10.5. Зарубежный опыт управления государственной собственностью.
Хотелось бы остановиться на опыте Франции в законодательном регулировании отношений труда и капитала еще и потому, что в экономике этой страны действует обширный государственный сектор. В рыночном госсекторе там действует неадминистративное подчинение предприятий, т. е. минстерство-опекун и министерство финансов не могут напрямую вмешиваться и их внутренние дела. В подчинении у государства находятся не сами концерны этого сектора, а только их президенты. Последним, однако, дана большая самостоятельность.
Президент избирается акционерами (большинство голосов у государства) на три года и фактически подчиняется только совету министров, а не министерству, которое его контролирует. Он может быть смещен досрочно, лишь когда его деятельность грозит концерну катастрофой. Президент сам назначает генеральных директоров, которых утверждает административный совет – орган стратегического управления и контроля концерна, где представлены акционеры, банки, страховые компании, частные фирмы, исследовательские институты. У каждого генерального директора (обычно их трое или четверо) своя сфера деятельности, в которую входят несколько крупных филиалов или центральных служб концерна. Чаще всего президент возглавляет как административный совет, так и генеральную дирекцию и проводит с их помощью собственную стратегию развития, которая лишь в общих чертах согласована с правительством. Такая самостоятельность рыночного сектора – залог его гибкости и эффективности.
Рыночный госсектор Франции действует на той же коммерческой основе, что и частный сектор. Но одновременно он выполняет ряд нерыночных функций в слабых местах экономики страны. Под давлением правительства госпредприятия поддерживают у себя избыточную занятость, как это было в 1981 – 1985 гг., когда она снизилась у них лишь на 7, 2 %, в то время как во всей промышленности – на 11,5 %. Они имеют тенденцию стабилизировать заработную плату на высоком уровне, как это происходило, например, в авиамоторостроительном концерне «Снекма» в начале 90-х годов. Во Франции руководитель крупного предприятия или компании (концерна) сочетает, как правило, функции председателя (президента) административного совета и обязанности главного управляющего (генерального директора) [45, с. 60].
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Управление открытыми акционерными обществами
- Омск-2001
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственой системы.
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственной системы
- 1.1. Понятие акционирования.
- 1.2. Особенности аккумуляции средств в процессе акционирования.
- 1.3. Виды акционирования.
- 1.4. История акционирования.
- 2. Приватизация – основа создания оао в россии.
- 2.1. Понятие приватизации.
- 2.2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации.
- 2.3. Особенности формирования слоя владельцев акций в ходе приватизации.
- 2.4. Эффект от приватизации.
- 3. Акционерное общество как субъект хозяйственного права
- 3.1. Акционерное общество: понятие, сущность.
- 3.2. Виды акционерных обществ
- 3.3. Нормативные акты, регулирующие действие акционерных обществ в России
- 4. Формирование уставного капитала акционерного общества
- 4.1. Понятие уставного капитала общества
- 4.3. Увеличение и уменьшение уставного капитала общества
- 4.4. Уменьшение уставного капитала за счет приобретения и выкупа обществом размещенных акций
- 5. Капитализация.
- 5.1. Понятие капитализации.
- 5.2. Фондовые индексы.
- 5.3. Методы оценки стоимости акций компаний.
- 5.4. Пути повышения капитализации российских предприятий.
- 6. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- 6.1.Учреждение и реорганизация акционерного общества
- 6.2. Устав общества и его реорганизация.
- 6.3.Ликвидация общества
- 7. Общее собрание акционеров
- 7.1. Общие понятия
- 7.2. Компетенция общего собрания акционеров
- 7.3. Подготовка к проведению общего собрания
- 7.4. Внеочередное собрание акционеров
- 7.5. Порядок проведения собрания
- 8. Органы управления акционерным обществом
- 8.1. Роль совета директоров в эффективном функционировании общества
- 8.2. Исполнительный орган общества
- 8.3. Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества
- 8.4. Национальные особенности Советов директоров.
- 9. Проблемы управления корпоративной собственностью.
- 9.1. Роль информации в эффективном управлении корпоративной собственностью.
- 9.2. Раскрытие информации акционерным обществом – основа понимания для собственников и их менеджеров.
- 10. Государство – крупнейший корпоративный собственник в России.
- 10.1. Собственность Российской Федерации.
- 10.2. Участие государства в управлении оао.
- 10.3. Направление совершенствования управления пакетами акций, находящимися в собственности государства.
- 10.5. Зарубежный опыт управления государственной собственностью.
- 11. Роль наемных менеджеров в повышении эфективности управления оао
- 11.1. Правовой статус менеджера.
- 11.2. Вознаграждение и стимулирование управленческого труда в оао.
- 11.3. Взаимоотношения топ-менеджеров с собственниками.
- 12. Реорганизация как форма развития акционерных обществ
- 12.1. Понятие и виды реорганизации коммерческих организаций.
- 12.2.Слияние и присоединение как формы реорганизации.
- Десять ведущих отраслей
- 12.3.Основные мотивы слияний и поглощений компаний.
- 12.4.Механизм защиты компаний от поглощений.
- 13. Методика проведения реорганизации.
- 13.1. Слияние.
- 13.2. Присоединение.
- 13.3. Разделение
- 13.4. Выделение
- 13.5. Преобразование
- 14. Оценка экономической эффективности объединения компаний
- 14.2. Методы оценки эффективности реорганизации компаний.
- 15.Зарубежный опыт развития акционерных обществ.
- 15.1.Эволюция акционерного общества в сша
- 15.2.Современное корпоративное управление в сша
- 15.3.Корпоративное управление в Японии и Германии.
- 15.4.Решение вопросов управления акционерными обществами
- Перечень информации, которую должен содержать в себе