logo search
ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ (Ростов- на- Дону)

Глава vш. Нормативно- правовые аспекты осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в рф.

Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.114 В первую очередь страхование направлено на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении неблагоприятных событий.

Страхование- это, прежде всего, гражданско-правовой институт, что обусловливает роль Гражданского Кодекса Российской Федерации в его правовом обеспечении.

В соответствии со статьей 927 Гражданского Кодекса РФ 115 страхование может быть обязательным и добровольным. При этом обязательным страхование является в случаях, когда законом на указанных в нём лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.

Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком)116. Поскольку договор обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих относится к договорам личного страхования, ему присущи все признаки договоров этого вида.

По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплачивать обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица) или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая)117.

По смыслу, заложенному в Гражданском Кодексе РФ, когда договор страхования заключен не в пользу самого страхователя, он представляет собой частный случай договора в пользу третьего лица (ст. 430)118, что имеет место в случае обязательного страхования, которое осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность

ГК РФ содержит подробную регламентацию широкого круга вопросов, посвященных как обязательному, так и добровольному страхованию, которая, однако, применяется к отношениям, связанным с обязательным государственным страхованием 119.

Основы обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, его сущностные характеристики, а равно условия, формы и порядок реализации предусмотрены, кроме Конституции РФ:

Данными нормативно- правовыми актами определяются условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции (далее - военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица).

Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К числу последних можно отнести: Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М. А. Вудынина» от 26 декабря 2002 г. № 17-И; Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. №855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»» (с изменениями от 8 августа 2003 г., 6 февраля 2004 г.); Приказом Министра обороны Российской Федерации «О мерах по организации в Вооруженных Силах Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования» от 28 февраля 1998 г. N 105; Директивой Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N Д-30 л «О внебюджетном фонде социальной поддержки личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации»; Приказом Министра обороны РФ № 145 от 25 марта 2000 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (с учётом изменений и дополнений, внесённых Приказом Министра обороны РФ № 114 от 14 марта 2001 г. »); Приказом ФПС РФ от 18 сентября 1998 г. N 528 "Об обязательном государственном страховании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и о порядке выплаты единовременных пособий в системе ФПС России"; Приказом ФАПСИ от 31 января 2000 г. N 15 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов правительственной связи и информации и граждан, призванных на военные сборы".121

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц является одним из самых юридически сложных видов страхования. Это обусловлено наличием, с одной стороны, у страховых отношений природы обязательного социального страхования - страхования, опосредующего общую публичную обязанность государства, корреспондирующую конституционному праву каждого на социальное обеспечение, и с другой - тем, что для реализации страхования законодатель выбрал достаточно необычный для обязательного социального страхования механизм - механизм, основанный на гражданско-правовом договоре страхования и предполагающий участие в страховании коммерческих страховых организаций. Дополнительными особенностями этого вида страхования, усиливающими в нем публичную компоненту, является то, что свою трудовую (в широком смысле) деятельность застрахованные - лица, проходящие военную и аналогичную ей службу, осуществляют в публичном интересе.

Участие коммерческих страховых организаций позволяет:

1) ввести в данное страхование элементы конкуренции;

2) обеспечить не только государственными, но и частными экономическими (финансовыми) ресурсами надлежащее исполнение государственных обязанностей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, проходящих военную и аналогичную ей службу.

Однако привлечение предпринимателей в социальную сферу требует от законодателя большой осторожности для того, чтобы не дискредитировать саму идею такого привлечения в принципе. Привлечение предпринимателей и использование для регулирования страховых отношений норм гражданского права - права, предназначенного для опосредования эгоизма (частного интереса), требует принятия специальных мер, препятствующих доминированию частного интереса в этих публично-значимых отношениях.

В то же время, несмотря на свою публичную значимость, отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц сейчас слабо урегулированы российским законодателем, а принимаемые им для защиты соответствующего публичного интереса меры оказываются в ряде случаев недостаточными. Более того, иногда законодатель устанавливает прямо противоположные по своим целям правила, предоставляя интересу страхователей и страховых организаций значительно большую защиту (обеспеченность), чем интересу лиц, проходящих военную и аналогичную ей службу - слабейших участников страховых отношений. Следствием этого являются многочисленные споры в судах общей юрисдикции, связанные с неосуществлением или ненадлежащим осуществлением страховщиком страховых выплат застрахованным (выгодоприобретателям).

Согласно указанным нормативным правовым актам объектами обязательного государственного страхования являются риск утраты жизни и здоровья военнослужащими и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лиц.

