8.3. Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества
Для осуществления контроля за финансово–хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества и аудитор.
Ревизионная комиссия - самостоятельный орган управления, формируемый в акционерном обществе наряду с другими органами: общим собранием, советом директоров (наблюдательным советом), исполнительным органом. Действуя независимо от других органов управления, ревизионная комиссия строит свои взаимоотношения с ними в соответствии с Законом, другими нормативными актами, а также внутренними (локальными) актами общества.
В небольших по числу акционеров обществах либо при незначительном объеме финансово-хозяйственной документации, как правило, нет необходимости в образовании ревизионной комиссии. В этом случае избирается ревизор общества, правовой статус которого аналогичен статусу ревизионной комиссии.
Ревизионная комиссия образуется как орган управления, специально создаваемый для осуществления исключительно контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества; возложение на ревизионную комиссию иных функций недопустимо.
Избрание (досрочное прекращение деятельности) комиссии относится к компетенции годового, т.е. очередного, собрания акционеров; однако это не означает, что данные вопросы не могут решаться на внеочередном общем собрании акционеров, если того потребуют интересы дела.
Правовой статус ревизионной комиссии определяется совокупностью правовых актов: Законами РФ; уставом общества; внутренним (локальным) актом общества (на практике это обычно утверждаемое общим собранием акционеров Положение о ревизионной комиссии). Образование (избрание) и досрочное прекращение деятельности ревизионной комиссии относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Общества при своем создании должно урегулировать, в частности, вопросов, касающихся: численности ревизионной комиссии; допустимых ограничений на избрание в состав ревизионной комиссии определенных лиц (например, членов совета директоров и должностных лиц исполнительного органа общества); срока полномочий членов ревизионной комиссии; порядка голосования (тайного или открытого) при избрании ее членов; условий реализации ревизионной комиссией своего права на созыв внеочередного собрания и проведения ревизий по своей инициативе; условий и порядка досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссией в целом или ее отдельных членов.
Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.
По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.
Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.
Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Ежегодно в обществе должна проходить аудиторская проверка.
Под аудитом понимается осуществляемая профессиональным лицом (аудитором или аудиторской организацией) проверка состояния финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации (предпринимательской деятельности гражданина без образования юридического лица) и дача соответствующего заключения.
Законодательство разграничивает случаи, когда аудиторские проверки деятельности акционерного общества должны проводиться в обязательном порядке и когда таковые проводятся по усмотрению самого акционерного общества.
В обязательном порядке проводится аудит:
- для подтверждения годовой финансовой отчетности перед опубликованием акционерным обществом для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков;
- по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять и более процентов, независимо от обязанности общества публиковать указанные выше документы;
- в иных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, в частности, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" (СЗ РФ.1994. N 33. Ст.3451) и от 25 апреля 1995 г.
N 408 "Об изменении основных критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной, ежегодной аудиторской проверке" (СЗ РФ.1995.N 18.Ст. 1674).
Во всех остальных случаях аудиторская проверка проводится по усмотрению и желанию самого общества, обычно с целью получения органами управления объективной и независимой информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности (в том числе допускаемых нарушениях).
Выбор аудитора производится по усмотрению самого общества (кроме случаев, когда законодательство предусматривает особый порядок выбора аудитора); однако необходимо иметь в виду, что при обязательном аудите аудиторская фирма (аудитор) не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками. Под имущественными интересами в данном случае следует понимать любые формы взаимоотношений общества (его участников) с аудитором: взаимное участие в капитале друг друга; заключение договоров, связанных с движением имущественных ценностей; иные партнерские отношения.
Обязательным условием осуществления аудита выступает утверждение аудитора общим собранием акционеров (годовым)).
Заключению договора на аудиторскую проверку акционерным обществом с аудитором как правило, предшествует утверждение общим собранием аудитора. Аудиторская проверка, проведенная без соблюдения указанного требования, не влечет признания за аудиторским заключением должной юридической силы. Вместе с тем вполне допустимо положение, когда общее собрание утверждает аудитора после состоявшейся аудиторской проверки (или в процессе последней). В этом случае заключение аудитора будет иметь надлежащую правовую силу, однако при условии, что в самом решении общего собрания будет указано на правомерность проведения аудитором предшествующей проверки.
