11.2. Вознаграждение и стимулирование управленческого труда в оао.
Механизм и уровни вознаграждения. В материальном обеспечении руководителей (менеджеров) предприятий государственного и частного секторов правительства различных стран стремятся к соблюдению «принципа паритета», то есть пытаются уровнять доходы руководителей предприятий любой формы собственности, дабы сохранить корпоративность и избежать «текучки кадров». Однако на практике сделать это не всегда удается из-за хронических дефицитов государственных бюджетов во многих странах мира. Поэтому доходы менеджеров в частном секторе экономики обычно обгоняют уровень материального вознаграждения менеджеров из государственного сектора. Кроме того, материальное обеспечение менеджеров высшего уровня, занятых в сфере экономики, должно быть сопоставимо по уровню с окладами высших должностных лиц, занятых в государственных органах власти (законодательном, исполнительном и судебном аппаратах) [45, с. 10].
Другая заметная тенденция в главных рыночных странах мира – снижение разницы в заработной плате (должностных окладах) между нижними и средними эшелонами наемных работников (включая менеджеров-управленцев), другими словами, кратности доходов. Так, например, в США, согласно официальной статистике труда, средняя зарплата управленцев среднего звена составляет 35 – 40 тыс. долл. в год, что примерно в 2 раза выше средней зарплаты рабочих и служащих, в 2,5 раза – рабочих на конвейере и в 3 раза – канцелярских служащих. В то же время управляющие компаний и корпораций сохраняют ряд сложившихся привилегий в отношении заработной платы, которая может превышать вознаграждение руководителей (управленцев) нижнего звена от 5 до 25 раз.
Что касается материального обеспечения менеджеров в США, то более 10% управляющих имеют годовые доходы, превышающие 70 тыс. долларов. Именно в этой группе дифференциация вознаграждения наиболее высока. Здесь представлены как руководители высшего уровня, так и незначительная часть управляющих среднего звена крупных компаний. В этой группе можно выделить прослойку высших управляющих из крупнейших корпораций, все виды «заработных доходов» которых исчисляются сотнями тысяч долларов. Как правило, эти менеджеры являются такие крупными держателями акционерного капитала и совладельцами компании, иными словами, лишь формально относятся американской статистикой к категории наемного персонала.
Высокие оклады менеджеров высшего звена в США назначаются правлением (советом директоров) корпорации, фирмы (концерна) с привлечением в отдельных случаях учреждений по оплате труда руководителей. В работе таких комиссий участвуют независимые эксперты, известные специалисты, консультанты, лица, сами прошедшие через управление фирмами и компаниями. При обсуждении конкретных условий премирования на совместном заседании совета директоров и комиссии по оплате главный менеджер фирмы не участвует, чтобы снять возможное давление на специалистов.
Во Франции все концерны, компании, фирмы из госсектора обязаны заключить с правительством целевой контракт на срок действия очередного государственного плана развития экономики страны. Нынешние контракты рассчитаны на четыре года и увязаны с планом. Сам план представляет собой систему ориентиров экономической и социальной политики правительства и комплекс мер для ее реализации. В этом документе всего 30 страниц, а целевой контракт любого концерна умещается на 10 страницах.
Материальное обеспечение руководителей крупного бизнеса на Западе складывается из постоянной и переменной частей. К постоянной части относится оклад, который формируется как функция среднего заработка по предприятию, но незначительно, в зависимости от темпов инфляции. Кроме того, оклад может дифференцироваться по отраслям и в зависимости от уровня сложности и масштабов деятельности руководителя.
К переменной части дохода руководителя относятся премии, надбавки, а также отдельные условия, включая возможность льготного приобретения акций. Надбавки могут, так же как и оклад, учитывать сложность, важность производства и выпускаемой продукции, размеры предприятия (по объему продукции, численности работающих), выслугу лет и т.п. в отдельных условиях добавляются: возможность использования автомобиля (или компенсация на использование личного автомобиля), оплата личного фонда представительских и командировочных расходов, страховые взносы и взносы в лечебные учреждения и пенсионные фонды, доплаты к отпуску.
Если сложить все составные части дохода американского менеджера высшего звена (оклад, надбавки и премии в форме акций), то в итоге получаются внушительные суммы. В целом американские наблюдатели отмечают тенденцию к снижению и к выравниванию доходов деловых людей (менеджеров) за последние годы.
В обобщенном виде различные формы стимулирования американских менеджеров с помощью переменной (премиальной) части материального вознаграждения выглядят следующим образом:
опционы – право купить определенное число акций по фиксированной цене;
обусловленное предоставление акций – управляющий становится полновластным хозяином акций лишь по истечении определенного периода времени либо по достижении конкретных результатов;
право изъятия доходов – руководителям предоставляется право изымать доходы по опционам без последующего реинвестирования;
премиальные акции – при достижении определенных целевых показателей руководители наделяются пакетом свободных акций;
премиальные выплаты – при достижении определенных целевых показателей руководителям выплачиваются определенные суммы наличными в зависимости от стоимости акций, которыми они владеют.
