38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый одним предпринимателем другому, как правило, поставщиком покупателю в форме отсрочки платежа за поставленную продукцию. В роли кредитора здесь выступают любые юридические лица, связанные с производством и реализацией товаров и услуг. Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме.
Коммерческий кредит оформляется векселем, т.е. письменным долговым обязательством должника уплатить к установленному сроку обозначенную в нем сумму денег. Целью использования коммерческого кредита является ускорение реализации продукции и получение прибыли.
Особенности коммерческого кредита:
-коммерческий кредит всегда выступает в форме рассрочки платежа по товарной поставке и привязан к ней;
- участниками этой сделки могут быть только предприниматели, связанные между собой постоянными отношениями по поставкам сырья, материалов и другой продукции, используемой в производственном процессе, либо по поставкам готовой продукции для дальнейшей реализации торговым фирмам;
-размер предоставляемого коммерческого кредита ограничен возможностями кредитора с точки зрения объема поставляемого в кредит товара.
-коммерческий кредит имеет краткосрочный характер, и поэтому, несмотря на его положительное влияние в виде ускорения производственного или реализационного процесса, он не позволяет осуществлять глобальные изменения в структуре бизнеса, которые требуют длительного времени, а также крупных вложений.
Потребительский кредит - кредит, предоставляемый населению на потребительские нужды. Главным его назначением является поощрение покупки населением товаров и услуг.
Он предоставляется :
-финансовыми компаниями;
- торговыми фирмами в виде продажи товаров длительного пользования с рассрочкой платежа;
- банками и другими кредитно-финансовыми институтами в виде денежных ссуд для потребительских нужд;
-предпринимателями и фирмами своим сотрудникам в товарной или денежной форме на потребительские цели.
Основные особенности потребительского кредитования:
- заемщики – отдельные лица;
- целевое назначение таких ссуд – использование их для удовлетворения потребностей населения
(для покупки недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения, обучения в платном высшем учебном заведении или туристической поездки)
Главный отличительный признак потребительского кредита — целевая форма кредитования физических лиц. В роли кредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг. В денежной форме предоставляется как банковская ссуда физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т.п., в товарной — в процессе розничной продажи товаров с отсрочкой платежа.
Первоначально потребительский кредит развивался при реализации торговыми фирмами крупных партий товаров частным лицам на условиях оплаты их стоимости частями в течение определенного периода. При этом в сумму платежа включался процент как плата за предоставленную рассрочку. По своей сути эта разновидность потребительского кредита близка к коммерческому кредитованию.
Впоследствии в эту сделку кроме двух участников (продавца и частного покупателя) включались посредники в виде специализированных финансовых компаний. Кредитором при этом становится не продавец, а финансовая компания, специализирующаяся на выдаче потребительских кредитов. Продавец получает от нее стоимость реализованного товара.
Сейчас в развитых странах именно финансовые компании - основные кредиторы по потребительскому кредиту.
Коммерческие банки кроме участия, а иногда и прямого контроля над финансовыми институтами потребительского кредита сами занимаются предоставлением таких ссуд в рамках кредитного рынка. При этом они могут выполнять ту же роль, что и финансовые компании, заключая договоры с торговыми фирмами и участвуя в кредитовании реализации товаров, либо выдают ссуды частным лицам в виде персональных кредитов, которые обычно не привязаны к определенной коммерческой сделке и поэтому более гибкие, хотя практически используются на те же цели. При выдаче персональной ссуды тщательно изучаются возможности заемщика по ее погашению, при этом учитываются его заработная плата и другие виды доходов, размеры расходов, наличие другой задолженности и т.д.
Перспективы развития потребительского кредита в России зависят от многих факторов, прежде всего от степени стабилизации кредитного и финансового рынков, а также роста и регулярности получения доходов основной частью населения.
Общее между коммерческим и потребительским кредитом:
Целью использования и коммерческого и потребительского кредита является ускорение реализации продукции и получение прибыли.
Развитие потребительских кредитов в РФ:
Рынок потребительского кредитования – сегмент финансового рынка, в который входят выдача банками потребительских кредитов,экспресс-кредитование.
Рынок потребкредитования в России появился в начале 2000-х годов.
