25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
Бюджетный федерализм- система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.
Федерализм- это такой способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию.
Сущность бюджетного федерализма проявляется в его основных принципах. К принципам бюджетного федерализма можно отнести:
самостоятельность бюджетов разных уровней;
законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям. То есть обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.
Преимущества бюджетного федерализма:
Свобода выбора.
Местное самоуправление и их органы отличаются в зависимости от предпочтений их жителей. Это обеспечивает возможность выбора предоставляемых государственных услуг. Люди могут быть лучше удовлетворенны, если возможность выбора больше.
Участие.
Федеральная структура позволяет развивать процессы демократии и на региональном уровне, и на уровне местного самоуправления.
Экспериментирование и возможности инноваций.
Новшества на уровне местного самоуправления или отдельной области не подвергают население страны такой же степени опасности, как если бы проводились эксперименты на национальном уровне.
Отчетность.
Когда правительственные решения на уровне региона или местного самоуправления находятся ближе к населению, чем в отдаленном национальном правительстве, общественность может отслеживать решения, сделанные относительно правительственных услуг и сборов.
Региональное большинство.
Региональный суверенитет этнических групп внутри федеральной нации обеспечивает возможность им управлять и обеспечивать региональные услуги
или услуги местного органа власти, учитывая стиль и сущность их обычаев и жизни, отличающихся от обычаев в других областях, без потребности создания собственной страны.
Недостатки бюджетного федерализма:
Дублирование функций. Подразделения из разных слоев правительства могут выполнять одни и те же функции. Унитарное государство имеет возможность лучшего контроля и управления для предотвращения возможного дублирования.
Снижение ответственности. В связи с тем, что федерализм предполагает дублирование правительственных функций, это приводит к сложностям определения ответственности за общественные проблемы, что в итоге может ослабить внимание к общественным интересам.
Национальное единство.
Помехи внутренним трансакциям.
Подводя итог бюджетный федерализм– это политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе.1
Методы бюджетного регулирования бывают двух типов: вертикальное и горизонтальное выравнивание.
Вертикальное выравнивание— это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам и потенциалом его доходных ресурсов. В широком смысле вертикальная сбалансированность бюджетной системы означает, что возможности каждого уровня власти по мобилизации доходов соответствуют его расходным потребностям.
Горизонтальное выравнивание бюджетовможно определить как обусловленная набором критериев система финансовой помощи региональным и местным бюджетам. Система межбюджетных отношений должна обеспечивать перераспределение финансовых доходов государства между различными его субъектами с учетом выполняемых задач и полномочий, а также связанных с этим расходов.
Используемые в международной практике системы распределения межбюджетных трансфертов могут быть в целом разделены на централизованные и децентрализованные. Большинство стран применяют централизованные системы распределения, которые создаются на более высоком уровне власти. В то же время достаточно распространены и децентрализованные системы, создаваемые на том же бюджетном уровне, на котором осуществляется выравнивание за счет перераспределения бюджетных средств от более «богатых» к более «бедным» административно-территориальным единицам. На практике применяются и комбинированные системы, сочетающие в себе элементы централизованных и децентрализованных систем.
Эти методы различаются в зависимости от моделей бюджетного федерализма. Модели бюджетного федерализмаосновывается на трех главных составляющих, которые являются условиями ее эффективного функционирования: во-первых, на разграничении полномочий между всеми уровнями власти по расходам; во-вторых, на наделении соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными ресурсами; в-третьих, на сглаживании вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы бюджетных трансфертов с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны некий стандарт государственных услуг.
Модели бюджетного федерализма: 2централизованная, децентрализованная, комбинированная.
Децентрализованные моделиобладают следующими основными особенностями:
макроэкономическая стабилизация, перераспределения национального дохода относятся к сфере деятельности центрального правительства, а производства государственных товаров и услуг делится между тремя уровнями власти;
налоговыми источниками центрального бюджета становятся такие виды налогов, как подоходные на физических и юридических лиц, а также акцизное и таможенное обложение, тогда как, субнациональные бюджеты довольствуются второстепенными источниками - налогами на товары и услуги, имущество и земельные участки;
признается высокая степень финансовой независимости и самостоятельности региональных властей.
Примером децентрализованной модели служит американский вариант бюджетного федерализма. Следует однако отметить, что более широкое распространение в мире получила не децентрализованная, а комбинированная модель бюджетного федерализма.
