9.1. Роль информации в эффективном управлении корпоративной собственностью.
Основное противоречие в работе любого акционерного общества, связанное с корпоративным управлением, состоит в том, что властные полномочия в компании убывают от общего собрания акционеров через совет директоров к правлению, а информированность этих структур о результатах ее деятельности и реальном состоянии дел в ней убывает в обратном направлении
В результате возникает парадоксальная ситуация. Общее собрание, являясь главным органом управления акционерного общества, решая такие важнейшие для его жизнедеятельности вопросы, как изменения в уставе, увеличение уставного капитала, эмиссии ценных бумаг, разрешая совершение крупных сделок и т. д., нередко вынуждено это делать, не располагая необходимыми объективными, достаточно полными сведениями. Из всех органов управления оно оказывается наименее информированным о текущем состоянии дел и конкретных результатах руководства обществом. В такой ситуации общее собрание нередко бывает вынуждено идти на поводу или менеджеров, безропотно соглашаясь с их предложениями, или же наиболее активных группировок, «проталкивающих» выгодные им решения [33, с. 34].
Обычно это происходит потому, что акционеры получают информацию о финансово-экономическом состоянии своей компании один раз в году, перед началом общего собрания. Чтобы располагать постоянной информацией о реальном состоянии дел в своей компании, каждому из них необходимо приложить весьма значительные усилия, да и они не всегда дают желаемые результаты. При такой плохой информированности акционеров общее собрание может, как правило, играть лишь формально роль высшего органа управления компанией.
В этом смысле очень поучителен опыт некоторых иностранных паевых фондов, действующих в нашей стране. Они периодически, примерно раз в квартал, обнародуют информацию о результатах своей деятельности в виде небольших листовок, в которых эта информация подается в форме диаграмм и графиков с короткими, но емкими комментариями. Такая информация понятна каждому, даже не знакомому с деятельностью фондов. Эти листовки может получить безвозмездно любой человек, даже не будучи пайщиком. Собственно они и предназначены для привлечения новых членов в фонды. Почему бы такую же форму информирования не использовать и для посвящений акционеров в текущие дела российских компаний? Но для этого прежде всего нужно сделать открытой, прозрачной всю деятельность акционерного общества, также и ее результаты. Для чего, в свою очередь, необходимо изжить многие негативные явления в жизнедеятельности компаний. Например, отказаться от тройной бухгалтерии, в которой для налоговых органов приводятся одни данные, для акционеров – другие, для генерального директора и главного бухгалтера - третьи, а также от черного нала, от необоснованных неплатежей, своекорыстного невыполнения договорных обязательств – от всего того, чем грешит современный отечественный менеджмент. Тогда и общие собрания превратились бы из формальных - в реальные высшие органы управления акционерными компаниями.
В смысле информированности в более выгодном положении, чем общее собрание, находится совет директоров, хотя бы потому, что его контакты с исполнительным органом постоянны, систематизированы и конкретны, потому что исполнительный орган находится под его непосредственным контролем и подотчетен ему. К тому же заседания совета проводятся не только по инициативе его председателя, но и каждого члена совета, отвечающего за конкретный участок работы в компании, ревизионной комиссии, аудитора общества, а также правления. Поэтому вопросы, относящиеся к его исключительной компетенции, решаются более конкретно и оперативно, чем общим собранием. Тем не менее это не исключает тех негативных явлений в жизнедеятельности компаний, которые мешают им вести дело открыто, не прячась в тень. То есть и этот представительный орган находится, как и общее собрание, под сильным влиянием менеджеров, входящих в подчиненное ему и формируемое им правление компании. Видимо, отечественным законодателям еще предстоит найти такие правовые нормы их взаимоотношений, которые исключали бы подобное влияние.