Одним из первых на него вышел банк «Русский Стандарт». Вслед за ним участниками рынка стали «Хоум Кредит», «ОВК», Альфа-Банк, МДМ-Банк и многие другие. На сегодняшний день предложения потребительских кредитов есть фактически у каждого банка.
Развитие потребкредитованияприносит банкам стабильную и значительную прибыль, кроме того, увеличивается спрос на товары и услуги, и, соответственно, растут объемы продаж. Происходит расширение клиентской базы, причем как для торговых точек, так и для кредитных организаций.
При этом потребительские кредиты часто связаны с повышенным рискомневозврата денежных средств для банков. В российских условиях покупка в кредит нередко сопряжена со значительнымипереплатамиза товар.
Обзор рынка потребительского кредитования в России показывает, что, несмотря на ряд определенных проблем, он в последние годы динамично развивался, что было вызвано ростом спроса на приобретение товаров и услуг.
Темпы роста потребительского кредитования по итогам 2012 года составили чуть менее 40%. В ЦБ РФ отмечают рост консолидированного розничного кредитного портфеля по итогам 2012 года на 39% (43% — без учета ипотеки) до 7,7 трлн рублей.
Центральный Банк прогнозирует рост рынка потребительского кредитования в России в 2013 году на 30%.
Ипотечный и ломбардный кредиты: общие черты и отличия, особенности их развития в РФ.
Ипотечный кредит (ИК) — это долгосрочный кредит, обязательства, по возвращению которого обеспечены залогом недвижимого имущества (ипотекой). Предметом ипотеки могут быть: индивидуальные и многоквартирные жилые дома, квартиры, земельные участки, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Ломбардный кредит, ЛК (I) - краткосрочный кредит, фиксированный по размеру, обеспечивается движимым имуществом или финансовыми правами. При предоставлении ЛК (I) залог оценивается не по полной стоимости заложенного имущества на день заключения кредитного соглашения, а учитывает зависимости от вида движимого имущества только часть его стоимости.
Основными видами ЛК (I) являются: ломбардный кредит под залог ценных бумаг; под залог товаров; кредит под залог драгоценных металлов; ломбардный кредит под залог финансовых требований и др.
Ломбард - юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.
Важно: существует такое понятие, как ломбардная ипотека (или называемый также «ломбардный кредит II»). Это разновидность ИК и ЛК (I), долгосрочный вид, под залог принимается имеющаяся в собственности недвижимость (в то время как для получения ИК под залог предоставляется планируемая к покупке собственность), кредиторами выступают, преимущественно, банки или ломбарды недвижимости. Форма учитывает также и другие особенности ЛК (I): возможность нецелевого использования средств заемщиком и размер выдаваемого кредита в размере 65-90% от рыночной стоимости закладываемого имущества. Сумма кредита выплачивается постепенно. Условия по целевым ломбардным кредитам близки к условиям по классической ипотеке, по нецелевым ставки обычно выше. Т.о.: Цель ИК – взять кредит, что бы купить жильё, цель ЛК (II) – заложить жилье (и др. недвижимость), что получить свободные наличные средства.
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами
- 2. Денежные реформы: понятие, классификация видов и условия проведения
- 3. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф
- 4. Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории. Функции финансов и их реализация в экономиках разного типа
- 5. Финансовая система: понятие, элементы, участники и организация взаимосвязей между ними.
- 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
- 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
- 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
- 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
- 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
- 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
- 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
- 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
- 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
- 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
- 23. Резервные фонды в составе федерального бюджета рф: история возникновения, виды, источники формирования и направления использования. Управление средствами фонда.
- 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
- 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
- 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
- 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
- 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
- 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
- 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
- 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
- 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
- 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
- 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
- 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
- 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
- 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
- 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
- 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
- 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
- Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
- 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
- Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
- 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
- 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
- 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
- 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
- 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
- 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
- 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
- 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
- 52. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Имущественное страхование.
- 54. Особенности медицинского страхования.
- 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
- III. Фондовые посредники
- IV. Органы регулирования и контроля.
- 3.Биржи
- 4.Общество
- V. Организации, обслуживающие рынок.
- VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
- 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
- 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.