logo search
Деньги, креди, банки(исправленно 25

18.1. Характеристика центральных банков

Центральные банки являются главным звеном банковской системы любого государства. Они носят различные названия, например: Федераль­ная резервная система (США), Банк Японии; народные, государственные, эмиссионные. Первым банком, осуществившим эмиссию, является Банк Стокгольма, который в 1650 г. выпустил депозитные сертификаты на золо­тые монеты, распространившиеся на всей территории королевства Швеции наравне с другими видами денег. Первым же эмиссионным банком являет­ся Банк Англии, созданный в 1694 г., выпускающий банкноты и учиты­вающий коммерческие векселя. Позже за Центральными банками закрепи­лась роль казначея государства и посредника между государством и ком­мерческими банками. Капитал этих банков в настоящее время полностью или частично принадлежит государству, а сами банки являются проводни­ками денежно-кредитной политики государства.

Взаимодействие между Центральным и коммерческими банками (банковской системой) регулируется законом о Центральном банке и законом о банковской деятельности, в которых определены основные права и обязанности кредитных институтов в отношении центрального банка.

Основным признаком классификации центральных банков является степень независимости их денежной политики, которая складывается под влиянием различных объективных и субъективных факторов. Субъектив­ными являются факторы, сформированные под влиянием сложившихся между центральным банком и правительством взаимоотношений, в кото­рых многое зависит от неформальных контактов руководителей. Из мно­жества объективных факторов для оценки независимости выделяют пять наиболее важных:

1) степень участия государства в капитале Центрального банка и его прибылях;

2) порядок назначения или выбора руководства;

3) цели и задачи банка, отраженные в законодательстве;

4) права государства по отношению к денежно-кредитной политике;

5) порядок регулирования прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком.

Рассмотрим наиболее важные проявления этих факторов. Относи­тельно фактора оценки - при проведении денежно-кредитной полити­ки состав собственников капитала Центрального банка не влияет на его не­зависимость.

Порядок выбора, назначения и в особенности отзыва руко­водства Центрального банка страны оказывают заметное влияние на сте­пень его политической независимости от органов государственного управ­ления.

Отражение в законодательстве целей и задач Центрального банка определяет рамки свободы его деятельности и законодательно уста­новленные полномочия. В большинстве стран это находит отражение в Конституции и законах о банковской деятельности (Австрия, Германия, Дания, Нидерланды, Россия, Франция, Швейцария и Япония). В других странах (например, США, Швеция, Италия) формулировки задач даны лишь в общих чертах, что также сохраняет независимость банков.

В зависимости от того, установлены ли в законе права государ­ственных органов отклонять решения руководства Центрального банка, а Центрального банка - координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования, во многом определяется и политическая независимость Центрального банка. Отрицательными приме­рами здесь могут служить Центральные банки Франции и Италии, где они выступают лишь в роли консультанта правительства; государственные ор­ганы Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии активно вмеши­ваются в политику Центрального банка; в Австрии и Дании Центральные банки находятся на несколько высшем уровне независимости. Наиболее независимыми являются Центральные банки ФРГ и Швейцарии.

Наличие законодательного ограничения кредитования прави­тельства влияет на экономическую и политическую независимость Центральных банков. Этот фактор значим, если действует система непосредственного финансирования правительства Центральным банком. Она имеется в боль­шинстве развитых стран, кроме Великобритании и США, распространяю­щих государственные займы на открытых рынках.