Для комбинированной модели характерныследующие черты:
сравнительно более широкое участие региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации, что ведет к более тесному бюджетному сотрудничеству региональных и центральных государственных структур;
повышение роли региональных властей в системе распределения налоговых доходов, в том числе и национальных;
активная политика горизонтального бюджетного выравнивания, повышенная ответственность центра за состояние региональных государственных финансов.
Комбинированные модели бюджетного федерализма используют многие европейские государства и прежде всего скандинавские страны.
Основные характеристики применяемых в мире систем бюджетного федерализма и соответствующие им методы бюджетного регулирования:
Модель | Вертикальное выравнивание | Горизонтальное выравнивание | ||||
| Регулирующие налоги | Закрепленные налоги | Налоговое | Трансфертное | ||
|
|
|
| Целевые трансферты | Нецелевые трансферты | |
Централизованная | Установлены на долговременной основе | Перечень жестко определен | По единым нормативам на долговременной основе | В рамках целевых федеральных программ | Рассчитываются по долговременно определенной формуле | |
Децентрализованная | Отсутствует | Перечень открыт | По единым нормативам ежегодно | В рамках целевых федеральных программ | Рассчитывается по долговременной определенной формуле | |
Комбинированная | Установлены конституционно | Устанавливаются в процессе согласования | По единым нормативам ежегодно | Отсутствуют | Рассчитываются по долговременно определенной формуле |
Основные проблемы в РФ при реализации межбюджетных отношений:
Проведя анализ разграничения доходных полномочий основные проблемы можно выделить из негативных последствий воплощения в России системы расщепляемых налогов:
поведение региональных властей не ориентировано на эффективное и действенное использование той доли налоговых поступлений, которую федеральный центр оставляет в их распоряжении;
почти полное отсутствие каких-либо налоговых полномочий у региональных властей не позволяет выполнить одно из необходимых условий эффективности бюджетной системы - обеспечение взаимосвязи между уровнем налогообложения и количеством/качеством получаемых населением бюджетных услуг, а также приводит к использованию нелегальных мер воздействия на налогоплательщиков.
Проведя анализ разграничения расходных полномочий можно выявить основные недостатки этой системы в РФ:
их нечеткость, поскольку разграничение расходных полномочий регламентируется не только Бюджетным кодексом, но и множеством других нормативно-законодательных актов, кроме того, относясь к совместному ведению, они не конкретизируют компетенцию соответствующего уровня бюджетной системы;
низкую степень самостоятельности региональных и местных бюджетов, так как их расходы регламентируются в основном федеральными законодательными и нормативными актами, устанавливающими в централизованном порядке натуральные и финансовые нормы - федеральные мандаты, большая часть которых не имеет финансового обеспечения.
Проведя анализ межбюджетных трансфертов можно выявить следующие проблемы системы межбюджетных трансфертов в РФ:
высокая доля дотаций в общих объемах межбюджетных трансфертов (59%);
не эффективный контроль за использованием бюджетных средств;
проблема слишком дорогих маленьких административно-территориальных единиц.
В целом основными проблемами бюджетного федерализма в РФ являются:
Сильная централизация доходных полномочий
Децентрализация расходных полномочий
Преобладание доли межбюджетных трансфертов в расходах
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами
- 2. Денежные реформы: понятие, классификация видов и условия проведения
- 3. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф
- 4. Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории. Функции финансов и их реализация в экономиках разного типа
- 5. Финансовая система: понятие, элементы, участники и организация взаимосвязей между ними.
- 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
- 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
- 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
- 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
- 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
- 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
- 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
- 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
- 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
- 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
- 23. Резервные фонды в составе федерального бюджета рф: история возникновения, виды, источники формирования и направления использования. Управление средствами фонда.
- 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
- 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
- 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
- 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
- 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
- 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
- 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
- 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
- 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
- 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
- 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
- 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
- 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
- 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
- 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
- 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
- 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
- Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
- 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
- Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
- 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
- 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
- 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
- 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
- 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
- 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
- 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
- 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
- 52. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Имущественное страхование.
- 54. Особенности медицинского страхования.
- 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
- III. Фондовые посредники
- IV. Органы регулирования и контроля.
- 3.Биржи
- 4.Общество
- V. Организации, обслуживающие рынок.
- VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
- 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
- 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.