logo search
ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ (Ростов- на- Дону)

§1. Общее страховое законодательство

Длительный исторический период возникновения и укрепления страховых отношений и связанное с этим развитие специального законодательства, обусловили создание объективных предпосылок для формирования страхового права. Вместе с тем определение места страхового права в национальной системе российского права вызывает определенные трудности.

В отечественной научной литературе практически не исследованы основные компоненты страхового права, поскольку на протяжении многих десятилетий страхование рассматривалось исключительно как разновидность государственного обеспечения, которое носило строго обязательный характер.

В начале 1990-х годов в Российской Федерации в сфере страхования произошли заметные изменения:

- из государственного бюджета были выделены обособленные фонды, которые предназначены для строго определенных целей - выплат пенсий, пособий, обеспечения занятости и предоставления медицинских услуг;

- были приняты законодательные и подзаконные акты, разрешающие частным страховым компаниям предоставлять страховые услуги в сфере добровольного страхования.

В Конституции Российской Федерации появилась норма о том, что государство «поощряет развитие добровольного страхования». Весьма характерно, что эта норма содержится в ч.3 ст.39 Конституции РФ, которая раскрывает понятие государственного социального обеспечения. Из этого следует, что государство рассматривает страхование как часть социального обеспечения. В действительности же, к системе социального обеспечения относится не все страхование, а только та его часть, которая называется социальным страхованием.

27 ноября 1992 г. был принят Закон РФ №4015-I «Об организации страхового дела в РФ»20(с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г., 7 марта, 18, 21 июля 2005 г., от 08 ноября 2007 г. № 256-ФЗ, от 24 июня 2008 г. № 94- ФЗ), который был призван охватить правовым регулированием весь комплекс отношений, возникающих в процессе страхования.

Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими те или иные виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Для целей настоящего Закона федеральные законы и иные нормативные правовые акты, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, являются составной частью страхового законодательства. Действие настоящего Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Между тем, реализовать идею урегулирования всего комплекса отношений в области страхования в рамках одного законодательного акта так и не удалось. Действие настоящего закона не распространяется на государственное социальное страхование. Таким образом, в российском страховом законодательстве фактически сложились две параллельно развивающиеся системы.

В рамках первой системы, которую можно назвать общим законодательством о страховании, урегулированы отношения по поводу принципов построения:

- имущественного и личного страхования;

- обязательного социального страхования.

В рамках второй системы, которая условно именуется специальным страховым законодательством, урегулированы отношения по поводу:

- отдельных видов добровольного страхования;

- отдельных видов обязательного и добровольного социального страхования;

- распространения на отдельные профессиональные группы некоторых видов обязательного государственного страхования.

Страховое законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование всех общественных отношений (страховых и нестраховых) в сфере страхования. Большинство из этих нормативно-правовых актов имеет комплексный характер. Поэтому и страховое законодательство является, в первую очередь, комплексной подотраслью гражданского законодательства. Но не сводится только к нему.

К общему страховому законодательству современной России принято относить: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (в части главы 48); Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ21), Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»22, Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ».

Существуют также специальные законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми регулируются отдельные виды личного и имущественного страхования, а также социального страхования. Сюда относятся федеральные законы (например, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»23), нормативные указы Президента и постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты - инструкции и распоряжения, устанавливающие в пределах предоставленной тем или иным государственным органам компетенции:

а) вид и форму страхования;

б) правила и условия предоставления страхования;

в) финансовый механизм страхования;

г) конкретный круг субъектов, именуемых сторонами в страховых правоотношениях, их права, обязанности и ответственность, а также круг иных лиц, участвующих в страховании;

д) порядок лицензирования страховой деятельности и полномочия контролирующих органов;

е) порядок разрешения споров.

Для того чтобы понять, насколько соприкасаются между собой две общие системы законодательства о страховании и социальном страховании, рассмотрим следующую таблицу.