33. Формы и методы государственного регулирования цен.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран. Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Цели государственного регулирования цен:
1) согласование интересов субъектов рыночной экономики и обеспечение экономической безопасности страны;
2) создание условий для нормальной конкуренции внутри страны и защита отечественного товаропроизводителя;
3) защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости и государственное влияние на деятельность монополистов;
4) ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства и т.д.
Формы гос регулирования цен:
1) прямое- необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важными параметрами рынка,
2) косвенное– воздействие на цены посредством использования экономических рычагов.
Первичным способом государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдением занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры.
Объектами прямого регулирования, в основном, выступают товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, услуги магистрального транспорта, связи, продукция повышенного социального значения и др.).
Методы прямого гос регулирования цен:
1) установление верхнего абсолютного предела цены (самый жесткий рычаг в условиях рынка); как вариант - определение исходной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;
2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;
3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;
4) определение нижнего предела цены.
Посредством первых 3 рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции. Четвертый рычаг используется в фискальных целях: невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет (в отношении товаров с большой долей акцизов, являющихся важной доходной статьей бюджета). Нижний ценовой порог устанавливается государством также для стимулирования научно-технического прогресса. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий - производителей аналогичной прогрессивной продукции.
Как вариант прямого ценового регулирования можно считать фиксированные цены(цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.
Используя меры косвенного регулирования, государство старается установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование.
Методы косвенного регулирования цен:
• налоговая система;
• оплата труда;
• регулирование денежного обращения и кредитная политика;
• регулирование государственных расходов;
• установление норм амортизации и т.д.
Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики, влияющих на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки - приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции: чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя; государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки.
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством. Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.
Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. За рубежом уровень цен регулируют через ограничения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами
- 2. Денежные реформы: понятие, классификация видов и условия проведения
- 3. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф
- 4. Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории. Функции финансов и их реализация в экономиках разного типа
- 5. Финансовая система: понятие, элементы, участники и организация взаимосвязей между ними.
- 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
- 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
- 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
- 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
- 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
- 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
- 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
- 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
- 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
- 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
- 23. Резервные фонды в составе федерального бюджета рф: история возникновения, виды, источники формирования и направления использования. Управление средствами фонда.
- 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
- 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
- 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
- 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
- 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
- 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
- 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
- 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
- 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
- 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
- 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
- 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
- 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
- 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
- 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
- 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
- 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
- Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
- 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
- Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
- 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
- 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
- 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
- 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
- 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
- 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
- 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
- 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
- 52. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Имущественное страхование.
- 54. Особенности медицинского страхования.
- 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
- III. Фондовые посредники
- IV. Органы регулирования и контроля.
- 3.Биржи
- 4.Общество
- V. Организации, обслуживающие рынок.
- VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
- 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
- 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.