Причем жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции (далее - служба), военных сборов по день окончания военной службы, службы, военных сборов. При наступлении страховых случаев военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имеющих место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. Страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования. Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, военные сборы.

Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с Директивой Министра обороны Российской Федерации от 6 января 1997 г. N Д-1 «О генеральном соглашении о сотрудничестве между Министерством обороны Российской Федерации и группой Военно-страховой компании» обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих осуществляет группа Военно- страховой компании.122

На основании положений Генерального соглашения о сотрудничестве между Министерством обороны Российской Федерации и группой Военно- страховой компании от 3 декабря 1996 г., Министерство обороны РФ обязуется: 123

- формировать рабочие группы по реализации согласованных программ;

- предоставлять Группе информацию и документы, не являющиеся государственной и военной тайной, необходимые для выработки программ и реализации совместных решений;

- способствовать распространению в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Минобороны России, среди военнослужащих и гражданского персонала информационных и рекламных материалов о деятельности Группы, в том числе обо всем спектре оказываемых ее структурами услуг;

- оказывать помощь Группе и ее структурам в решении организационных вопросов и предоставлении ей необходимых помещений и средств связи на основании отдельных договоров, заключаемых Сторонами;

- содействовать Группе и ее структурам в заключении с воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями и организациями договоров о выдаче денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу через специальные карточные счета, открываемые в ВЕИБанке;

- рассматривать и при согласии утверждать графики открытия и ввода в действие представительств Группы и ее структур в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также содействовать их выполнению в установленные сроки.

На группу Военно- страховой компании Генеральное соглашение возлагает следующие обязанности:

- перечислять в согласованные Сторонами размерах и сроки прибыль, получаемую Группой от реализации совместных проектов, во внебюджетный фонд социальной поддержки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;

- содействовать Минобороны России в решении социально значимых в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации задач по повышению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- оказывать содействие Минобороны России в реализации программ обеспечения военнослужащих всеми видами довольствия, строительства и приобретения жилья, профессиональной подготовки и переподготовки граждан, уволенных с военной службы, их трудоустройства, совершенствования торгово-бытового и медицинского обслуживания; развития санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха, военно-шефской работы и повышения престижа военной службы;

- принимать участие в формировании и деятельности рабочих групп по реализации согласованных программ;

- открывать по согласованию с Минобороны России представительства Группы и ее структур в Вооруженных Силах Российской Федерации для оказания всего комплекса страховых, банковских и иных видов услуг.

Минобороны России имеет право осуществлять надлежащий контроль за исполнением Группой и ее структурами своих обязанностей. Военно- страховая компания выступает самостоятельным хозяйствующим субъектом и не входит в структуру Министерства обороны РФ (Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ по гражданскому делу от 8 августа 1996 г. № 6н-160/94 в связи с жалобой офицера Пивоварова Ю.Л.). 124

Общее руководство по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации.

Контроль за работой воинских частей (военных комиссариатов) по законному оформлению документов и своевременному их представлению в страховую организацию для решения вопроса о выплате страховых сумм возлагается на финансово-экономические управления видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, военные комиссариаты республик, краев, областей, Московский и Санкт-Петербургский городские военные комиссариаты.

Застрахованными по обязательному государственному страхованию являются военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица.

К военнослужащим согласно статье 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Федеральный закон №76-ФЗ) относятся:

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На военнослужащих в соответствии со статьей 1 Федерального закона №76-ФЗ возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером возложенных на военнослужащих обязанностей, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы (далее - застрахованные лица), согласно статье 18 Федерального закона №76-ФЗ подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечные застрахованного лица.

Законодательством предусмотрен и особый порядок лицензирования деятельности страховщиков, а также дополнительные меры контроля за их деятельностью. Разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования выдаются страховым организациям федеральным органом по надзору за страховой деятельностью при условии их соответствия установленным действующим законодательством Российской Федерации требованиям по защите государственной тайны.

К деятельности по обязательному государственному страхованию допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностранных инвестиций и которые имеют практический опыт работы в области личного страхования не менее одного года и показатели финансовой надежности, установленные федеральным органом по надзору за страховой деятельностью, гарантирующие финансовую обеспеченность взятых на ответственность страховых обязательств. Дополнительный контроль за деятельностью страховщиков осуществляется наблюдательными советами (комитетами), состоящими из полномочных представителей страхователей и страховщиков.

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:

- гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

- установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

- получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);

- досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов. Обязательное государственное страхование лиц, прикомандированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели соответствующим федеральным органом исполнительной власти, от которого прикомандированы указанные лица.

