типы денег и их характеристика. Разновидности металлизма
- 9. Домонетный период денежного обращения. Товаро-деньги.
- 10. Античная денежная система: становление, особенности и причины упадка.
- 11. Денежное обращение в средние века. Основные счетно-денежные системы Западной Европы в VI - XII в.
- 12. «Монетный Ренессанс» XIII в. Эпоха дуката и гроша.
- 13. «Революция цен» XVI в. Эмиссия талера и становление национальных денежных систем.
- 14. Денежное обращение Древней Руси и его особенности на белорусских землях
- 15. Денежные системы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: этапы развития и оценка эффективности
- 16. Денежное обращение Московской Руси и его особенности
- 17. Денежная система Российской империи: особенности развития и проблема регулирования «бумажной» эмиссии
- 18. Советская денежная система и ее специфика.
- 19. Понятие бюджета и бюджетной системы. Формы и механизмы формирования бюджета.
- 20. Основные исторические этапы формирования бюджета и бюджетных отношений. Понятие бюджетной системы.
- 21. Становление бюджетных отношений в античную эпоху. Бюджетная система Древнего Рима: достижения и противоречия.
- 22. Становление современной системы бюджетных отношений. Бюджет Французского королевства - первый опыт централизованного формирования бюджета.
- 23. Английский опыт формирования бюджета и общественного контроля за его использованием.
- 24. Бюджетная система Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: основные черты и особенности.
- 25. Бюджетная система Российской империи.
- 26. Бюджетная политика советской власти: цели и средства.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции и классификации налогов.
- 28. Историческая периодизация развития налоговых отношений и форм налогообложения.
- 29. Налоги и налоговые отношения в античную эпоху. Специфика налогообложения в античном полисе. Налоговая система Древнего Рима.
- 30. Натурализация налоговых отношений в средние века. Средневековое понимание сущности и налогообложения.
- 31. Формирование современных систем налогообложения. Система откупов и ее трансформация.
- 32. Налоговые отношения в Древней Руси
- 33. Подати и налоги в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Их классификация и историческая эволюция. Оценка эффективности налоговой системы «шляхетской республики».
- 34. Налоговая система Московской Руси. Монголо-татарское влияние на формирование податной системы Московской Руси.
- 35. Налоговая система Российской империи. Прямые и косвенные налоги в России.
- 36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.
- 37. Кредитные отношения в античном мире
- 38. Кредит в средневековой Европе. «Ломбардцы» и их роль в западноевропейском средневековом кредите.
- 39. Значение векселя для развития кредитных операций. Вексельное обращение в Западной Европе Нового времени.
- 41. Кредит в Древней Руси и его особенности: «резоимство».
- 42. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.
- 43. Кредитные отношения в Российской империи. Заимствование западноевропейского опыта: особенности и «пределы».
- 44. Кредитные отношения в ссср.
- 45. Банк как финансовое учреждение. Роль банков в регулировании финансово-кредитной системы.
- 46. Банковские отношения в античном мире и средневековье. Греческие «трапезиты» и римские «публиканы».
- 47. Становление банковских отношений и банковской системы в ренессансной Италии: исторические предпосылки и экономические последствия. «Ломбардцы», Барди и Медичи.
- 48. Банки «Северной Европы» и их особенности. Банковско-торговый дом Фуггеров и его значение для политической и экономической жизни Европы.
- 49. Появление первых национальных или государственных банков. Опыт Швеции, Англии и Франции.
- Национальные банки Англии и Швеции
- Французский опыт организации национального банка и причины его неудачи
- 50. Акционерные банки XIX в. И их роль в становлении и развитии монополистического капитализма. Рокфеллеры и Морганы.
- 51. Организация банковского дела в Российской империи. Российские «казенные» и «коммерческие» банки XVIII-первой половины XIX в.
- Российские «коммерческие» банки и их ограниченность. Государственный коммерческий банк
- 52. Создание Государственного банка России. Основные этапы деятельности Государственного банка. Белорусские отделения Госбанка России.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 54. Банковская система бсср и ее особенности.