logo
Не разобранные / ГОСы 2013_90 вопросов

34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.

Цены в условиях рынка являются инструментом конкуренции, перераспределения ресурсов и капитала. Цена- это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена, которая может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Применительно к товарному рынку:цена- денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

Функции цен:

1) Учетная - цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам.

2) Перераспределительная - перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения.

3) Стимулирующая - поощрительное и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства.

4) Балансирования спроса и предложения - может быть достигнуто при определенном уровне цен.

доп.:

5) Информационная - способность донесения до производителей и потребителей информации о затратах на производство, реализацию продукции, доходах и расходах населения и т.д.

6) Как инструмента рационального размещения производства – способность воздействия на принятие решения о переливе капитала из одной сферы в другую, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

7) Обеспечения доходности производства - стремление предприятия установить цену на продукцию, обеспечивающую максимум дохода при оптимальном объеме производства данного товара и достигнутом уровне себестоимости.

Структура цены- совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. Издержки делятся на постоянные (амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы) и переменные (затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление и т. д.) В свою очередь общая сумма прибыли делится на собственно прибыль и налог на добавленную стоимость. В качестве основных элементов цены выделяют:

1. Себестоимость- это затраты на производство и реализацию товаров, выраженные в денежной форме.

2. Прибыль- показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. Это разница между ценой и затратами на производство и (или) реализацию товара Предприятие-изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю: она возрастает.

3. Акцизы и НДС. Акцизы устанавливаются по подакцизным товарам и включаются в состав цены производителя. На пути следования товара от производителя до потребителя важными звеньями являются оптовые и розничные торговые организации. Они включают в состав цены свою надбавку, за счет которой они и функционируют. Величина данной надбавки зависит от множества факторов: вида товара, спроса на товар, срока годности товара, удаленности изготовителя и т.д.

Надбавка оптовой организации - как правило, меньше надбавок организаций розничной торговли, т.к. необходимую прибыль они получают за счет большого оборота товара, экономии на торговых площадях и т.д. В состав торговой надбавки оптовой организации входят прибыль оптовой организации и издержки обращения оптовой организации.

Надбавка розничной организации – в ее состав входят прибыль розничной организации и ее издержки обращения.

Часто нет необходимости в посредниках при реализации специальной заказной продукции, поскольку она связана с прямыми договорными поставками от производителя потребителю. К услугам посредников обращаются, если это может ускорить кругооборот товаров.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота выделяют следующие виды цен:

1) Оптовая цена изготовителяпредприятия устанавливается при отпуске товаров структурным подразделениям того же предприятия или его филиалам. По оптовой цене реализуется продукция других предприятий и снабженческо-сбытовых организаций: Опт Цена = Себест-ть + Прибыль + Акцизы

2) Оптовая отпускная ценаформируется предприятием при отпуске товаров со склада: Отп Цена = Опт Цена + НДС, где НДС = 18 % от Опт Цены.

3) Оптовая цена закупки (приобретения)устанавливается при реализации товаров через оптово-сбытовые организации: Зак Цена = Отп Цена + Надбавка (скидка) оптовой организации (посредническая).

4) Розничная цена— конечная цена, по которой товары реализуются потребителю: Розн Цена = Зак цена + Надбавка (скидка) розничной организации (торговая).

Себестоимость производства и реализации товаров

При

быль

изготовителя

Акцизы

НДС

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

Издержки

посредника

Прибыль

посредника

Косвенные налоги

Издержки

торговли

Прибыль

торговли

Косвенные

налоги

Цена оптовая изготовителя

Цена оптовая отпускная

Цена оптовая закупки (приобретения)

Цена розничная

Информация о структуре цены важна в процессе разработки стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это свидетельствует о снижения конкурентоспособности. В результате фирма не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции.

Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости говорит об обратном - предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать снижения цены. Структура цены показывает, какой вклад делает каждый участник товародвижения в уровень цен. Чем больше посредников на пути движения товара от производителя к конечному потребителю, тем большее число раз в структуре цены товара будут появляться такие элементы, как покупная и продажная цена оптового посредника, что приведет к увеличению доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4