Размер страхового тарифа по обязательному государственному страхованию определяется страховщиком по согласованию со страхователем и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой и бюджетной политики.

Размер страховой премии по обязательному государственному страхованию не может превышать 3 процента фонда денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц соответствующего Федерального органа исполнительной власти.

Расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащие возмещению страхователем, не могут превышать 6 процентов размера страхового взноса.

Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам, а в случае их гибели (смерти) выгодоприобретателям определяются исходя из окладов месячного денежного содержания этих военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому (специальному) званию. При этом военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, размеры страховых сумм определяются исходя из минимального месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада по воинскому званию, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. При исчислении страховых сумм учитываются оклады месячного денежного содержания, установленные на день выплаты страховых сумм.

Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

- в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, - 25 окладов каждому выгодоприобретателю;

- в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов:

инвалиду I группы - 75 окладов;

инвалиду II группы - 50 окладов;

инвалиду III группы - 25 окладов.

Если в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы вследствие указанных выше причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством окладов, причитающихся по вновь установленной группе инвалидности, и количеством окладов, причитающихся по прежней группе инвалидности;

- в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов;

- в случае досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, - 5 окладов.

Договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя). Он заключается в письменной форме на один календарный год. Порядок пролонгации действия указанного договора оговаривается при его заключении.

Договор страхования включает соглашение о застрахованных лицах, об обязательствах и ответственности страхователя и страховщика, перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю). Периодичность внесения страхователем страховых взносов устанавливается договором страхования.

Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию осуществляется следующим образом:

1. Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица (выгодоприобретателя) по сравнению с условиями, определенными Федеральным законом №52-ФЗ, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед застрахованным лицом (выгодоприобретателем) на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.

2. При приеме или призыве на военную службу, службу, военные сборы страхователь обязан ознакомить застрахованных лиц с правилами осуществления обязательного государственного страхования, порядком оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, и со способами выплаты страховых сумм.

3. В целях своевременной выплаты страховых сумм воинские части, учреждения, организации, военные комиссариаты, военно-лечебные заведения, учреждения и организации страхователя, а также учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы по месту службы (жительства) застрахованных лиц (выгодоприобретателей) обязаны оказывать им содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.

Воинские части, военные комиссариаты, военно-лечебные заведения, учреждения и организации страхователя обязаны сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять ему необходимые сведения об обстоятельствах наступления этих случаев.

4. Командиры (начальники), должностные лица воинских частей, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, а также руководители и должностные лица учреждений и организаций страхователя, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении застрахованным лицам (выгодоприобретателям) документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

- наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

- находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

- является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или самоубийства застрахованного лица.

Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства и к этому времени застрахованное лицо находилось на военной службе, службе не менее шести месяцев или если смерть застрахованного лица является результатом доказанного судом доведения до самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе.

Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается застрахованному лицу (выгодоприобретателю) и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный настоящим Федеральным законом №52-ФЗ для осуществления выплаты страховой суммы.

Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, военные сборы. Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительствам Российской Федерации.

Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся застрахованным лицам по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, установленных п.3 ст.1 Федерального закона №52-ФЗ.

Выплата страховых сумм застрахованным лицам (независимо от места прохождения ими военной службы, службы, военных сборов), а в случае их гибели (смерти) - выгодоприобретателям (независимо от места их жительства) производится страховщиком на территории Российской Федерации путем перечисления причитающихся сумм в рублях способам, определенным договором страхования.

Выплата страховых сумы производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Не подлежат выплате страховые суммы по обязательному государственному страхованию за счёт Минобороны РФ военнослужащим, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания, военная служба которых на весь срок их полномочий приостанавливается с прекращением действия контракта о прохождении ими военной службы.

Военнослужащим, прикомандированным к другим министерствам, ведомствам и организациям от Министерства обороны Российской Федерации, выплата страховых сумм производится за счет средств Министерства обороны Российской Федерации только по страховым случаям, происшедшим с ними с 1 июля 1998 г. - со дня вступления в силу Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.

Если в течение срока действия договора страхования произошло изменение размеров окладов застрахованных лиц, а также их численности, то недополученные или излишне полученные в связи с указанными обстоятельствами суммы страховых взносов подлежат доплате или возврату. По соглашению сторон, заключивших договор страхования, указанные суммы могут учитываться при определении размеров страховых взносов на очередной период действия договора страхования.