«золотые парашюты». При уходе из организации по уважительной причине (выход на пенсию, уход в вышестоящую структуру) главные управляющие большинства крупных компаний получают вознаграждения в размере утроенной суммы годовых окладов и премиальных, а также возможность полностью реализовать свои опционы на приобретение акций независимо от сроков и условий их предоставления [38, с. 115].
В хозяйственной практике развитых стран оклад и премия могут иметь полярное соотношение. К примеру, во Франции устанавливается относительно большой (по шкале доходов) оклад, а премия составляет 20–30% от фиксированного уровня заработной платы. В США переменная часть дохода может в десятки раз (а в ряде примеров и в сотни) превышать официально установленный оклад. Во Франции обычно руководитель государственной фирмы не имеет права приобретения (снимается противоречие стремлений к увеличению дивидендов и заработков). В США стимулирование деятельности руководителей через право на льготное приобретение акций широко распространено. Условия формирования переменной (премиальной) части дохода руководителя, как правило, являются наиболее сложным, так как именно премии пытаются увязать с эффективностью деятельности предприятия, при этом в понятие «эффективность» как собственник, так и менеджер могут вкладывать разный смысл. К руководителям высшего уровня со стороны собственников корпораций (компаний, фирм) предъявляются крайне высокие требования. Помимо обширных знаний и опыта успешной работы в прошлом, эффективный менеджер должен сочетать в себе качества «дженералиста», то есть специалиста в нескольких сферах управления, и при этом руководствоваться общей оценкой ситуации в отрасли, стране, мире. Его возраст не должен превышать 50 – 55 лет. Отсюда в США, несмотря на вузовские системы подготовки управленцев и огромные размеры вознаграждения руководителей высшего уровня, наблюдается их нехватка. Одним из проявлений нехватки руководителей считается высокий процент назначений на высшие корпоративные должности менеджеров «со стороны» (по данным одного обследования, до 1/3 президентских компаний и корпораций) [31, с. 251].
Широкое применение развитой премиальной системы в отношении американских менеджеров объясняется рядом соображений:
во-первых, заботой о том, чтобы получатели денежных сумм не платили сразу высокие налоги;
во-вторых, стремлением поощрить и привязать менеджеров к данной компании, а точнее – к ее собственникам. Чем выше поднимается стоимость акций по истечении времени, тем более выигрывает их покупатель. Но если менеджер покидает свой пост ранее обусловленного в контракте срока, в том числе и по достижению пенсионного возраста, он лишается обещанных ему вознаграждений полностью либо частично.
Если вернуться к известному принципу паритета в оплате труда менеджеров и руководителей государственных учреждений, то наиболее наглядно это можно проследить на примере Франции. Там должностные оклады высшего звена государственного аппарата, включая представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, колеблются на уровне 35 – 40 тыс. франков в месяц, не считая дополнительных льгот различного рода. В то же время глава автомобильной фирмы «Пежо-Ситроен» Жак Кальве в апреле 1993 г. получал около 50 тыс. франков, что на 10 тыс. больше оклада министра.
Принцип паритета (или соответствия) в уровнях заработной платы руководящих лиц, занятых в частном секторе экономии и на государственной службе, соблюдается в Великобритании. В мае 1971 г. в Лондоне был образован Высший консультативный совет по вопросам заработной платы, который разрабатывает для премьер-министра рекомендации об оплате труда руководителей национализированных отраслей промышленности, высших должностных лиц в судебной системе, на гражданской и военной службе. В 1993 г. в сфере внимания указанного консультативного совета находилось около 2140 человек. Сам совет состоит из 9 членов, назначаемых лично премьер-министром срок на 3 года. Они представляют круги промышленников, академических ученых и профессиональных юристов. Ежегодно глава правительства получает от совета аналитический обзор об уровнях зарплаты и соответствующие рекомендации, выполнение которых начинается с 1 апреля. Премьер-министр Великобритании получает 118 000 долл. в год, а средний годовой доход британца в 1993 г. составил 24 550 долларов.
Российская практика за годы экономической перестройки в оплате труда работодателей и наемного персонала, к сожалению, весьма отличается от тех оптимальных соотношений в рамках социальной справедливости, которые давно сложились в развитых странах Запада. Следует высказать несколько суждений по этому поводу:
В развитых странах Запада определен правовой статус менеджеров, и в первую очередь управляющих высшего звена, дабы их не путали с предпринимателями-собственниками в частном секторе экономики и с работодателями – в государственном. В России работа в этом плане еще не завершена.