Наилучшими возможностями для использования информации в своих целях располагают менеджеры. Имея прямой доступ к первичной информации, они пользуются ею как для управления производством, так и для усиления своего влияния на жизнедеятельность корпорации - при этом их функции выходят за рамки компетенции, отведенной им законом. Тем самым создаются условия, при которых становятся возможными такие явления, как тройная бухгалтерия, черный нал и т.д. А главное, исполнительный орган превращается в управленческую структуру, главенствующую над всей корпорацией, включая ее представительные органы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Управление открытыми акционерными обществами
- Омск-2001
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственой системы.
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственной системы
- 1.1. Понятие акционирования.
- 1.2. Особенности аккумуляции средств в процессе акционирования.
- 1.3. Виды акционирования.
- 1.4. История акционирования.
- 2. Приватизация – основа создания оао в россии.
- 2.1. Понятие приватизации.
- 2.2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации.
- 2.3. Особенности формирования слоя владельцев акций в ходе приватизации.
- 2.4. Эффект от приватизации.
- 3. Акционерное общество как субъект хозяйственного права
- 3.1. Акционерное общество: понятие, сущность.
- 3.2. Виды акционерных обществ
- 3.3. Нормативные акты, регулирующие действие акционерных обществ в России
- 4. Формирование уставного капитала акционерного общества
- 4.1. Понятие уставного капитала общества
- 4.3. Увеличение и уменьшение уставного капитала общества
- 4.4. Уменьшение уставного капитала за счет приобретения и выкупа обществом размещенных акций
- 5. Капитализация.
- 5.1. Понятие капитализации.
- 5.2. Фондовые индексы.
- 5.3. Методы оценки стоимости акций компаний.
- 5.4. Пути повышения капитализации российских предприятий.
- 6. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- 6.1.Учреждение и реорганизация акционерного общества
- 6.2. Устав общества и его реорганизация.
- 6.3.Ликвидация общества
- 7. Общее собрание акционеров
- 7.1. Общие понятия
- 7.2. Компетенция общего собрания акционеров
- 7.3. Подготовка к проведению общего собрания
- 7.4. Внеочередное собрание акционеров
- 7.5. Порядок проведения собрания
- 8. Органы управления акционерным обществом
- 8.1. Роль совета директоров в эффективном функционировании общества
- 8.2. Исполнительный орган общества
- 8.3. Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества
- 8.4. Национальные особенности Советов директоров.
- 9. Проблемы управления корпоративной собственностью.
- 9.1. Роль информации в эффективном управлении корпоративной собственностью.
- 9.2. Раскрытие информации акционерным обществом – основа понимания для собственников и их менеджеров.
- 10. Государство – крупнейший корпоративный собственник в России.
- 10.1. Собственность Российской Федерации.
- 10.2. Участие государства в управлении оао.
- 10.3. Направление совершенствования управления пакетами акций, находящимися в собственности государства.
- 10.5. Зарубежный опыт управления государственной собственностью.
- 11. Роль наемных менеджеров в повышении эфективности управления оао
- 11.1. Правовой статус менеджера.
- 11.2. Вознаграждение и стимулирование управленческого труда в оао.
- 11.3. Взаимоотношения топ-менеджеров с собственниками.
- 12. Реорганизация как форма развития акционерных обществ
- 12.1. Понятие и виды реорганизации коммерческих организаций.
- 12.2.Слияние и присоединение как формы реорганизации.
- Десять ведущих отраслей
- 12.3.Основные мотивы слияний и поглощений компаний.
- 12.4.Механизм защиты компаний от поглощений.
- 13. Методика проведения реорганизации.
- 13.1. Слияние.
- 13.2. Присоединение.
- 13.3. Разделение
- 13.4. Выделение
- 13.5. Преобразование
- 14. Оценка экономической эффективности объединения компаний
- 14.2. Методы оценки эффективности реорганизации компаний.
- 15.Зарубежный опыт развития акционерных обществ.
- 15.1.Эволюция акционерного общества в сша
- 15.2.Современное корпоративное управление в сша
- 15.3.Корпоративное управление в Японии и Германии.
- 15.4.Решение вопросов управления акционерными обществами
- Перечень информации, которую должен содержать в себе