По итогам проверки финансово - хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение
Основной смысл заключения состоит в подтверждении (неподтверждении, условном подтверждении) достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Управление открытыми акционерными обществами
- Омск-2001
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственой системы.
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственной системы
- 1.1. Понятие акционирования.
- 1.2. Особенности аккумуляции средств в процессе акционирования.
- 1.3. Виды акционирования.
- 1.4. История акционирования.
- 2. Приватизация – основа создания оао в россии.
- 2.1. Понятие приватизации.
- 2.2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации.
- 2.3. Особенности формирования слоя владельцев акций в ходе приватизации.
- 2.4. Эффект от приватизации.
- 3. Акционерное общество как субъект хозяйственного права
- 3.1. Акционерное общество: понятие, сущность.
- 3.2. Виды акционерных обществ
- 3.3. Нормативные акты, регулирующие действие акционерных обществ в России
- 4. Формирование уставного капитала акционерного общества
- 4.1. Понятие уставного капитала общества
- 4.3. Увеличение и уменьшение уставного капитала общества
- 4.4. Уменьшение уставного капитала за счет приобретения и выкупа обществом размещенных акций
- 5. Капитализация.
- 5.1. Понятие капитализации.
- 5.2. Фондовые индексы.
- 5.3. Методы оценки стоимости акций компаний.
- 5.4. Пути повышения капитализации российских предприятий.
- 6. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- 6.1.Учреждение и реорганизация акционерного общества
- 6.2. Устав общества и его реорганизация.
- 6.3.Ликвидация общества
- 7. Общее собрание акционеров
- 7.1. Общие понятия
- 7.2. Компетенция общего собрания акционеров
- 7.3. Подготовка к проведению общего собрания
- 7.4. Внеочередное собрание акционеров
- 7.5. Порядок проведения собрания
- 8. Органы управления акционерным обществом
- 8.1. Роль совета директоров в эффективном функционировании общества
- 8.2. Исполнительный орган общества
- 8.3. Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества
- 8.4. Национальные особенности Советов директоров.
- 9. Проблемы управления корпоративной собственностью.
- 9.1. Роль информации в эффективном управлении корпоративной собственностью.
- 9.2. Раскрытие информации акционерным обществом – основа понимания для собственников и их менеджеров.
- 10. Государство – крупнейший корпоративный собственник в России.
- 10.1. Собственность Российской Федерации.
- 10.2. Участие государства в управлении оао.
- 10.3. Направление совершенствования управления пакетами акций, находящимися в собственности государства.
- 10.5. Зарубежный опыт управления государственной собственностью.
- 11. Роль наемных менеджеров в повышении эфективности управления оао
- 11.1. Правовой статус менеджера.
- 11.2. Вознаграждение и стимулирование управленческого труда в оао.
- 11.3. Взаимоотношения топ-менеджеров с собственниками.
- 12. Реорганизация как форма развития акционерных обществ
- 12.1. Понятие и виды реорганизации коммерческих организаций.
- 12.2.Слияние и присоединение как формы реорганизации.
- Десять ведущих отраслей
- 12.3.Основные мотивы слияний и поглощений компаний.
- 12.4.Механизм защиты компаний от поглощений.
- 13. Методика проведения реорганизации.
- 13.1. Слияние.
- 13.2. Присоединение.
- 13.3. Разделение
- 13.4. Выделение
- 13.5. Преобразование
- 14. Оценка экономической эффективности объединения компаний
- 14.2. Методы оценки эффективности реорганизации компаний.
- 15.Зарубежный опыт развития акционерных обществ.
- 15.1.Эволюция акционерного общества в сша
- 15.2.Современное корпоративное управление в сша
- 15.3.Корпоративное управление в Японии и Германии.
- 15.4.Решение вопросов управления акционерными обществами
- Перечень информации, которую должен содержать в себе