Материальное обеспечение менеджеров всех уровней на Западе напрямую зависит от успехов тех организаций, в которых они работают. Иное дело в России, где труд управленцев оплачивает систематически и по заранее установленным нормам.
Прозрачность доходов управленческой элиты в богатых странах мира позволяет сохранять в однородном обществе социальную стабильность, которой так не хватает нашим гражданам в ходе экономических реформ и обнищания большинства населения [20, с. 10].
Как показывает мировая практика, в зависимости от того, кто и как осуществляет свое решающее влияние на деятельность акционерного общества, можно назвать такие формы контроля: акционерный, финансовых институтов и менеджерский. Первый осуществляется акционерами, обладающими соответствующим количеством акций, дающим им число голосов, которое необходимо, чтобы добиться нужного им решения на общем собрании. Акционеры могут нанести ущерб компании продавая принадлежащие им акции конкурирующей фирме. Та в свою очередь, обретя соответствующий пакет акций, получит право добиваться того, чтобы общее собрание акционеров компании принимало выгодные ей корпоративные решения и формировало такой состав представительных и исполнительных органов, который приемлем для фирмы.
Менеджерский контроль осуществляется управляющими компании. При отсутствии контроля со стороны акционеров они могут стать контролирующей группой, даже владея небольшим пакетом акций. Такое преимущество менеджеров связано с тем, что они владеют всей информацией о деятельности компании и могут использовать ее для усиления своего влияния.
Для подавляющего большинства акционерных компаний нашей страны характерен именно менеджерский тип контроля. По данным специалистов, только за последние два - два с половиной года количества акций, находящиеся в руках менеджеров, более чем удвоилось – с 10 примерно до 23 %от их общего числа. При этом происходило укрупнение принадлежащих им пакетов акций.
В то же время количество акций в собственности работников предприятий уменьшалось с 42 до 34%, то есть возможность акционерного контроля была ослаблена. Тем не менее акционеры-работники склонны поддерживать своих менеджеров, что усиливает позиции последних. Таким образом «внутренние» владельцы акций компаний (инсайдеры) имеют ныне 57% этих ценных бумаг в противовес их внешним обладателям (аутсайдерам), у которых 37% акций. В их числе и финансовые институты (банки). Хотя они и увеличили за рассматриваемый период количество акций с 12 до 15%, однако решающего влияния на деятельность компаний не оказывают. Банки слишком слабы для этого, не заинтересованы вкладывать свои финансовые ресурсы в производство в объемах, необходимых для его роста и развития. К тому же отечественные банки не обладают компетенцией и достаточным опытом надзора и контроля за деятельностью акционерных компаний. Ослаблено влияние на них государства. За упомянутый период количество акций, которыми оно владеет, уменьшилось с 8 с лишним до 6%. А главное, до сих пор не создан эффективный механизм его организационно-хозяйственного воздействия на состояние дел корпораций, владельцем чьих ценных бумаг оно является [17, с. 28].
Слабость всех названных фигурантов стала своего рода благоприятной предпосылкой усиления контроля и влияния менеджеров на жизнедеятельность корпораций. И против этого нечего было бы возразить, если бы менеджеры по своим деловым качествам отвечали требованиям, предъявляемым рыночной экономикой к управленцам.
Вот как, например, характеризовали участники форума реформ, проведенного московским представительством фонда «Наследие» и редакцией «Журнала для акционеров», директорских корпус корпораций:
• психология управления должна быть изменена и нацелена на развитие производства через инновации;
• дорвавшиеся до экономической власти дельцы «перекачивают» активы через подставных лиц;
• практически все руководители предприятий являются состоятельными людьми, умалчивающими о том, как их состояние нажито, а предприятия, которыми они руководят, почему-то никак не могут выбраться из долговой ямы и наладить производство;
• нужно обеспечить передачу управления в руки профессионалов - руководители действуют по известной схеме: выделяют экономически самостоятельные подразделения в дочерние предприятия, пользующиеся огромными льготами, при этом значительная часть их дохода идет на покрытие личных потребностей руководства материнского предприятия;
• наш опыт работы с директорским корпусом показывает что основной мотивацией руководителя-собственника оказывается сохранение контроля над предприятием в целях личного обогащения либо упрочения своего положения;
• управленческий персонал лелеет надежду, что не сегодня - завтра появится инвестор, вложит средства и все моментально переменится к лучшему, – из-за этого руководители предприятий не желают избавляться от структурной избыточности и избыточности персонала;
• руководителям трудно осознать, что в определенных условиях сбыт столь же важен, как и производство, и они запаздывают с восстановлением утраченных хозяйственных связей, с организацией профессионального маркетинга;
• среди руководителей все большее распространение получает позиция «внешней жертвы», суть которой сводится к тому, что при разрушении командно-административной системы социализма и экономическом спаде, неизбежно падение экономических показателей предприятия;
• возникает и позиция «внутренней жертвы», при которой администрация не пытается добиться увеличения производства, мотивируя это отсутствием надлежащей материальной базы, недостаточным уровнем подготовки персонала, причем силы бросаются не на развитие, а на самоподдержание предприятия и оно «плывет по течению туда, куда кривая вывезет».
