40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
В широкой трактовке госкредит отражает всю совокупность финансовых отношений между органами государственной власти и управления, в процессе которых происходит размещение государственных займов, их последующее обслуживание и погашение, а также бюджетное кредитование третьих лиц и гарантирование их обязательств.
В узкой трактовке государственный кредит отражает заемные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, а также субъектов международного права на условиях возвратности, срочности, платности для финансирования бюджетных расходов и операций государственного сектора, не обеспеченных доходными источниками.
Особенностьюгоскредита служит то, что одним из участников таких экономических отношений является государство, которое выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта; а такжегоскредит реализуется посредством применения различных финансово-кредитных долговых инструментов: кредиты в денежной форме, займы на фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, выпуски еврооблигаций.
Роль госкредита: Госкредит является одним из основных рыночных институтов финансирования бюджетного дефицита. С другой стороны, госкредит выступает одним из эффективных и гибких инструментов аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов в экономике, механизмов балансировки бюджетной системы.
Сущностьгосударственного кредита проявляется в егофункциях:
1.Обеспечивающая функция госкредита связана с возможностью мобилизации в бюджет свободных денежных средств через государственные заимствования на внутреннем и внешнем рынках.
1.Распределительнаяфункция заключается в формировании централизованных фондов денежных средств и их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает денежные средства для финансирования своих ресурсов. В настоящее время поступление государственных займов стали вторыми после налоговых поступлений источниками финансовых расходов бюджета.
2.Регулирующаяфункция проявляется в формировании основных общеэкономических пропорций и стимулировании развития отдельных отраслей предприятий и территорий. Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на объем денежной массы в обращении, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, занятость, уровень ликвидности коммерческих банков и т. д. Госкредит не только стимулирует высокие темпы экономического развития, но и смягчает циклические колебания.(см ниже, влияние на экономику)
3.Контрольнаяфункция заключается в контроле за целевым и рациональным использованием целевых средств.
Особенности форм государственного кредита:
Несекьюритизированная форма (кредит): на протяжении всего срока кредита в качестве кредитора выступает одно и то же лицо или государство-кредитор; невозможность перехода прав требования к третьим лицам, а значит относительная безопасность заемщика, его защищенность от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц; ограничение возможности реструктуризации такой формы задолженности.
В России эта форма используется только на территориальном уровне. На федеральном уровне кредитные соглашения использовались в рамках государственных внешних заимствований в период с середины 90-х гг. прошлого века до 2007 г. для финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ и реализации бюджетных реформ в стране.
Секьюритизированная форма (Заем путем эмиссии долговых ценных бумаг): значительно больший объем инвестиционного спроса; возможность гибко регулировать объем и стоимость заимствований; облегчает реструктуризацию долга; позволяет осуществлять оптимизацию структуры долга в ходе его управления и др.
Классификация разновидностейгосударственного кредита
По источникам происхождения: внутренний(номинированный в нацвалюте);внешний(выраженный в инвалюте)
По целям будущего использования: инвестиционный(кредиты на финансирование крупных гос инвест проектов, программ, т.е. на производственные цели);неинвестиционный(кредиты на финансирование непроизводственных расходов гос-ва). Доля таких кредитов высока в странах с нестабильной эк-ой и нездоровыми гос финансами.
В зависимости от статуса заемщика: централизованный (выпускаются правительством (МИНФИН) напр гос-ые краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа (с переменным купоном, постоянным доходом, фиксированным доходом (может отличаться по периодам), с амортизацией долга(погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты) )) и децентрализованный (местными органами власти).
В зависимости от сроков погашения: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года), среднесрочные ссуды (как правило, от 1 до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет).
По видам доходности гос займы делятся на: процентные ссуды (владельцы гос ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило фиксированных, процентов годовых); беспроцентный (дисконтные) заем: ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; выигрышные займы: ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.
Типы гос ценных бумаг: Рыночные бумаги имеют свободное хождение на фондовом рынке, могут покупаться и продаваться, переходя от одного владельца к другому; используются для покрытия текущего бюджетного дефицита за счет постоянного привлечения в бюджет средств. Нерыночные бумаги на вторичном фондовом рынке не обращаются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому вследствие биржевых сделок. Они предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Нерыночные государственные ценные бумаги могут использоваться государством для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов.
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами
- 2. Денежные реформы: понятие, классификация видов и условия проведения
- 3. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф
- 4. Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории. Функции финансов и их реализация в экономиках разного типа
- 5. Финансовая система: понятие, элементы, участники и организация взаимосвязей между ними.
- 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
- 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
- 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
- 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
- 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
- 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
- 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
- 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
- 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
- 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
- 23. Резервные фонды в составе федерального бюджета рф: история возникновения, виды, источники формирования и направления использования. Управление средствами фонда.
- 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
- 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
- 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
- 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
- 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
- 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
- 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
- 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
- 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
- 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
- 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
- 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
- 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
- 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
- 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
- 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
- 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
- Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
- 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
- Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
- 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
- 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
- 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
- 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
- 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
- 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
- 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
- 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
- 52. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Имущественное страхование.
- 54. Особенности медицинского страхования.
- 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
- III. Фондовые посредники
- IV. Органы регулирования и контроля.
- 3.Биржи
- 4.Общество
- V. Организации, обслуживающие рынок.
- VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
- 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
- 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.