Даже по этим фрагментарным оценкам специалистов можно судить о том, как велик потенциал негативного влияния на акционерные компании менеджмента, еще не вписавшегося в рыночные отношения. Ускорить этот процесс, предварительно нейтрализовав негативное влияние несостоявшихся в новых условиях управленцев, а затем и адаптировав их к этим условиям, можно, противопоставив им сильный контроль со стороны акционеров, финансовых институтов и государства как одного из собственников той или иной компании. Активно защищая свои интересы, эти фигуранты корректировали бы действия менеджеров так, чтобы их неправомочное негативное влияние заменилось бы целенаправленной деятельностью, направленной на удовлетворение запросов всех: собственников акций, как инсайдеров, так и аутсайдеров. Делалось бы это на основе консенсуса как интересов, так и влияний.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Управление открытыми акционерными обществами
- Омск-2001
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственой системы.
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственной системы
- 1.1. Понятие акционирования.
- 1.2. Особенности аккумуляции средств в процессе акционирования.
- 1.3. Виды акционирования.
- 1.4. История акционирования.
- 2. Приватизация – основа создания оао в россии.
- 2.1. Понятие приватизации.
- 2.2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации.
- 2.3. Особенности формирования слоя владельцев акций в ходе приватизации.
- 2.4. Эффект от приватизации.
- 3. Акционерное общество как субъект хозяйственного права
- 3.1. Акционерное общество: понятие, сущность.
- 3.2. Виды акционерных обществ
- 3.3. Нормативные акты, регулирующие действие акционерных обществ в России
- 4. Формирование уставного капитала акционерного общества
- 4.1. Понятие уставного капитала общества
- 4.3. Увеличение и уменьшение уставного капитала общества
- 4.4. Уменьшение уставного капитала за счет приобретения и выкупа обществом размещенных акций
- 5. Капитализация.
- 5.1. Понятие капитализации.
- 5.2. Фондовые индексы.
- 5.3. Методы оценки стоимости акций компаний.
- 5.4. Пути повышения капитализации российских предприятий.
- 6. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- 6.1.Учреждение и реорганизация акционерного общества
- 6.2. Устав общества и его реорганизация.
- 6.3.Ликвидация общества
- 7. Общее собрание акционеров
- 7.1. Общие понятия
- 7.2. Компетенция общего собрания акционеров
- 7.3. Подготовка к проведению общего собрания
- 7.4. Внеочередное собрание акционеров
- 7.5. Порядок проведения собрания
- 8. Органы управления акционерным обществом
- 8.1. Роль совета директоров в эффективном функционировании общества
- 8.2. Исполнительный орган общества
- 8.3. Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества
- 8.4. Национальные особенности Советов директоров.
- 9. Проблемы управления корпоративной собственностью.
- 9.1. Роль информации в эффективном управлении корпоративной собственностью.
- 9.2. Раскрытие информации акционерным обществом – основа понимания для собственников и их менеджеров.
- 10. Государство – крупнейший корпоративный собственник в России.
- 10.1. Собственность Российской Федерации.
- 10.2. Участие государства в управлении оао.
- 10.3. Направление совершенствования управления пакетами акций, находящимися в собственности государства.
- 10.5. Зарубежный опыт управления государственной собственностью.
- 11. Роль наемных менеджеров в повышении эфективности управления оао
- 11.1. Правовой статус менеджера.
- 11.2. Вознаграждение и стимулирование управленческого труда в оао.
- 11.3. Взаимоотношения топ-менеджеров с собственниками.
- 12. Реорганизация как форма развития акционерных обществ
- 12.1. Понятие и виды реорганизации коммерческих организаций.
- 12.2.Слияние и присоединение как формы реорганизации.
- Десять ведущих отраслей
- 12.3.Основные мотивы слияний и поглощений компаний.
- 12.4.Механизм защиты компаний от поглощений.
- 13. Методика проведения реорганизации.
- 13.1. Слияние.
- 13.2. Присоединение.
- 13.3. Разделение
- 13.4. Выделение
- 13.5. Преобразование
- 14. Оценка экономической эффективности объединения компаний
- 14.2. Методы оценки эффективности реорганизации компаний.
- 15.Зарубежный опыт развития акционерных обществ.
- 15.1.Эволюция акционерного общества в сша
- 15.2.Современное корпоративное управление в сша
- 15.3.Корпоративное управление в Японии и Германии.
- 15.4.Решение вопросов управления акционерными обществами
- Перечень информации, которую должен содержать в себе